На сегодняшний день система образования в России переходит на новый уровень. Глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом не благополучии, но и в неопределенности целей и содержания самого образования. Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Образование – сложный процесс, который предполагает передачу знаний и их усвоение обучаемыми. По мнению многих великих педагогов, понятия образование и воспитание неразрывны. Существующая в России система образования, как правило, придерживается традиционных методов и способов обучения и воспитания детей. И довольно сложно происходит процесс внедрения в нашу деятельность инновационных технологий. Возвращаясь в прошлое и углубляясь в историю возникновения педагогики, можно сделать вывод о том, что современное образование построено на педагогических идеях великих педагогов.
Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, и подтверждают необходимость увеличения самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.
На пороге XXI века человек получил возможность выбора альтернативных путей решения теоретических и прикладных задач практически во всех сферах деятельности. Технологии производства, бизнес и общественная жизнь развивается быстрее, чем естественные способности сознания обрабатывать увеличивающиеся потоки информации [2, с. 3].
Проблема развития творческих способностей у студентов в процессе занятий компьютерной графикой, подготовка их к активной профессиональной деятельности становиться все более актуальной. Сегодня невозможно представить специалиста, работающего в сфере дизайна, не владеющего современными техническими средствами, в том числе персональным компьютером. С расширением сферы применения компьютерной графики многие специалисты столкнулись с ней в процессе работы, не обладая достаточными представлениями о предмете. На сегодняшний день компьютерной графикой в основном занимаются люди, имеющие техническое образование, в то время как художники пока относятся к компьютерным технологиям без должного внимания. Поэтому большинство современных дизайнеров- это самоучки-компьютерщики, у которых, как правило, нет художественного образования. В настоящее время многие производственные предприятия нуждаются в грамотных специалистах по компьютерной графике с художественным образованием. В последнее время в вузах России в рабочие программы для различных специальностей, таких как «Дизайн», «Архитектура», «Дизайн среды» и ряда других широко внедряется изучение компьютерной графики [3, с.25].
Современный мир немыслим без компьютерной обработки графической информации. Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Компьютерная графика является превосходным средством при изучении законов и закономерностей, лежащих в основе художественного творчества. Область применения компьютерной графики не ограничивается одними художественными эффектами. Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера: схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт. Компьютерная графика предлагает богатейшие возможности студенту- дизайнеру в развитии творческих способностей и в освоении будущей специальности. Основные направления компьютерной графики: научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика, компьютерная анимация.
Обучение будущих специалистов студентов-дизайнеров компьютерной графики, позволяет повысить эффективность и качество занятий направленных на развитие творческих способностей, с предъявленными современными требованиями к специалисту дизайнеру.
Проблемы творчества широко разрабатывались в современной психологии. Различают также несколько уровней в развитии способностей людей: одаренность, талант, гениальность. Одаренность — это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц; она обычно проявляется в наличии разносторонних способностей. Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта — высший уровень творчества при осуществлении деятельности. Гениальность — это высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности; творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение. Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и других). В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Для того чтобы студент хотел активно развивать свои творческие способности, ему нужна помощь преподавателя, который заметит творческую индивидуальность своего студента и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.
При выполнении творческих заданий по компьютерной графике студент непосредственно включается в самостоятельную творческую деятельность. Результатом этой работы является творческий продукт. Процесс творческого развития происходит более плодотворно при работе над практическими заданиями. В процессе этой работы студентам необходимо выбрать и обосновать источник идеи, поставить задачи, выбрать решение с помощью графических средств, преобразовать идею в проект, средствами художественной выразительности, используя систему ранее полученных знаний по изобразительному искусству. Это- восприятие глубины пространства, способность к образному мышлению, восприятие цвета, формы объема, построение композиции. Главное для дизайнера – создать объект не только функциональный и полезный, но и красивый. И достичь этого можно только при одновременном включении в процесс творчества и логики, и интуиции [1,с.3]. Происходит развитие творческого подхода к дизайн- деятельности при участии студентов в различных творческих конкурсах, это помогает студенту реализовать свои творческие способности, узнать мнение о своих произведениях у независимых экспертов, сравнить свои работы и оценить уровень дизайнерской компетентности.
Компьютерная графика открыла новые возможности в области интерфейсов взаимодействия человека и компьютера и вызывает значительный интерес у студентов, следствием которого является хорошая мотивация. Практическая деятельность является центром всех способностей человека, необходимых для развития творчества и служит основой развития именно художественно-творческих способностей студентов, которые с точки зрения гносеологии, представляют собой сложную систему, способную к развитию и саморазвитию в процессе творческой деятельности.
Список литературы:
- Адамчик М. В., Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии.- Минск: Харвест, -192 с.
- Корешков В. В., диссертация «Развитие творческих способностей студентов художественных специальностей в процессе занятий компьютерной графикой». 2000.-133 с.
- Молочков В. П., Петров М. Н., Компьютерная графика: Учебник для вузов.2-е изд.- СПб.: Питер, 2006.-811 с.: ил.[schema type=»book» name=»Развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в процессе занятий компьютерной графикой» author=»Власенко Ольга Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]