Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ИСКУССТВО



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ИСКУССТВО // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Осуществляемая перестройка в образовании, обосновывается, данными психологических исследований, которые свидетельствуют о том, что на основе объективного учета возрастных возможностей, учащихся и нахождения наиболее оптимальных психологических условий обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству можно значительно повысить качество знаний, умений и навыков,эффективность преподавания. Изучаются психологические закономерности создания произведений искусства. Исследуются особенности художественного мышления, развития художественного восприятия, а также ставится задача раскрыть закономерности воздействия произведения искусства на формирование личности.

Искусство – это профессиональная сфера деятельности человека, в котором эстетическое сознание превращается в основную цель, которая служит средством самовыражения и, следовательно, предметом искусства и мира, так и сам человек во всех его измерениях. Оно говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен.

Значительное место в изобразительной деятельности занимают умения пользоваться законами воздушной и линейной перспективы, закономерностями конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения, законами композиции. Не меньшую роль играют умения и навыки анализировать натуру, свой рисунок, живописную работу, а также сравнивать рисунок с натурой. Важны умения и навыки вести работу, она может быть длительной или кратковременной, графическая или живописная, от общего к частному и от частного снова к общему, средствами искусства передавать психологическое состояние изображаемого человека, его чувства, настроение, мысли, раскрыть, показать психологический мир изображаемого героя.

Осуществляя психологический анализ изобразительной техники и мастерства, необходимы условия успешности формирования графических и живописных навыков и умений. Такими условиями являются:

     1) четкость поставленной задачи, осознание конечного результата труда;

    2) обязательное планирование изобразительной деятельности на каждом этапе;

    3) постоянный контроль и самоконтроль в процессе всей изобразительной деятельности;

   4) обязательная оценка изобразительной деятельности (как непосредственного процесса, так и результатов).

В психологические основы обученияискусству входит изучение психологического воздействия искусства на формирование мировоззрения, убеждений, идеалов личности каждого ребенка. В наше время мы часто обращаемся, к задаче гармонического развития молодого поколения предполагая, высокую образованность, без которой невозможно воспитать ребенка, наделенного возможностями полностью раскрыть свои способности. Большой вклад в это вносят гуманитарные и общественные науки. Сформировать у ребят умение творить прекрасное в своей повседневной жизни, в человеческих отношениях, видеть, чувствовать и понимать все прекрасное в искусстве.

Эффективность первого толчка в художественном творчестве связан также с тем, что потрясение еще не дает ясности цели, в психике учащихсяеще доминируют рефлексивные реакции, он еще очень далек от четкого осознания целей своего творчества. На этом, необходимом, этапе его пути к цели в значительной степени идет на уровне интуитивного обнаружения предмета творчества.

В искусстве имеют значения врожденные качества это, музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм. Сущность художественного таланта образуется из ряда психологических, духовных и социальных компонентов. Вместе с тем талант, будучи сложной системой организации, индивидуально неповторимой личности каждого человека, определяет направление и возможности творчества. В развитии таланта имеют и субъективные моменты: величайшая трудоспособность и волевое напряжение, мобилизация всех своих эмоциональных и интеллектуальных сил, организации его рабочего места и стремление к глубокому проникновению в систему общественного развития, постоянная творческая направленность фантазии.

Классическое искусство окружает нас с первых дней сознательной жизни. Это народные сказки, песни, стихи, исторические памятники архитектуры, произведения живописи и скульптуры, с которыми ребенок знакомится. Оно воздействует на сознание, и поведение человека является сложным и противоречивым. Если классическое искусство прошлого и современное прогрессивное искусства общества как бы подготавливают людей к восприятию самых передовых эстетических идеалов современности, то непосредственно эти идеалы воплощаются лишь в произведениях. Этому учит нас изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство не нравоучениями, а правдивым отображением острейших противоречий реальной жизни.

Предметом искусства является человек, существующий как единство его социальной и духовной жизни, он выступает также как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Подлинное искусство всегда обнаруживает эту диалектику конкретно – историческое и общечеловеческое, и, когда это происходит, возникает искусство, которое мы называем классикой.

Искусство отвечает не только на вопросы жизни, но и на социальные, политические, моральные, то есть искусство должно быть универсальным, многозначным духовным феноменом. Вместе с тем мировоззрение в этом процессе становится не только рациональной концепцией, но и мироощущением, органическим проявлением личности. Оно связано с творческой природой искусства, наиболее полно ориентирует художника на действительность, дает возможность понять объективные основания своего творчества. Придает целесообразность, социальную и эстетическую значимость, реализуются идеи, рождаются произведения искусства, способные служить социально – прогрессивным целям общества.

Появлению искусства предшествовал длительный процесс. Здесь берут свое начало – чувство формы, симметрии, ритма, которые отныне будут все боле усложняться, углубляться, обогащаться, постигая гармонию мировых связей и весте с тем процесс эстетического воспитания человека как личность. Их знаменателем выступают эстетический вкус, чувство меры, сугубо индивидуальное чувство, способное принимать эмоционально – волевой характер в отношениях к людям, вещам и явлениям.

Чувственные восприятия – качественно новая ступень взаимодействия с окружающим миром, возникшая при встрече нас с прекрасным. Прекрасное человечно и в этом своем качестве составляет приобретение, оплаченное трудом поколений. Тем самым человек выражает свою духовную мощь, способность и готовность идти к новым свершениям, следовательно, к новым высотам достижения прекрасного в искусстве. В этом поможет нам восприятие. Дляразвития восприятия помогут занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием.

В процессе рисования и лепки мы учимся передавать контуры, формы, конструктивное строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Частое применение умения видеть и слышать, сравнивать, обобщать воспринятое совершенствует наблюдения человека, формирует у него наблюдательность. Эффективность проведения наблюдения, организации процесса рассматриваются условия.

Первое условие – в начале процесса зрительного восприятия должна быть четко и конкретно поставлена задача – что и зачем наблюдать.

Второе условие для правильной организации наблюдения – это систематичность и планомерность. Перед тем как наблюдать, необходимо составить подробный план наблюдения. Каждый из изображаемых предметов, например, должен изучить всесторонне и главным образом с точки зрения задач грамотного изображения натуры.

Правдивое всего реалистическое искусство, которое учит нас распознавать эстетически – идеальные явления под любой внешностью, при любых осложняющих, затемняющих суть дела обстоятельства, на любой стадии обнаружения сущности изображаемого.

Любое искусство показывает свободу нравственной деятельности человека, как одну из неотъемлемых черт прекрасного, возвышенного, когда нравственный и эстетический идеал как бы пересекаются и совпадают. Всегда раскрывало перед нами богатейший мир человеческих чувств, пробуждало самые глубокие и неповторимые переживания. Задача искусства не только пробудить чувство красоты, но и показать все многообразие эмоционального мира человека и дать эстетическую оценку различным чувствам. Социальным свойствам человека является потребность и умение передавать мир своих переживаний в произведениях искусства.

Назначение искусства заключается в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально взаимодействует и воздействует на нас. В изоискусстве воплощены все стороны нашего общества. Многогранность воздействия на различные стороны человеческой личности и, особенно на формирование молодой, складывающейся личности. Обычно различаются три функции искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая в их неразрывной органической связи.

Специфика воздействия различных видов и жанров искусства, несомненно. Архитектура воздействует на сознание личности иначе, чем живопись, скульптура, иначе, чем музыка, а художественная литература обладает специфической воспитательного воздействия по сравнению с такими видами искусства, как театр, кино, телевидение. Наиболее непосредственное влияние на молодежь оказывает воплощение в искусстве современных в самом буквальном значении этого слова молодых героев нашего времени.

Ребятам доставляет большее наслаждение, когда они могут овладеть элементарными навыками пользования материалами и процессами изображения и конструирования. Красота листка или яблока, речки или леса – это и есть наше представление о красоте, о человеческих отношениях. Вне этого отношения нет и представления о красоте, и то прекрасное, которое окружает нас.

Из индивидуального и самостоятельного учения, каким был процесс познания мира, приобретения знаний и формирования умений, этот процесс превращается в обучение – двухсторонний целенаправленный процесс, одной стороной которого является учение, а другой – преподавание. Эти стороны едины и неразрывны в той мере, в какой соответствуют одна другой.

Основу обучения составляет деятельность по освоению содержания образования. Освоения содержания образования – главная, задача обучения, если учесть, что в содержание современного образования включаются не только разносторонне знания, умения и навыки, но и овладение логическими и научными приемами, а также воспитание в духе уважения индивидуальности другого, утверждения, принятых в обществе нравственных ценностей и неприятия зла.

Цель и сущность искусства заключается не в изготовлении вещей, и тем более не в удовлетворении практических потребностей, и не в выражении религиозных или философских идей, а в том, что оно способно создавать замкнутый в себе мир. Таков же подход и к произведениям искусства. Все мы рождаемся художниками, но потом в условиях нашего общества, которое принуждает нас принять его концепцию «нормативности», становимся менее впечатлительными.

Закладывается фундамент, на котором вырастает человеческая личность со всеми ее богатствами. Фундамент нужен прочный, задачи творчества ребят должны решаться без помех. В детских рисунках сказываются и культурные традиции, взгляды и обычаи страны, особенности быта и трудовые занятия народа. Чем старше ребенок, тем больше он в своем творчестве отражает национальное искусство своей Родины.

Содержание детских рисунков испытывает воздействие новых форм общественной жизни, изменившейся среды, нового архитектурного окружения и пейзажа. Не могут не сказаться ускорение передвижений, изменение представлений о расстояниях, широта охвата видимого мира. Каждый из нас хочет отложит свой отпечаток в сознании и чувствах в развитие новых средств информации – ведь уже сейчас телевидение, интернет, компьютеры влияет на содержание детского творчества. Новые ритмы жизни, новые, может быть, более сильные контрасты форм, цвета, освещения скажутся во внешних качествах и особенностях детского рисунка, как не могут не сказаться в искусстве вообще.

В искусстве каждый ребенок находит понимание предметов, познание мира. Это составляет главный смысл искусства, основное значение для ребенка и его творческих работ. Оно необходимое для всех детей не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и на его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений. Это сама необходимость в воспитании ребят.

Искусство, которое выражает духовный мир, требует бережного к себе отношения. Знакомства с произведениями искусства – проникнуть в его содержание, понять замысел его это огромная сила в жизни человека, которую нужно изучать. В это входит и сложный душевный мир ребенка, сознание и чувства его современников. Непрерывно развивается, а юные сегодняшние художники – завтра ценители, а может быть, и деятели нового, еще неизвестного нам искусства. Оно не только возбуждать в зрителя эмоциональный отклик, переживания, радость. Под его воздействием зритель видит окружающий мир как бы глазами художника. И в результате всего возникает живая потребность в личном творчестве, заражается творческой энергией.

Художественные способности ребят вызваны общественными потребностями, возникающими в определенных исторических условиях. Новые времена, новые потребности открывают и новые возможности развития и проявления способностей, находивших себе применение в другой деятельности или существовавших в скрытой форме, в неразвившихся природных задатках.  Это потребует художников нового типа, с особыми способностями. Возможность формирования таких способностей подтверждается проявлением самых разнообразных черт в рисунках и других видах творчества ребят.

Каждый ребенок универсален и чувствует биение пульса своего времени, и поэтому творимое им искусство не может не отражать богатства духовной жизни общества. Оно служит средством самовыражения в его работах, и, следовательно, предметом искусства является как отношение человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном, бытовом.

Гуманитарные науки – педагогика, психология, социология, этика имеют своим предметом ребенка, но все они рассматривают его с какой – либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет ребенка в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой платы того удивительного феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен.

Тесно связано с искусством нравственное сознание, которое близко ему по предмету. Нравственное сознание и искусство, обращено к человеку. Уже в античности было обнаружено их органическое взаимодействие, в мысли о том, что подлинное искусство не может быт безнравственным. Все дальнейшее историческое развитие общества показало, что утверждение принципов гуманизма в человеческой жизни шло и идет через развитие и взаимодействие прогрессивного художественного и нравственного сознания. Здесь искусство выступает как необходимый и существенный элемент взаимодействия, взаимосвязи общества и личности человека, ребенка, средством передачи от поколения к поколению того нравственного опыта, который концентрированным выражением народной мудрости.

Фундаментом педагогического процесса являются закономерности воспитания и методологические посылки педагогической деятельности. Закономерности воспитания представляют собой устойчивые связи в педагогическом процессе, учет которых позволяет достигнуть эффективных результатов в воспитании каждого ребенка.

Школа, более других способна с детства привить каждому ребенку любовь к искусству, обучить и научить основам изобразительной грамоты. Не каждый ребенок может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке, кино, театре. И научить его этому – непременная обязанность школы. Ребенку необходимо воспитать интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств выражения.

Ни в одном виде искусства не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Труд ребенка в изобразительном искусстве требует серьезного отношения к выполненной работе только, тогда можно ожидать результатов. Через изобразительное, декоративно – прикладное и народное искусство будет развиваться творческое мыслящая и грамотная личность.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1986. – 262 с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1996. – 290 с.
  3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко.- М.: Проспект, 2004. – 420 с.
  4. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И. Мищенко. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 510 с.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ИСКУССТВО» author=»Мальцева Людмила Валентиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found