Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Мотивация и готовность к педагогической деятельности включаются в структуру профессиональной компетентности педагога помимо совокупности комплексов базовых (ключевых) и специальных (профессиональных) компетенций. Результаты проведенного теоретического исследования структурных составляющих профессионально-педагогической компетентности показывают, что Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Адольф, Ю.Г. Татур и О.Г. Ларионова выделяют мотивационный компонент как обязательный элемент структуры компетентности [4]. А.А. Вербицкий и О.Б. Ермакова также акцентируют внимание на мотивационной основе деятельности учащегося, которая является взаимообусловленным развитием познавательных и деятельностных мотивов в процессе трансформации учебной деятельности в социально-практическую [2]. В понятие компетентности входят как когнитивный и операционально-технологический компоненты, так и мотивационная, эстетическая, социальная составляющие. «Это позволяет связать субъект с его деятельностью, актуализировать психологические профессионально-деятельностные составляющие, преодолеть ограниченность конструкта «знания, умения, навыки», апеллирующего, прежде всего к социальной или профессиональной реальности» [3, с.110].

В.А. Адольф выделяет мотивационный, целеполагающий, содержательно-оперативный и личностный компоненты в структуре профессиональной компетентности учителя [1].

Мотивационный компонент профессиональной компетенции учителя детерминирован системой его побудительных сил, определённых потребителей, притязаний, поощрений.

Целеполагающий компонент профессиональной компетенции учителя включает в себя доминанту его педагогического менталитета и мировоззрения, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на изменение ценности педагогической деятельности.

Содержательно-оперативный компонент в профессиональной компетентности характеризует его как творца, исследователя, конструктора.

В личностном компоненте выделяется принятие-непринятие той или иной методики, характер ориентированности и творческий потенциал [1].

Особый акцент делается на мотивационной стороне деятельности преподавателя и на его творческих способностях, поскольку наблюдается прямая зависимость между процессуальным и мотивационно-потребностным компонентом профессиональной деятельности: «чем прочнее и стабильнее профессиональная мотивация, тем выше показатели профессионализма» [5, с.56].

Учитывая специфику психолого-педагогической подготовки студентов в системе высшего образования и результаты диагностики их мотивации, Е.В. Андриенко выделяет следующие возможности сохранения, формирования и усиления мотивации учебно-познавательной деятельности студентов:

  • преобразование типа мотивации (ситуации успеха);
  • расширение и изменение круга учебно-познавательной деятельности (интерактивные формы обучения, инновационные технологии и оптимальная организация самостоятельной работы);
  • учет динамики мотивации студентов в процессе обучения (сохранение положительной мотивации в течение всего периода обучения в вузе);
  • поддержка и развитие качества содержание обучения (введение курсов и новых требований, предъявляемых развитием общества);
  • обеспечение посильности выполнения учебных задач и доступности содержания;
  • развитие профессиональной мотивации преподавателей (отношение преподавателя к студентам как к способным, активным, интеллектуальным субъектам учебного процесса, которые могут выполнять задания на высоком уровне трудности);
  • взаимосвязь доминирования текущего контроля и режима позитивных подкреплений (преобладание упреждающего и текущего контроля, а не контроля по результатам);
  • развитие внутривузовских и межвузовских соревновательных форм учебно-познавательной и научной деятельности студентов (больше уделять внимания информированию об учебных и научных достижениях студентов с привлечением современных психолого-педагогических технологий);
  • сотрудничество факультетов с образовательными учреждениями (с педагогическими профильными классами и профильной подготовкой);
  • использование потенциала профессиональных практик (специфика усложнения заданий от практики к практике и подведения итогов) [1, с.110].

Несомненно большая часть из вышеперечисленных критериев реализуется в процессе прохождения профессиональных практик студентами. В соответствии с новыми образовательными стандартами производственная практика бакалавров подразделяется на два этапа: педагогическая и научно-исследовательская (преддипломная). Второй этап практики проводится в завершении обучения на бакалавриате, когда студенты уже готовы к самореализации в качестве педагога и апробируют на практике свои теоретические изыскания. Теоретический и практический материал, собранный в процессе прохождения педагогической практики, часто становится фундаментом для выполнения курсовых и дипломных работ, а в дальнейшем базовым материалом при повышении квалификационной категории молодого педагога.

Теоретической базой подготовки студентов к педагогической практике является обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса вуза, укрепление в личности студента творческих начал, повышение его мотивации к познанию и приобретению педагогического опыта, к самосовершенствованию.

Особое значение в развитии профессиональной мотивационной сферы имеет первая летняя педагогическая практика, которая предоставляет большие возможности для реализации творческих подходов в профессии и способствует становлению профессиональной компетентности будущего педагога.

Подготовка к летней практике в Куйбышевском филиале НГПУ начинается ранней весной со Школы вожатского мастерства, проводятся творческие самопрезентации оздоровительных лагерей – постоянных баз с целью организации временного трудоустройства и прохождения студентами летней педагогической практики, организуются ежегодные инструктивные сборы вожатых. Опытные преподаватели и вожатые-профессионалы (инструкторы) дают студентам хорошую методическую базу и позитивный настрой на предстоящую летнюю педагогическую практику. Согласно плану дня и определенной тематической программе, студенты ежедневно участвуют в различных практикумах и мероприятиях. Все участники по окончанию работы сборов получают сертификаты школы подготовки вожатых.

Традиционно студенты 3 курса всех факультетов готовят творческий отчет по результатам летней педагогической практики в детских оздоровительных и пришкольных лагерях. Выступления вожатых со своими воспитанниками всегда яркие, искрометные, с презентацией незабываемых моментов летней практики.

В филиале уделяется внимание развитию межвузовских и внутривузовских соревновательных форм педагогической деятельности студентов, которое реализуется в конкурсах «Вожатый года», его победители в дальнейшем имеют возможность поработать во всероссийских детских центрах («Орленок», «Смена», «Океан») и «Ступени профессионального мастерства» для студентов старших курсов, организуемых с целью формирования педагогических компетенций будущих учителей и мотивирования студентов к развитию качественной педагогической деятельности в будущей профессии. Итоги этих событий регулярно освещаются на сайте филиала, где также проводятся консультации групповых и факультетских руководителей для студентов, проходящих практику по месту жительства в сельских школах районов Новосибирской области. Посредством электронной почты рецензируются конспекты уроков, проводится их анализ и даются рекомендации по проведению экспериментального обучения для выпускной квалификационной работы. В своем отчете по результатам педагогической практики многие студенты отмечают компетентную своевременную поддержку преподавателей вуза.

Для того, чтобы облегчить вхождению в профессию на первом педагогическом этапе и стать компетентным педагогом студентам-бакалаврам предлагается разработать программу элективного курса по предмету и апробировать её на практике. Элективный курс считается одним из эффективных методов активизации деятельности современных школьников. Для освоения программы элективного курса студенты-практиканты активно используют метод проектов, предложенный Уильямом Килпатриком (1918), в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и умения и ориентироваться в информационном пространстве.

Во время прохождения педагогической практики студенты факультета психологии работают по основным направлениям деятельности педагога-психолога. При проведении диагностики студенты хорошо понимают и соблюдают основные принципы психологической работы с детьми в своей педагогической деятельности. Достаточно профессионально формулируют гипотезы, подбирают диагностический инструментарий, интерпретируют результаты, выявляя проблемные и ресурсные зоны.

Студенты взаимодействуют не только с детским, но и с педагогическим коллективом. Активно сотрудничая с учителями во время проведения консультации, практиканты проявляют профессионально-важные качества: ответственность, эмпатию, умения конструктивного ведения диалога. Но данный вид деятельности вызывает у практикантов школ затруднение, они часто ограничиваются директивной выдачей рекомендаций.

На итоговых конференциях по педагогической практике студенты отмечают удовлетворенность работой в качестве педагога-психолога, заявляют о том, что работа очень большая, трудоемкая и ресурснозатратная.

Следует отметить актуальность и профессионализм студентов при проведении социально-психологических исследований в образовательных учреждениях. Разрабатывая перспективный план, практиканты определяют задачи психолого-педагогического сопровождения и планируют основные направления работы со всеми субъектами образовательного учреждения, учитывая возрастные особенности детей и используя интерактивные формы взаимодействия.

Наши студенты доказывают перспективность и эффективность использования мультимедийных презентаций, слайд-шоу, интерактивной доски и других инновационных методов преподнесения нового материала на уроках. Уроки становятся яркими, необычными, познавательными, а самое главное – продуктивными, и ученики с удовольствием включаются в активную творческую деятельность. Таким образом происходит расширение и изменение круга учебно-познавательной практической деятельности студентов.

Традиционно студенты всех факультетов филиала во время педагогической практики проводят занятия по профилактике наркотической и алкогольной зависимости в рамках совместного проекта «Линия жизни» с Отделом молодежной политики. Хорошее качество использованного материала, умение студентов коммуницировать с подростковой аудиторией, отмечают учителя при проведении выездных мероприятий для школьников Куйбышевского района области.

Налаживается дальнейшее развитие сотрудничества факультетов с общеобразовательными учреждениями, которые являются постоянными базами практики наших студентов. Организуются совместные проекты, конференции, семинары, круглые столы и дружеские встречи. Учителя не только всесторонне анализируют деятельность студентов на практике, но и высказывают свои пожелания по совершенствованию обучения студентов методике преподавания специальных дисциплин, организации и проведению педагогической практики. Уделяется внимание информационной грамотности современного учителя, какие требования предъявляет школа к молодому специалисту, каким образом должны участвовать учителя в процессе педагогической практики, какими компетенциями должен обладать молодой специалист, чтобы быть готовым работать в современной школе.

Включение в содержание педагогической практики индивидуальной работы студентов с отстающими и одаренными учениками является важным тренингом профессионального общения будущих учителей.

Портфолио студента является обязательным компонентом отчётной документации бакалавров по итогам каждой педагогической практики. Этот документ отражает этапы развития студента и результаты его самовыражения. Системное применение данной аналитико-оценочной технологии обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога.

Все вышеперечисленные пути позволяют не только развивать, но и проанализировать и обобщить результаты своей педагогической деятельности на основе всестороннего системного осмысления, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.

Перспективное направление модернизации профессиональной подготовки учителя – совершенствование содержания и форм образовательной деятельности студентов. Все эти компоненты могут быть эффективными лишь в сочетании с личной заинтересованностью и активной совместной деятельностью студентов, преподавателей и учителей.

Следует отметить, что у наших студентов есть не только потенциал, но и желание посвятить себя педагогической деятельности. Проведенный мониторинг практики как средства диагностики качества профессиональной подготовки студентов-выпускников вуза показал, что в среднем около 60% всех выпускников осознали, что специальность полностью соответствует их интересам и они имеют желание связать свою будущую профессию с полученным образованием, 17 % определились с будущей работой, у 7 % место прохождения практики совпадает с местом будущей работы.

В целом содержание и динамика педагогических практик, формы их организации и условия реализации в совокупности оказывают позитивное влияние на развитие мотивационной сферы студентов к ориентации на профессию педагога.

Список литературы:

  1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2011. – 188 с.
  2. Вербицкий А.А., Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Педагогика. – 2009. — №2. – С.12-18.
  3. Грачев В.В., Жукова О.А., Орлов А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Педагогика. – 2009. — №2. – С.107-111.
  4. Кравченко Е.В. Становление профессионально-педагогической компетентности педагога нового уровня. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 115 с.
  5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. – 560с.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БАКАЛАВРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» author=»Кравченко Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found