Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

Введение. Образование всегда ценилось в обществе как фактор его выживания, но в условиях перехода к информационному обществу его значимость неизмеримо возрастает. Именно с образованием связывают преодоление не только технологических, экономических, экологических, но и духовных социально-гуманитарных кризисов,  периодически накатывающихся на все страны мирового сообщества. И в этой связи, существующую практику, особенно высшего профессионального образования, по мнению многих исследователей, надо модернизировать или перестраивать [1,2].

Безусловно, процесс формирования инновационной среды в вузе, отражающей современную парадигму профессионального образования, является многогранным и, во многом, определяется психолого-педагогическими условиями ее формирования [3]. В настоящей работе рассматривается только технологический аспект организации инновационной образовательной деятельности. На данный момент, практически во всех вузах, обучение проходит по кредитной технологии обучения на основе плановой. Обучающиеся должны изучить определенное количество дисциплин, набрать заранее указанное количество кредитов, а также достигнуть личностной способности к осуществлению реального жизненного действия в предметных областях изученных дисциплин, задаваемых  типовым учебным планом.

Такая организация учебного процесса, как правило, не мотивирует студентов на качественное и добросовестное изучение дисциплин, не дает возможности студентам изучать дисциплины, которые представляют для них интерес и которые им хочется освоить «сейчас и сразу», формирует представление, что они изучают множество дисциплин, которые в дальнейшем им не пригодятся и т.п. Хотя, справедливости ради, отметим, что все учебные дисциплины расширяют кругозор студентов.

Развитие средств телекоммуникаций позволяет экспертам прогнозировать появление полноценных возможностей приобретения нужных знаний, навыков и опыта по индивидуальным траекториям обучения в любом возрасте и в любой точке пространства, а также в удобное время для каждого участника учебного процесса. Современные тренды в образовании [4] потребует от вузов такого планирования и организации учебного процесса, когда на первом месте будут стоять не жесткие детерминированные схемы обучения, а желания студентов и возможности преподавателей. Такой подход имитирует законы бизнеса (рынка) в сфере информационных сервисов и услуг – как преподаватели предлагают набор курсов, а студенты изъявляют желание их изучать, так и студенты (возможно и работодатели) выставляют запросы на формирование дисциплин с определенными компетенциями и содержательной частью, а преподаватели данные курсы разрабатывают.

  1. Модель инновационного образовательного процесса. По итогам анализа аспектов организации учебного процесса, которые нуждаются в информатизации и автоматизации на текущем этапе модернизации высшего образования России и рассмотрения решений, внедренных за рубежом, была разработана модель семестрового цикла работы информационной системы инновационного образовательного процесса (рис. 1).

Рисунок 1. Модель взаимодействия участников

Модель  включает в себя следующих основных участников: студенты, преподаватели, потенциальные работодатели (представители бизнеса). Помимо ролей участников модель включает информационные сущности, которые представляют собой абстрактные части программного комплекса.

База курсов. Содержит коллекцию рабочих программ дисциплин, представленных в соответствии с образовательным стандартом Российской Федерации. Каждая запись содержит, как минимум, название дисциплины, аннотацию, кредитную емкость, развиваемые данной дисциплиной компетентности, распределение часов, способ проведения занятий, метод аттестации, а также другие необходимые данные. Под способом проведения занятий понимается форма проведения занятий – очная в аудиториях и лабораториях, заочная (дистанционная) с применением компьютерных мультимедиа технологий либо других средств коммуникаций, гибридная с  совмещением очной и заочной форм обучения. Под методом аттестации подразумевается способ подтверждения набранных при изучении дисциплины знаний, умений, опыта – это может быть очно при встрече с экзаменатором, дистанционно путем прохождения электронного тестирования или написания эссе. Также возможен вариант совмещения нескольких разных способов.

База шаблонов и компетенций. Содержит сущности двух видов. Первый вид – шаблон учебного плана, подготовленный специалистами учебного заведения для различных направлений обучения. Используется студентами как основа для проектирования своей учебной траектории или как итоговый план (возможность обучения без составления своего учебного плана, т.е. по традиционной схеме или имеющимся в базе прототипе). Второй вид – область компетенций, заявленных работодателями. В данном случае, компетенции понимаются в традиционном смысле как знания, умения, навыки, владение, опыт, предъявляемые бизнесом для оценки личностных профессиональных и конкурентных преимуществ выпускников.   Работодатель формирует те компетенции, которые он хотел бы видеть в будущем работнике, что позволяет студенту ориентироваться на реальные потребности рынка и проектировать свою учебную траекторию с целью получить работу в конкретном виде бизнеса с конкретной специализацией. Кроме того, база компетенций представляет собой площадку для анализа рынка труда как студентами, так и слушателями, желающими повысить свои знания.

База учебных планов. Содержит коллекцию индивидуальных траекторий обучения. Учебные планы хранятся в виде списка подтвержденных подписок студента на курсы, которые были опубликованы преподавателями. База учебных планов является версионной, т.к. составленные студентам учебные планы, проходят несколько этапов рецензирования, результаты каждого из которых необходимо сохранять.

Блок генерации расписания использует различную информацию для создания индивидуальных расписаний. Для составления расписания используется различная информация: сетка занятий университета, база индивидуальных учебных планов студентов, база курсов, база аудиторного фонда университета, коллекция требований и пожеланий преподавателей к оснащению аудиторий и времени проведения занятий.

База индивидуальных расписаний хранит информацию о текущих расписаниях для каждого преподавателя, студента, аудитории и учебного курса. Именно с данными из этой базы и происходит работа во время семестра.

  1. Организация учебного процесса. На первом шаге студент должен ознакомиться со своим базовым рабочим учебным планом и, проанализировав его, сформировать список дисциплин, которые он планирует изучать в следующем учебном году (рис.2.). Все студенты должны видеть, каков общий поток обучающихся, проявивших желание изучить выбранную дисциплину на текущий момент. Также, студент вправе предложить к изучению дисциплину, которая не ведется в университете. К дисциплине необходимо указать примерное описание, содержание и желаемый набор компетенций. Эту дисциплину, которая официально еще не утверждена и не ведется, студенты могут также выбрать как желаемую к изучению.

Рисунок 2. Схема информационных потоков


На втором шаге уже преподаватель оценивает ожидаемый контингент обучающихся на следующий учебный год, их рабочие планы, а также студенческий список желаемых к изучению дисциплин. На основе этой информации, преподаватель формирует свою учебную нагрузку на следующий учебный год: указывает минимально и максимально возможную учебную нагрузку; формирует примерные потоки с указанием максимальной и минимальной численности студентов; указывает других преподавателей-ассистентов по видам проводимых занятий. В это же время он создает новые учебные курсы. Для каждой дисциплины преподаватель может указать список альтернативных дисциплин, которые ведутся в университете, либо запрашивались студентами как новые. К дисциплинам прилагается подробная аннотация, формируемые компетенции, пререквизиты, а также материально-технические ресурсы и организационные требования для реализации обучения. Следует отметить, что преподаватель должен формировать учебную нагрузку «с запасом» – для альтернативного выбора студентами. Альтернативная нагрузка должна быть не меньше, чем заявляемая минимальная нагрузка на преподавателя.

По результатам формирования примерных потоков преподавателями система генерирует учебные потоки для последующей регистрации на дисциплины студентами. Все недостающие обязательные потоки создаются руководством кафедры. Заведующий кафедрой отслеживает процесс формирования индивидуальных учебных нагрузок и контролирует, чтобы студенты имели возможность выбрать не только дисциплины обязательной и вариативной части, но и альтернативные.

На следующем этапе открывается регистрация студентов на дисциплины. Студент, в соответствии с финансовыми возможностями, с учетом требований по максимальной и минимальной учебной нагрузке составляет индивидуальный учебный план на следующий учебный год. Студент знакомится с каталогом дисциплин: смотрит описание, формируемые компетенции, историю модификации курса, статистику по обучению и успеваемости, а также отзывы завершивших изучение курса. Выбор дисциплин регулируется согласно расставленным пререквизитам. Обучающийся имеет право изучить дисциплину в обход требований по пререквизитам, если сможет подтвердить набор знаний и/или компетенций, необходимых для изучения выбранного курса. Решение принимается специальной комиссией профильной кафедры. Для составления рационального и оптимального индивидуального учебного плана студент может воспользоваться помощью консультанта.

Вместе с учебной нагрузкой, студенту должен быть предоставлен финансовый калькулятор. Тогда он может оценить примерную сумму, которую ему необходимо будет оплатить за каждый планируемый учебный курс на следующий учебный год (с учетом возможного рефинансирования). Студентам, обучающимся на бюджетной основе, также будет показана примерная стипендия, которую они будут получать за каждый учебный семестр. Например, если студент решил изучить только 60% планируемой семестровой учебной нагрузки, то финансовый калькулятор покажет, что у студента в соответствующем учебном периоде (семестре) и стипендия будет составлять соответственно 60% от планируемой. Такая схема дает студенту возможность контролировать не только свою нагрузку, но и смотреть на финансовое обеспечение обучения.

После завершения периода регистрации на дисциплины, запускается процесс проверки учебных потоков на качество, по результатам работы которой вносятся корректировки в учебную нагрузку: нерентабельные потоки расформировываются (и уничтожаются). Академические консультанты отрабатывают с каждым студентом, не завершившим удачно процесс регистрации на дисциплины, новую индивидуальную траекторию обучения.

По окончании процесса регистрации (перерегистрации) на дисциплины, формируются, печатаются и подписываются регистрационные формы на каждого обучающегося. На основе регистрационной формы формируется индивидуальный учебный план студента.

По итогам регистрации (перерегистрации) на дисциплины формируются общий университетский расчет учебных часов и расчет учебных часов по кафедрам. Руководство кафедры имеет возможность дополнительного распределения учебной нагрузки между преподавателями. На основе распределенного расчета часов формируется официальное поручение по учебной нагрузке кафедры.

Студентам, в течение двух недель после начала семестра, предоставляется возможность отказаться от изучения некоторых дисциплин. В этом случае для обеспечения минимальных изменений регистрационных форм, учебных потоков и расписания необходимо иметь набор дисциплин с исключительной возможностью проведения занятий и аттестаций. Это, в первую очередь,  дисциплины с применением дистанционных компьютерных технологий обучения и проверки знаний. Подключение дополнительных участников обучения в этом случае, практически, не влияет на организацию обучения.

Обобщенно, функциональная структура программного комплекса поддерживающего предложенную технологию инновационного планирования и управления учебным процессом, базируется на многоуровневой клиент-серверной технологии. Все серверы, структурированы в четыре кластера: «кластер рабочих серверов», «кластер серверов маршрутизации», «кластер серверов синхронизации» и «кластер центральных серверов».  Введение кластера «рабочих серверов» обусловлено потребностью в распределении нагрузки между несколькими серверами, расположенных как можно ближе к целевой группе пользователей. «Серверы маршрутизации» принимают запросы клиентов и на основе поступающей на них информации о загруженности «рабочих серверов» производят переадресацию клиента на ближайший и наименее загруженный «рабочий сервер». «Серверы синхронизации» обеспечивают оперативную синхронизацию данных «рабочих серверов» с данными «центрального сервера». Центральный сервер обеспечивает централизованное хранение и обработку данных всего университета. При необходимости функции «центрального сервера», «сервера синхронизации» и «сервера маршрутизации» могут быть совмещены в одном физическом сервере  в любой комбинации.

Заключение. Индивидуальная траектория обучения вносит корректировки в организацию учебного процесса: теперь отпадает необходимость формировать приказ для перевода студента с курса на курс. При формировании индивидуальной траектории обучения, при откладывании изучения некоторых дисциплин на другой срок, студент видит в реальном времени, как меняется его индивидуальный учебный план, изменяется примерный срок обучения, учебная нагрузка на каждый год, а также может управлять финансовыми проблемами при обучении.

Стоит отметить, что на основе данной модели в учебный процесс могут быть включены не только студенты, планирующие получить диплом о высшем образовании, но и слушатели, желающие изучить определенный курс дисциплин.  По сути, это образование в течение всей жизни (LLL – Life-long learning). Между студентом и слушателем нет особых различий: если студент может учиться как на бюджетной, так и на платной основе, то слушатель только на платной. Любой обучающийся сможет получить в любое время транскрипт-сертификат – список изученных дисциплин с указанием полученных кредитов, итоговой оценки и года изучения дисциплины, а также списки пройденных практик и аттестаций.

При этом в вузе появляется возможность организовать не только различные формы и методы обучения, но и создать инфраструктуру виртуальной системы управления человеческим капиталом для работодателей. Например, специализированную систему управления талантами для обучающихся и работодателей, когда студент изъявляет желание найти работу, а работодатель указывает вакантные должности и требуемые знания и умения. Студент может указать желаемое направление работы, а работодатель выбирать на основе имеющихся у студентов компетенций. И самое главное, по мнению авторов, только в этом случае вуз станет современным, эффективно действующим образовательно-исследовательским центром по формированию профессиональной элиты, где реализуется реальное объективное соответствие содержания учебных программ требованиям бизнес-структур и требованиям на переподготовку и повышение квалификации специалистов.

 

Список литературы

1. Парахонский А.П. Перестройка структурных основ высшего образования // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 61

2. Колин К.К. Информатизация образования: новые приоритеты // Экспертная сеть Госбук. URL: (дата обращения 02.04.2015).

3. Николаева Н.И., Гуменюк В.И. Организационно–педагогические условия формирования инновационной среды // Российская академия естествознания.   URL: (дата обращения: 02.04.2015).

4. Форсайт: основные тренды образования будущего // Новости ТПУ. URL: (дата обращения 02.04.2015).[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ» description=»Представлена концептуальная модель индивидуального подхода к преподавателям и студентам при организации и планировании учебного процесса в высшем учебном заведении. Базовыми компонентами модели являются схема личностно-ориентированного формирования образовательных траекторий для студентов и схема формирования сервисных образовательно-информационных услуг для преподавателей.» author=»Ботыгин Игорь Александрович, Чичиленко Евгений Сергеевич, Шерстнева Анна Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found