Требования не только к профессиональной, но и к личностной составляющей будущих педагогов постоянно повышаются. Современная общеобразовательная школа желает видеть в выпускнике факультета искусств педагога ИЗО, способного ориентироваться в мире художественных ценностей, знающего историю европейского и отечественного искусства, разбирающегося в специфике различных видов изобразительного искусства. Выпускник вуза должен осознавать культурную значимость своей профессии.
Визуальная культура – это специфическое интегративное качество специалиста художественного образования, приобретаемое в процессе профессионального обучение, основанное на прочных знаниях традиций мирового художественного наследия, под которым мы понимаем способность к эстетическому восприятию и профессиональному анализу образов искусства и окружающей действительности. Специалист с развитой визуальной культурой способен осмысливать и окружающее культурное пространство, понимая, как современная массовая культура, подпитываясь идеями классического искусства, огрубляя и примитивизируя их, оказывает деструктивное влияние на личность [5, с. 43].
Влияние на процесс развития визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства оказывает ряд объективно существующих обстоятельств, которые значимы для самой личности обучающегося, называемые факторами.
Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса или явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе [6, с. 530]. Различного рода факторы, имеющие общую направленность, способны действовать как мощное единое целое. Факторы оказывают мотивирующее воздействие на личность.
Процесс профессионального и личностного становления будущих педагогов-художников тесно связан с образовательным пространством вуза, где со стороны педагогического состава совершается содействие развитию профессиональных качеств будущих специалистов. Тем не менее, помимо педагогической среды, личность взаимосвязана и с социокультурной средой. Наиболее важно, на наш взгляд, выделить внешние факторы: культурный, социальный, внутренние – психологические, а также синтезирующие внешнее влияние и внутренние импульсы личности – педагогические факторы.
Культурный фактор.
Поскольку визуальная культура личности является важнейшей составляющей общей культуры будущего специалиста изобразительного искусства, формирующейся за счет погружения его в культурную среду, постижения культурных ценностей, возникает фактор культурной мотивации к самосовершенствованию в духовном и профессиональном контексте. Визуальная культура педагогов-художников – это явление культурного порядка. Данный фактор подразумевает погружение личности будущего педагога в пространство культуры (М.М. Бахтин, А. Ф. Лосев, А. Г. Шпенглер, Г. Шпет и другие), которое формируется из значимых для него позиций: музеи, художественные союзы, галереи, арт-площадки, когда происходит непосредственное знакомство с подлинными произведениями классического и современного искусства. Реализация человека в культуре представляет собой многоэтапный процесс, органичной частью которого является индивидуально-личностное самоопределение и как следствие – мотивация к дальнейшему развитию собственной визуальной культуры.
Тем не менее, мы не можем ограничиваться пониманием окультуривания личности только лишь за счет погружения ее в культурную среду, важно учитывать и такие процессы, как взаимодействие личности с другими в культурном пространстве. Это актуализирует рассмотрение другого внешнего фактора – социального.
Социальный фактор.
Социальный фактор подразумевает социальную, этническую среду, оказывающую влияние на становление будущего специалиста ИЗО и развитие его визуальной культуры. Каждый студент, являясь представителем определенной социальной среды, приобретает определенные личностные качества, получает знания, приобретает опыт и ценности. Нормализация, унификация и обусловливание ведущих социальных потребностей (коммуникация, обмен опытом, и д.т.) в процессе социального взаимодействия, образует основание для организации постоянных связей между людьми в пространстве культуры [9, с. 36]. То есть, как показывает исторический опыт, культурная самобытность определенного социума формируется с помощью взаимодействия его представителей, как внутри социальной группы, так и выходя за ее пределы, с другими группами. Речь может идти как об этнических социальных группах, так и о социальных институтах, субкультурах и т.д.
Любая социальная группа имеет собственный опыт, традиции, взгляд на окружающее пространство, а также собственную видимую картину мира. Это отображено в мировом художественном наследии, где в различные исторические периоды у разных народов отслеживаются свои способы визуализации, зафиксированные в художественно-стилевых приемах и формах. Также социальный фактор оказывает влияние на развитие визуальной культуры будущего педагога художника. Учитывая данное обстоятельство, педагогам высшей школы необходимо брать во внимание, что у каждого студента, как представителя определенного социума, изначально сформирована своя видимая картина мира. Соответственно, и развитие визуальной культуры будет у каждого студента идти своим путем. Но при этом, в процессе педагогического общения с другими студентами, имеющими иные культурные ценности, происходит обмен опытом, взаимообогащение, непосредственно оказывающее влияние на развитие визуальной культуры будущих специалистов.
Культурная и социальная среда вместе образуют пространство, связанное с развитием визуальной культуры, влияя на процесс культурного взросления личности педагога-художника, и определяя условия его протекания. И все же не только культурная среда оказывает влияние на человека, но и личность способна воздействовать на ее преобразования. Речь идет о личности педагога, которому необходимо понимать всю ответственность за выполнение данной миссии и необходимость постоянного усовершенствования профессиональных и личностных качеств, в частности визуальной культуры.
Важно заметить, что и сама социокультурная среда изменяется под воздействие личности. В частности, если речь идет о будущем педагоге изобразительного искусства, так как его миссией является развитие эстетических качеств своих учеников, приобщение их к прекрасному в искусстве и окружающем мире. Деятельность учителя ИЗО по своей сути творческая, созидательная, накладывающая созидание на среду. Культурное пространство и социальная среда – внешние факторы, влияющие на развитие визуальной культуры будущего педагога.
Психологические факторы
Психологические факторы – внутренние детерминаторы, обусловленные природой личности. Под их влиянием развивается эмоциональная сфера личности, которая тоже может быть импульсом к развитию визуальной культуры будущего педагога. Процесс обучения теснейшим образом связан с практической деятельностью, изучением произведений искусства на эмоциональном проживании. Обогащение личной визуальной культуры художника происходит в синтетической деятельности, включающей восприятие, оценивание, накопление эмоционального опыта, трансформацию в художественные образы.
- Одним из ключевых факторов на наш взгляд, является развитие визуального восприятия. Оно является самой ранней формой познания, в том числе и зрительного. Восприятие – «простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с пониманием его целостности» [4, с. 24]. То есть восприятие имеет непосредственную взаимосвязь с целостными образами. В качестве этих образов могут фигурировать и произведения изобразительного искусства. В психологической науке восприятие, как акт взаимодействия с произведением искусства, был рассмотрен ещё в 1925 году отечественным психологом Л.С. Выготским (1896 – 1934 гг.) в труде «Психология искусства». Учёный склонялся к тому, что восприятие происходит на чувственном уровне, и именно с него начинается реакция на произведение искусства [1, с. 251]. Для педагога-художника восприятие произведения искусства является одним из ключевых процессов в профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, основывается не только на чувствах, но и на активности сознания. Несмотря на то, что восприятие является начальным этапом визуального анализа, от него зависит смысловое значение сохранённой в памяти информации, получаемой при помощи зрения. Следовательно, развитие восприятия играет значительную роль в формировании визуальной культуры будущих педагогов-художников.
- Обратимся к рассмотрению другого психологического фактора – развитию визуального мышления, имеющего последовательную взаимосвязь с восприятием. Процесс визуального познания от восприятия переходит к мышлению. В психологической науке визуальное мышление анализировали зарубежные (Р. Арнхейм, А. Бергер и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие) ученые-психологи. Визуальное мышление многомерно, так как оно соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Если восприятие можно охарактеризовать как прочтение визуальной информации, то визуальное мышление – это выстраивание, созидание, на основе увиденного. В развитой форме визуальное мышление характерно для творческих людей, которые каким-либо образом причастны к изобразительному искусству или другим видам визуальной коммуникации (реклама, дизайн, кино, телевидение и т.д.). Развитие визуального мышления видится нам также необходимым фактором для формирования визуальной культуры учителей ИЗО.
- Следующим психологическим фактором формирования визуальной культуры, является развитие визуальной памяти, которая анализировалась американским психологом-прагматиком Джеймсом Уильямом (1842 – 1910 гг.) и отечественными учеными психологами А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими. Визуальная память – «остаточная сенсорная память, сохраняющая след визуального стимула непродолжительное время» [7, с. 296]. Будущему педагогу-художнику необходимо владеть большим объемом образов изобразительного искусства, их сопоставлять, сравнивать, находить диалогические взаимосвязи. Из вышесказанного следует, что визуальная память носит осмысленный характер, для её развития необходимо устанавливать ассоциативные и смысловые связи у будущего педагога-художника, что также доказывает значимость ее как фактора развития визуальной культуры.
- Еще одним, важным для нашего исследования психологическим фактором, важным для становления визуальной культуры учителя ИЗО, является развитие воображения (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Л.С. Коршунова, С.Л. Рубинштейн и др.). Воображение – «форма опосредованного, обобщенного познания, проявление творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых образов, представлений и понятий». [4, с. 23]. Благодаря развитому воображению, личность будущего специалиста наделяется способностью творчески мыслить, создавать собственные визуальные образы, вне зависимости от стандартов и стереотипов мышления. Для развития воображения будущему художнику необходимы новые впечатления и знания, которые он получает при чтении книг, посещении музеев, выставок путешествиях, то есть, обогащая визуальный ряд, сохраняющийся в его памяти. Развитие воображения, наряду с другими психологическими процессами, способствует развитию визуальной культуры будущих педагогов-художников.
- Возрастные особенности студентов также играют роль значимого фактора (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон). В студенческом возрасте происходит активное самоопределение личности, стремление к познанию к познанию всего нового, повышается эмоциональный интерес к окружению. Но в то же время в юношеском возрасте проявляется сомнение, неуверенность в себе, боязнь не достичь какого-то результата. Педагогу высшей школы необходимо учитывать возрастные особенности студентов, что развитие визуальной культуру должно задействовать их эмоциональную сферу, то есть в живом диалоге.
Психологические факторы являются внутренними и во многом именно они определяют положительную динамику успешное становление будущего специалиста изобразительного искусства и развития его визуальной культуры.
Педагогические факторы.
Гармонизация внешнего (культурного и социального) и психологических факторов происходит под воздействие педагогических факторов. В педагогическом процессе движущая сила, побуждающая к необходимости развития профессионально-личностных качеств, возникает как под воздействием внешних организованных педагогом высшей школы условий, так и благодаря внутренней мотивации.
- К числу наиболее значимых факторов, на наш взгляд, следует отнести непосредственно создание педагогических условий, которые должны способствовать более эффективному развитию визуальной культуры будущих педагогов-художников. Исследователи в области педагогики рассматривают условия как «совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [4, с. 36]. То есть, условие является совокупностью причин, обстоятельств, влияющих на профессиональное становление личности в процессе образования. На наш взгляд, для развития визуальной культуры будущих педагогов-художников наиболее целесообразно создание следующих условий:
— диалогичность процесса освоения материала;
— использование возможностей аксиологического подхода;
— актуализация познавательной деятельности, оказывающая воздействия на визуальную память, мышление и воображение.
а) Одно из ключевых на наш взгляд условий развития визуальной культуры педагогов-художников – диалогичность образовательного процесса. В педагогической науке, на психолого-педагогическом уровне диалог исследуется в контексте субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Н.В. Амяга, А.А. Бодалев, И.В. Вачков, Л.А. Петровская, К. Рождерс, А. А. Ухтомский и др.). В диалоге отшлифовывается индивидуальные суждения студентов, проявляется их видение современного культурного пространства. Постижение в диалогической форме эстетических начал и законов создания художественных образов в различных видах искусства, способствует развитию визуальной культуры участников диалога.
б) В качестве второго условия развития визуальной культуры, возможно применение аксиологического подхода к процессу обучения (А.М. Булыгин, Б.З. Вульфов, И. Ф. Исаев, В. А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.), предполагающего совершенствование культурных и духовных ценностей личности будущего специалиста. Ценности сформируется самим человеком, когда он определяет для себя степень значимости различных предметов и явлений [8, с. 86]. Ценности могут быть приобретать и до обучения в вузе, под влиянием культурной и социальной среды, и в процессе профессионального обучения при постижении основ классического мирового искусства. Ценностные предпочтения студентов можно пронаблюдать в результатах продуктивно-творческой и научно-исследовательской деятельности студентов, при условии, что выбор направления, темы и проблематики был сделать самостоятельно и осознанно. Педагогу вышей важно видеть разницу в визуальном восприятии и видении учащихся, и учитывать эти особенности в развитии их визуальной культуры.
в) Третьим условием является актуализация познавательной активности у будущих педагогов-художников. Эффективность развития визуальной культуры во многом зависит от готовности к процессу самого студента (с учетом влияния культурного и социального факторов) и его познавательной активности [3, с. 7]. Познавательная активность – черта личности, которая проявляется в «инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [2]. Именно познавательная активность, по мнению ряда ученых (М.И. Викулиной, Ш.И. Ганелина, А.В. Иванова, С.Н. Казначеевой, С.А. Пиняевой, и других) является залогом формирования разных видов деятельности обучающегося: познавательной, трудовой, художественной, учебной, коммуникативной и т.д. Деятельность педагога высшей школы должна быть направлена развитие познавательных способностей будущих педагогов-художников.
Таким образом, рассмотрение и учет факторов развития визуальной культуры позволяет педагогу высшей школы эффективнее выстроить учебный процесс, направленный на развитие визуальной культуры будущих учителей ИЗО, обеспечивающее полноценное становление личности педагога-художника, способного воспитывать своих учеников, понимать, в каком культурном слое находятся их эстетические представления, передавать им опыт ценностного отношения к изобразительному искусству.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский, М.: Искусство, 1986 г. – 326 с.
- Ганелин Ш.И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе / Ш.И. Ганелин. – Л. :ЛТУ, 1972. – 250 с.
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А. Лобанова, Балашов: Изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005 – 76 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий, 2-е изд. / К.К. Платонов, М.: Высшая школа, 1984 г. – 174 с.
- Прокопова А.С. Роль диалога в развитии визуальной культуры будущих педагогов-художников / Сибирский педагогический журнал // под ред. Т.А. Ромма, Новосибирск: Изд-во СПЖ, 4/2014 – стр. 43 – 47.
- Словарь иностранных слов. – 7-е издание, перераб. – М.: Русский язык, 1979 – 624 с.
- Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий, М.: Просвет, 2011. – 512 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; М.: Академия, 2002. – 576 с
- Сухая В.В. Факторы социокультурных трансформаций искусства в философии культуры П. Сорокина – автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук / В.В. Сухая, М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006 г. – 20 с.[schema type=»book» name=»ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ » description=»В статье охарактеризован феномен визуальной культуры будущих педагогов-художников, как личностное качество, необходимое специалисту изобразительного искусства в современных условиях. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на мотив и процесс ее развития (культурный, социальный, психологические, педагогические). В результате раскрыты всевозможные грани феномена визуальной культуры и сделаны соответствующие выводы.» author=»Прокопова Анна Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]