Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АЭРОБИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АЭРОБИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Программа по физической культуре имеет свои традиции и построена на выполнении тех групп физических упражнений, которые дают наибольший эффект для оздоровления детей и молодёжи, привлечения подрастающего поколения к занятиям физическими упражнениями [1]. Однако в последнее время отмечается рост новых видов спорта, которые пользуются успехом у детей и молодёжи. Аэробика относится к таким видам двигательной активности, которые включают разнообразные движения, и подразделяется на большое количество отдельных направлений [2].

К ним относятся классическая аэробика, различные виды танцевальной аэробики, аква-аэробика, упражнения в которых выполняются под музыку без предметов. Видов танцевальной аэробики великое множество. Занятия танцевальной аэробикой проводятся в быстром темпе под музыку, соответствующую тому или иному стилю танца. К данному виду аэробики относятся: фанк – аэробика, сити–джем, хип–хоп, латин–аэробика, джаз–модерн, афро–джаз, с элементами народных танцев и много других.

Другую группу аэробики составляют упражнения с использованием предметов и приспособлений. К этой части обычно относят степ-аэробику, слайд-аэробику, сайклинг, памп-аэробику (с утяжелителями, гантелями амортизаторами), фитбол-аэробику, кенгуру-аэробику. Арсенал предметов и оборудования при занятиях аэробикой практически неограничен, что привлекает к занятиям значительное число девочек и мальчиков, девушек и юношей [3].

Многообразие движений, применяемых во время занятий аэробикой, создаёт предпосылки для развития основных физических качеств – выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости, способствует развитию основных функциональных систем организма школьника.

Сочетание физических упражнений с музыкальным сопровождением способствует эстетическому воспитанию подрастающего поколения, знакомит с различными направлениями музыки, а в конечном итоге приобщает представителей подрастающего поколения к мировой музыкальной культуре.

Простота и доступность аэробных упражнений открывают возможности использования аэробных упражнений уже в начальной школе. В связи с введением третьего урока физической культуры открылись возможности включения аэробики в систему физического воспитания школьников.

Целью настоящего исследования явилась разработка программы для учащихся начальной школы. Для формирования содержания программы учитывались следующие основания:

  • количество занятий – 34
  • длительность занятия – 35 мин.
  • основные средства: базовые аэробные шаги и их разновидности
  • практические методы: равномерный, повторный.

При реализации программы решались задачи:

— формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;

— целостное развитие физических и психических качеств;

— творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни;

— привлечение детей к участию в организованных формах физической активности.

Содержание программы предусматривало освоение основных элементов аэробики, которые затем можно объединять в комбинации и выполнять в ходе уроков физической культуры. Эти элементы получили название базовых аэробных шагов. Базовыми они называются потому, что используются при составлении всех соревновательных композиций.

В программе задавалась определённая последовательность разучивания базовых аэробных шагов. На первых трёх уроках разучивался шаг (march) и его разновидности – приставной шаг (step touch), шаг вправо в полуприсед; на следующих трёх уроках – прыжок ноги врозь-вместе (Jamping jack), наряду с шагом – ноги врозь (в диагональ)-вместе (в и.п.) (V-step) и скрестным шагом в сторону (grape wine). Ещё три занятия были посвящены разучиванию выпада (lunge), бега (jog) и подъема колена вперед (knee lift). И последними разучиваются скип (skip) и мах (kick). Таким образом, в течение первой четверти разучивались основные базовые аэробные шаги. Такая последовательность строилась на основании реализации правила «от простого к сложному», когда каждое последующее аэробное упражнение было более сложным для исполнения.

Вторая четверть была посвящена последовательному освоению более сложных для исполнения элементов: упор углом и упор углом ноги врозь, прыжки колени к груди и «звездочка»; сагиттальное отжимание, прыжок поворотом на 180°, повороты и равновесия.

На уроках с девятнадцатого по двадцать шестой изучалась техника выполнения танцевальных шагов и элементы хореографии. Танцевальные шаги включали такие элементы как вальсовый шаг, переменный шаг, русский шаг, техника выполнения которых требовала определённой пластичности и сочетания с первоначально изученными базовыми аэробными шагами.

Наконец в заключительной части программы разучивались наиболее сложные варианты прыжков – прыжок поворотом на 360°, разученные прыжки объединялись в серии. Таким образом, в течение срока освоения программы первоклассники осваивали весь спектр элементов, необходимых для построения соревновательной программы по аэробике для ребят этого возраста.

Другой особенностью построения программы являлось обязательное объединение упражнений в связки и комбинации по мере освоения программы. Такая работа предусматривалась на каждом уроке, что позволяло с одной стороны разучивать новые аэробные упражнения, а с другой совершенствовать уже освоенные аэробные упражнения. Результатом такого построения программы стало хорошее развитие основных физических качеств. Например, для развития координационных способностей использовались такие приёмы, как добавление к базовым шагам движения руками, увеличение количества базовых движений в одной связке, изменение частоты движений, добавление перемещений, изменение направления движения, добавление разнонаправленных движений в суставах. Развитие силовых способностей осуществлялось при выполнении динамических и статических упражнений, прыжков и многоскоков. Для развития гибкости в подготовительной части урока выполнялись общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой движений в плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставах. Для развития пассивной гибкости выполнялись также упражнения в парах.

Ниже представлен фрагмент основной части урока №2.

Содержание

Дозировка

ОМУ

И.п. – о.с.

8 счетов – хлопки

8 счетов – марш на месте.

8 раз Спина прямая, лопатки сведены, носки оттянуты,  шаг выполнять на каждый счет
И.п. – о.с.

1 – шаг вправо, руки в стороны,

2 – приставить левую, руки вниз,

3-4 – то же влево.

5-8 – повторить 1-4

По 8 раз Спина прямая,  руки прямые, шаг выполнять с носка.
И.п. – о.с.

1 – шаг вправо, руки в стороны,

2 – приставить левую, руки вниз,

3-4 – то же влево.

5-8 – марш на месте

По 8 раз Спина прямая, движения выполнять на каждый счет.
И.п. – о.с.

1-«восьмерка» – марш с продвижением вперед

2 «восьмерка» – марш на месте,

3 «восьмерка» – марш с продвижением назад,

4 «восьмерка» – марш на месте

2 раза Носки оттянуты, спина прямая.
И.п. – о.с

1-2 – шаг вправо в полу-присед, руки на пояс,

3-4 – и.п. два хлопка.

5-8 – то же влево.

8 раз Спина прямая, стопы развернуты, вперед не наклоняться.
И.п. – о.с.

1«восьмерка» – марш с продвижением вперед

2 «восьмерка»

1-2 – шаг вправо в полуприсед, руки на пояс,

3-4 – и.п. два хлопка,

5-8 – то же влево

3 – «восьмерка» марш с продвижением назад,

4 – «восьмерка»

1 – шаг вправо, руки в стороны,

2 – приставить левую, руки вниз,

3-4 – то же влево.

5-8 – повторить 1-4

4 раз Спина прямая, стопы развернуты, вперед не наклоняться, в полу приседе опускаться ниже
И.п. – о.с

1 «восьмерка»

1-4 – марш с продвижением вперед, руки попеременно сгибаются в локтях

5-6 – шаг вправо в полуприсед, руки на пояс,

7-8 – и.п. два хлопка.

2 «восьмерка»

1-4 – марш с продвижением назад, руки попеременно сгибаются в локтях,

5 – шаг вправо, руки в стороны,

6 – приставить левую, руки вниз,

7-8 – то же влево.

8 раз Выполнять движения на каждый счет.
Партерная часть
И.п. – сед руки вверх

1-3 – три наклона вперед

4 – и.п.

По 8 раз Носки оттянуты, ноги прямые, тянуться к носкам.
И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны.

1-3 – наклон к правой, руки вверх.

4 – и.п.

5-8 – то же к левой.

По 6 раз Ноги прямые стараться коснуться лбом колена.
И.п. сед ноги врозь

1-7 – 7-мь наклонов вперед

8 – и.п.

4 раза Ноги прямые колени прижаты к полу, носки оттянуты. Стараться коснуться пола подбородком.
И.п. лежа на спине, руки в стороны

1 – мах правой вперед

2 – и.п.

3-4 – то же левой.

10 раз Ноги прямая,  ягодицы во время маха не отрывать от пола, носки оттянуты.
И.п. лежа на спине, руки в стороны

1 – поднять ноги вперёд,

2 – развести в стороны,

3 – соединить вместе,

4 – опустить в и.п.

8 раз Ноги прямые, ягодицы не отрывать от пола, носки оттянуты
И.п. – стойка руки на пояс

1-4 – 4-е прыжка на месте.

5-8 – марш, 4 хлопка.

8 раза Стопы держать вместе. Спина прямая.

Выполнять движения под счет.

Основная часть урока аэробики содержит, как правило, два раздела (см. таблицу) — аэробную тренировку и силовую. Первые семь упражнений, представленные в таблице, выполняются в качестве аэробной тренировки, а последующие шесть упражнений, выполняемые в положении сидя и лёжа, составляют партерную часть занятия.

В ходе основной части занятия интенсивность повышается до целевых показателей, и состоит из набора движений, выполняемых с определенной интенсивностью постепенно возрастающей до необходимых параметров. Набор упражнений партерной части этого урока направлен на развитие гибкости занимающихся и предусматривает выполнение упражнений с четко регламентированной техникой выполнения. Амплитуда и темп выполнения упражнений взаимосвязан с избранной методикой развития или поддержания гибкости.

Для проверки эффективности программы был проведён педагогический эксперимент, в ходе которого сравнивались показатели физического развития и индекс физической готовности у двух первых классов ГБОУ № 538. Ребята из класса, который занимался по программе В.И. Ляха, рассчитанной на три урока в неделю (КГ), выросли с 125+7 см до 128+7 см, а их вес увеличился с 25+5 кг до 28+6 кг. Для контроля за развитием уровня физических качеств сравнивался индекс физической готовности [4]. Оказалось, что индекс физической готовности увеличился в этом классе с 78+27 до 84+20, различия в начале и конце периода эксперимента отличались недостоверно при уровне значимости р>0,05.

Аналогичные показатели физического развития класса, который занимался по экспериментальной программе с использованием аэробики (ЭГ), составили следующую величину: рост увеличился с 125+3 см до 129+4 см (различия достоверны при p<0,05), вес возрос с 26+4 кг до 28+6 кг (различия недостоверны при p>0,05). Показатели индекса физической готовности увеличился с 80+21 до 98+22 (различия достоверны при p<0,05).

Сравнивая результаты показателей физического развития двух классов можно заключить, что занятия аэробикой способствовали более интенсивному росту представителей ЭГ при сходной прибавке в весе у ребят из КГ. При этом индекс физической готовности увеличился достоверно только в экспериментальной группе.

Таким образом, введение аэробики в содержание третьего урока физической культуры позволяет добиваться более существенных темпов прироста индекса физической готовности у учеников при сохранении практически равных параметров физического развития детей этого возраста. Это позволило подготовить команду из детей экспериментальной группы и занять призовое место в итоговых соревнованиях школьников по фитнес аэробике г. Москвы.

Список литературы:

  1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
  2. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. Аэробика в школе: учебно-методическое пособие – М.: Советский спорт, 2014. – 122 с.
  3. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том Х. Выпуск XVII/Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2005. – 359.
  4. Тяпин А.Н., Решетников И.С. Руководство пользователя компьютерной административной программой «Физкультурный паспорт»: В информационно-методическом сб. №4 «Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. Нормативно-методические и аналитические материалы по мониторингу / Отв. Ред. Л.Е. Курнешова. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. – С. 5-35.[schema type=»book» name=»АЭРОБИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» author=»Михайлов Николай Георгиевич, Михайлова Эльвира Ивановна, Калинкина Кира Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found