Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Требования не только к профессиональной, но и к личностной составляющей будущих педагогов постоянно повышаются. Современная общеобразовательная школа желает видеть в выпускнике факультета искусств педагога ИЗО, способного ориентироваться в мире художественных ценностей, знающего историю европейского и отечественного искусства, разбирающегося в специфике различных видов изобразительного искусства. Выпускник вуза должен осознавать культурную значимость своей профессии.

Визуальная культура – это специфическое интегративное качество специалиста художественного образования, приобретаемое в процессе профессионального обучение, основанное на прочных знаниях традиций мирового художественного наследия, под которым мы понимаем способность к эстетическому восприятию и профессиональному анализу образов искусства и окружающей действительности.  Специалист с развитой визуальной культурой способен осмысливать и окружающее культурное пространство, понимая, как современная массовая культура, подпитываясь идеями классического искусства, огрубляя и примитивизируя их, оказывает деструктивное влияние на личность [5, с. 43].

Влияние на процесс развития визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства оказывает ряд объективно существующих обстоятельств, которые значимы для самой личности обучающегося, называемые факторами.

Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса или явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе [6, с. 530]. Различного рода факторы, имеющие общую направленность, способны действовать как мощное единое целое. Факторы оказывают мотивирующее воздействие на личность.

Процесс профессионального и личностного становления будущих педагогов-художников тесно связан с образовательным пространством вуза, где со стороны педагогического состава совершается содействие развитию профессиональных качеств будущих специалистов. Тем не менее, помимо педагогической среды, личность взаимосвязана и с социокультурной средой. Наиболее важно, на наш взгляд, выделить внешние факторы:   культурный, социальный, внутренние – психологические, а также синтезирующие внешнее влияние и внутренние импульсы личности – педагогические факторы.

Культурный фактор.

Поскольку визуальная культура личности является важнейшей составляющей общей культуры будущего специалиста изобразительного искусства, формирующейся за счет погружения его в культурную среду, постижения культурных ценностей, возникает фактор культурной мотивации к самосовершенствованию в духовном и профессиональном контексте. Визуальная культура педагогов-художников – это явление культурного порядка. Данный фактор подразумевает погружение личности будущего педагога в пространство культуры (М.М. Бахтин, А. Ф. Лосев, А. Г. Шпенглер, Г. Шпет и другие), которое формируется из значимых для него позиций: музеи, художественные союзы, галереи, арт-площадки, когда происходит непосредственное знакомство с подлинными произведениями классического и современного искусства. Реализация человека в культуре представляет собой многоэтапный процесс, органичной частью которого является индивидуально-личностное самоопределение и как следствие – мотивация к дальнейшему развитию собственной визуальной культуры.

Тем не менее, мы не можем ограничиваться пониманием окультуривания личности только лишь за счет погружения ее в культурную среду, важно учитывать и такие процессы, как взаимодействие личности с другими в культурном пространстве. Это актуализирует рассмотрение другого внешнего фактора – социального.

Социальный фактор.

 Социальный фактор подразумевает социальную, этническую среду, оказывающую влияние на становление будущего специалиста ИЗО и развитие его визуальной культуры. Каждый студент, являясь представителем определенной социальной среды, приобретает определенные личностные качества, получает знания, приобретает опыт и ценности. Нормализация, унификация и обусловливание ведущих социальных потребностей (коммуникация, обмен опытом, и д.т.) в процессе социального взаимодействия, образует основание для организации постоянных связей между людьми в пространстве культуры [9, с. 36]. То есть, как показывает исторический опыт, культурная самобытность определенного социума формируется с помощью взаимодействия его представителей, как внутри социальной группы, так и выходя за ее пределы, с другими группами. Речь может идти как об этнических социальных группах, так и о социальных институтах, субкультурах и т.д.

Любая социальная группа имеет собственный опыт, традиции, взгляд на окружающее пространство, а также собственную видимую картину мира. Это отображено в мировом художественном наследии, где в различные исторические периоды у разных народов отслеживаются свои способы визуализации, зафиксированные в художественно-стилевых приемах и формах. Также социальный фактор оказывает влияние на развитие визуальной культуры будущего педагога художника. Учитывая данное обстоятельство, педагогам высшей школы необходимо брать во внимание, что у каждого студента, как представителя определенного социума, изначально сформирована своя видимая картина мира. Соответственно, и развитие визуальной культуры будет у каждого студента идти своим путем. Но при этом, в процессе педагогического общения с другими студентами, имеющими иные культурные ценности, происходит обмен опытом, взаимообогащение, непосредственно оказывающее влияние на развитие визуальной культуры будущих специалистов.

Культурная и социальная среда вместе образуют пространство, связанное с развитием визуальной культуры, влияя на процесс культурного взросления личности педагога-художника, и определяя условия его протекания. И все же не только культурная среда оказывает влияние на человека, но и личность  способна воздействовать на ее преобразования. Речь идет о личности педагога, которому необходимо понимать  всю ответственность за выполнение данной миссии и необходимость постоянного усовершенствования профессиональных и личностных качеств, в частности визуальной культуры.

Важно заметить, что и сама социокультурная среда изменяется под воздействие личности. В частности, если речь идет о будущем педагоге изобразительного искусства, так как его миссией является развитие эстетических качеств своих учеников, приобщение их к прекрасному в искусстве и окружающем мире. Деятельность учителя ИЗО по своей сути творческая, созидательная, накладывающая созидание на среду. Культурное пространство и социальная среда – внешние факторы, влияющие на развитие визуальной культуры будущего педагога.

Психологические факторы

Психологические факторы – внутренние детерминаторы, обусловленные природой личности. Под их влиянием развивается эмоциональная сфера личности, которая тоже может быть импульсом к развитию визуальной культуры будущего педагога. Процесс обучения теснейшим образом связан с практической деятельностью, изучением произведений искусства на эмоциональном проживании. Обогащение личной визуальной культуры художника происходит в синтетической деятельности, включающей восприятие, оценивание, накопление эмоционального опыта, трансформацию в художественные образы.

  1. Одним из ключевых факторов на наш взгляд, является развитие визуального восприятия. Оно является самой ранней формой познания, в том числе и зрительного. Восприятие – «простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с пониманием его целостности» [4, с. 24]. То есть восприятие имеет непосредственную взаимосвязь с целостными образами. В качестве этих образов могут фигурировать и произведения изобразительного искусства. В психологической науке восприятие, как акт взаимодействия с произведением искусства, был рассмотрен ещё в 1925 году отечественным психологом Л.С. Выготским (1896 – 1934 гг.) в труде «Психология искусства». Учёный склонялся к тому, что восприятие происходит на чувственном уровне, и именно с него начинается реакция на произведение искусства [1, с. 251]. Для педагога-художника восприятие произведения искусства является одним из ключевых процессов в профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, основывается не только на чувствах, но и на активности сознания. Несмотря на то, что восприятие является начальным этапом визуального анализа, от него зависит смысловое значение сохранённой в памяти информации, получаемой при помощи зрения. Следовательно, развитие восприятия играет значительную роль в формировании визуальной культуры будущих педагогов-художников.
  2. Обратимся к рассмотрению другого психологического фактора – развитию визуального мышления, имеющего последовательную взаимосвязь с восприятием. Процесс визуального познания от восприятия переходит к мышлению. В психологической науке визуальное мышление анализировали зарубежные (Р. Арнхейм, А. Бергер и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие) ученые-психологи. Визуальное мышление многомерно, так как оно соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Если восприятие можно охарактеризовать как прочтение визуальной информации, то визуальное мышление – это выстраивание, созидание, на основе увиденного. В развитой форме визуальное мышление характерно для творческих людей, которые каким-либо образом причастны к изобразительному искусству или другим видам визуальной коммуникации (реклама, дизайн, кино, телевидение и т.д.). Развитие визуального мышления видится нам также необходимым фактором для формирования визуальной культуры учителей ИЗО.
  3. Следующим психологическим фактором формирования визуальной культуры, является развитие визуальной памяти, которая анализировалась американским психологом-прагматиком Джеймсом Уильямом (1842 – 1910 гг.) и отечественными учеными психологами А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими. Визуальная память – «остаточная сенсорная память, сохраняющая след визуального стимула непродолжительное время» [7, с. 296]. Будущему педагогу-художнику необходимо владеть большим объемом образов изобразительного искусства, их сопоставлять, сравнивать, находить диалогические взаимосвязи. Из вышесказанного следует, что визуальная память носит осмысленный характер, для её развития необходимо устанавливать ассоциативные и смысловые связи у будущего педагога-художника, что также доказывает значимость ее как фактора развития визуальной культуры.
  4. Еще одним, важным для нашего исследования психологическим фактором, важным для становления визуальной культуры учителя ИЗО, является развитие воображения (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Л.С. Коршунова, С.Л. Рубинштейн и др.). Воображение – «форма опосредованного, обобщенного познания, проявление творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых образов, представлений и понятий». [4, с. 23]. Благодаря развитому воображению, личность будущего специалиста наделяется способностью творчески мыслить, создавать собственные визуальные образы, вне зависимости от стандартов и стереотипов мышления. Для развития воображения будущему художнику необходимы новые впечатления и знания, которые он получает при чтении книг, посещении музеев, выставок путешествиях, то есть, обогащая визуальный ряд, сохраняющийся в его памяти. Развитие воображения, наряду с другими психологическими процессами, способствует развитию визуальной культуры будущих педагогов-художников.
  5. Возрастные особенности студентов также играют роль значимого фактора (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон). В студенческом возрасте происходит активное самоопределение личности, стремление к познанию к познанию всего нового, повышается эмоциональный интерес к окружению. Но в то же время в юношеском возрасте проявляется сомнение, неуверенность в себе, боязнь не достичь какого-то результата. Педагогу высшей школы необходимо учитывать возрастные особенности студентов, что развитие визуальной культуру должно задействовать их эмоциональную сферу, то есть в живом диалоге.

Психологические факторы являются внутренними и во многом именно они определяют положительную динамику успешное становление будущего специалиста изобразительного искусства и развития его визуальной культуры.

Педагогические факторы.

Гармонизация внешнего (культурного и социального) и психологических факторов происходит под воздействие педагогических факторов. В педагогическом процессе движущая сила, побуждающая к необходимости развития профессионально-личностных качеств, возникает как под воздействием внешних организованных педагогом высшей школы условий, так и благодаря внутренней мотивации.

  1. К числу наиболее значимых факторов, на наш взгляд, следует отнести непосредственно создание педагогических условий, которые должны способствовать более эффективному развитию визуальной культуры будущих педагогов-художников. Исследователи в области педагогики рассматривают условия как «совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [4, с. 36]. То есть, условие является совокупностью причин, обстоятельств, влияющих на профессиональное становление личности в процессе образования. На наш взгляд, для развития визуальной культуры будущих педагогов-художников наиболее целесообразно создание следующих условий:

— диалогичность процесса освоения материала;

— использование возможностей аксиологического подхода;

— актуализация познавательной деятельности, оказывающая воздействия на визуальную память, мышление и воображение.

 а) Одно из ключевых на наш взгляд условий развития визуальной культуры педагогов-художников – диалогичность образовательного процесса. В педагогической науке, на психолого-педагогическом уровне диалог исследуется в контексте субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Н.В. Амяга, А.А. Бодалев, И.В. Вачков, Л.А. Петровская, К. Рождерс, А. А. Ухтомский и др.). В диалоге отшлифовывается индивидуальные суждения студентов, проявляется их видение современного культурного пространства. Постижение в диалогической форме эстетических начал и законов создания художественных образов в различных видах искусства, способствует развитию визуальной культуры участников диалога.

б) В качестве второго условия развития визуальной культуры, возможно применение аксиологического подхода к процессу обучения (А.М. Булыгин, Б.З. Вульфов, И. Ф. Исаев, В. А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.), предполагающего совершенствование культурных и духовных ценностей личности будущего специалиста. Ценности сформируется самим человеком, когда он определяет для себя степень значимости различных предметов и явлений  [8, с. 86]. Ценности могут быть приобретать и до обучения в вузе, под влиянием культурной и социальной среды, и в процессе профессионального обучения при постижении основ классического мирового искусства. Ценностные предпочтения студентов можно пронаблюдать в результатах продуктивно-творческой и научно-исследовательской деятельности студентов, при условии, что выбор направления, темы и проблематики был сделать самостоятельно и осознанно. Педагогу вышей важно видеть разницу в визуальном восприятии и видении учащихся, и учитывать эти особенности в развитии их визуальной культуры.

в)  Третьим условием является актуализация познавательной активности у будущих педагогов-художников.  Эффективность развития визуальной культуры во многом зависит от готовности к процессу самого студента (с учетом влияния культурного и социального факторов) и его познавательной активности [3, с. 7]. Познавательная активность – черта личности, которая проявляется в «инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [2]. Именно познавательная активность, по мнению ряда ученых (М.И. Викулиной, Ш.И. Ганелина, А.В. Иванова, С.Н. Казначеевой, С.А. Пиняевой,  и других) является залогом формирования разных видов деятельности обучающегося: познавательной, трудовой, художественной, учебной, коммуникативной и т.д. Деятельность педагога высшей школы должна быть направлена развитие познавательных способностей будущих педагогов-художников.

Таким образом, рассмотрение и учет факторов развития визуальной культуры позволяет педагогу высшей школы эффективнее выстроить учебный процесс, направленный на развитие визуальной культуры будущих учителей ИЗО, обеспечивающее полноценное становление личности педагога-художника, способного воспитывать своих учеников, понимать, в каком культурном слое находятся их эстетические представления, передавать им опыт ценностного отношения к изобразительному искусству.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский, М.: Искусство, 1986 г. – 326 с.
  2. Ганелин Ш.И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе / Ш.И. Ганелин. – Л. :ЛТУ, 1972. – 250 с.
  3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А. Лобанова, Балашов: Изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005 – 76 с.
  4. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий, 2-е изд. / К.К. Платонов, М.: Высшая школа, 1984 г. – 174 с.
  5. Прокопова А.С. Роль диалога в развитии визуальной культуры будущих педагогов-художников / Сибирский педагогический журнал // под ред. Т.А. Ромма, Новосибирск: Изд-во СПЖ, 4/2014 – стр. 43 – 47.
  6. Словарь иностранных слов. – 7-е издание, перераб. – М.: Русский язык, 1979 – 624 с.
  7. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий, М.: Просвет, 2011. – 512 с.
  8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; М.: Академия, 2002. – 576 с
  9. Сухая В.В. Факторы социокультурных трансформаций искусства в философии культуры П. Сорокина – автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук / В.В. Сухая, М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006 г. – 20 с.[schema type=»book» name=»ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ » description=»В статье охарактеризован феномен визуальной культуры будущих педагогов-художников, как личностное качество, необходимое специалисту изобразительного искусства в современных условиях. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на мотив и процесс ее развития (культурный, социальный, психологические, педагогические). В результате раскрыты всевозможные грани феномена визуальной культуры и сделаны соответствующие выводы.» author=»Прокопова Анна Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found