Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Выдвижение проблемы обеспечения здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической ее разработки, поиска путей оптимизации и сохранения здоровья. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» понятие  «здоровье» определяется как «…состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [18, с.391]. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по трем основным уровням: физическому (совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде); психическому (основная стратегия жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами); социальному (мера трудоспособности, социальной активности человека; его активное, деятельное отношение к миру) [10].

Уточняя сущность понятия «психологическое здоровье» мы определили его соотношение с понятием «психическое здоровье». Термин «психическое здоровье» был впервые введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано о том, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями [14]. Приэтом в определении подчеркивается состояние нездоровья.

Термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает собою две науки и две области практики — медицинскую и психологическую.  В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая научная отрасль — психосоматическаямедицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В свою очередь, психические состояния становятся главной причиной соматического заболевания или являются как бы толчком, ведущим к болезни. Иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. [13, с. 29].

Анализ литературы показал, что проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и других. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Так, А. Маслоу рассматривал проблему психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. В его концепции — две составляющие психического здоровья: первая составляющая — это стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализациюи самосовершенствование.Вторая составляющая психического здоровья — стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как:принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [12].

Проблему психического здоровья в контексте развития зрелой личности рассматривали  и  другие  крупные  ученые,  но  несколько  иначе. В. Франкл в толковании идеи стремления к смыслу солидаризируется с Ш. Бюллер, согласно теории которой, полнота, степень самоисполненности зависит от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Такая способность называется у Бюллер самоопределениеми самоосуществлением. Именно обладание такими жизненными целями является условием сохранения психического здоровья. Причем под самоосуществлением Ш. Бюллер имеет в виду осуществление смысла, а не осуществление себя и самоактуализацию. Самоактуализация — это не конечное предназначение человека, утверждает В. Франкл. Смысл, по мнению Франкла — это всякий раз смысл конкретной ситуации и нет такого человека, для которого жизнь не держала наготове какое-нибудь дело. Надо найти это дело, этот смысл, а у ребенка необходимо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. [17, с. 56].

Почти во всех психологических словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В. Петровского и  М.Г. Ярошевского (1990) «психическое здоровье» рассматривается как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающих адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [16, с. 390].

Почему понадобилось введение еще одного понятия — «психологическое здоровье» и в какой связи оно находится со здоровьем психическим? В последнее время рассмотрению и изучению проблемы психологического здоровья уделяется очень большое внимание. Этот вопрос глубоко изучался И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, Д.В. Лубовским и другими учеными. По их мнению, понятие «психологическое здоровье», более глубокое по своей сути, чем понятие «психическое здоровье». Следуя утверждению И.В. Дубровиной (1999), основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. Основу психологического здоровья — развитие личности и индивидуальности. Психологическое здоровье относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшим проявлением человеческого духа. Психологическое здоровье неразрывно  связано со здоровьем психическим. По мнению И.В. Дубровиной, если забота проявляется только о психическом здоровье и не проявляется о психологическом, духовном, тогда происходит нарушение взаимоотношений человека с миром. Понятие «психологическое здоровье» позволяет выделить и психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие от медицинского, социологического, философского и других. Психологическое здоровье предполагает: интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, веру в себя и уважение другого, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности. «Психологическое здоровье делает личность самодостаточной… Человек сам способен, в соответствии с возрастом овладевать средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира» [14, с. 8].

Таким образом, понятие «психическое здоровье» входит в понятие «психологическое здоровье». Основу психологического здоровья составляет психологическое развитие. По мнению И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой и других ученых, психологическое развитие можно определить как:психическое развитие,личностное развитие, развитие индивидуальности. Понятие «психологическое развитие» включает в себя понятие «психическое развитие» и является наиболее обобщенным.

Нарушения психического здоровья (основу которого составляет психическое развитие) возникает тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности человека, игнорируются  условия формирования возрастных психологических новообразований на том или ином этапе онтогенеза. Это происходит потому, что в каждом возрастном периоде жизни у человека возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие человека с окружающим миром, людьми, культурой, природой, чем провоцируется депривационная ситуация («депривация», от англ. deprivation — лишение утрата; в медицине: недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма [2, с. 187]. Эти нарушения влекут за собой и нарушения психологического развития. Поэтому психическое здоровье требует постоянного анализа и, в случае необходимости, корректировки среды, имеющей специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого конкретного человека, вступившего в данный период [12, с. 31]. Изучению этого вопроса, относительно дошкольного возраста была посвящена диссертация Т.И. Безуглой [1].

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что основу психологического здоровья составляет полноценное психологическое развитие. Основу полноценного психологического развития составляют развитие психическое, то есть развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов в соответствии с возрастными нормами на каждом этапе онтогенеза, развитие личности и развитие индивидуальности.

В соответствии с возрастной периодизацией Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, являющаяся одним из научных взглядов на предмет периодизации возрастного развития, развитие человека проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства (ранний возраст), дошкольного детства, младшего школьного возраста, подросткового (отрочество), юности, зрелого возраста, старческого возраста, долгожития.

Каждый из периодов характеризуется своими психофизиологическими особенностями и определенной продолжительностью. От чего зависит переход человека от одного возрастного периода к другому? Что является показателем вступления его на каждую новую ступень возрастной лестницы: число прожитых дней, месяцев, лет или что-то другое?  Календарный (паспортный) возраст, по мнению многих известных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), еще не является основным показателем нахождения человека на той или иной возрастной ступени. Он может и не совпадать с психологическим возрастом. Где же тогда главный критерий членения жизненного пути на возрастные периоды? За счет каких сил происходит психологическое развитие?

Отечественная наука исходит из положения Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Говоря о развитии ребенка, он указывал на то, что суть процесса развития заключается в присвоении человеком социально-исторического опыта в ходе организованной деятельности и общения [6, с. 338]. В отечественной науке выделяются два принципа в подходе к развитию человека (ребенка): принцип историзма (Л.С. Выготский) и принцип развития в деятельности (А.Н. Леонтьев).

Каждая стадия развития имеет свою непреходящую ценность. И каждая из них должна получить свое полное развитие, иначе она не внесет должного вклада в развитие психики и становление личности [8]. Развитие человека протекает литически (спокойно) и критически (с кризисами) [5, с. 23]. Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Обычно наступает момент, когда развитие, происходящее внутри данного этапа приводит к тому, что возросшие возможности человека (его знания, умения, психические качества) вступают в противоречия со старым образом жизни, старыми видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный специфический характер. Возрастные противоречия приводят к формированию психологических новообразований, которые являются основой для перехода к следующему возрастному этапу. В этот период происходит решительная смена всей социальной ситуации развития: возникают новый тип отношений и смена одних видов ведущей деятельности другими [5, с. 35]. Учет новых потребностей ребенка, помощь в формировании средств удовлетворения этих потребностей облегчает переход к новому возрастному периоду, при этом для взрослого важно уметь руководить развитием каждого ребенка[4]. В одних случаях необходимо учитывать характер противоречий, складывающихся в ходе развития ребенка и оказывать помощь в разрешении этих противоречий. В других случаях создавать условия для возникновения соответствующих противоречий, ставя перед ребенком новые цели и задачи, побуждая ребенка принять эти цели, переводя их в цель его собственных  действий, помогать в нахождении средств их достижения [3].

Периодизация психического развития, авторами которой являются Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, разделяет развитие на эпохи, этапы и периоды; устанавливает связи между периодами; выделяет значение каждого предыдущего периода, что соответствует общим внутренним законам развития. Возрастная периодизация определяет разрешение проблемы сензитивности отдельных периодов детского развития. Сензитивные — это такие периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к, определенного рода, влияниям окружающей действительности, это наиболее благоприятные, оптимальные сроки для развития определенных психических процессов и свойств [6, с. 203]

Развитие организма в целом и психики, в частности, у разных людей протекает неодинаково и зависит от следующих общихфакторов: наследственность, среда, обучение и воспитание, деятельность, активность самого человека. Все факторы психологического развития действуют в комплексе. Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов. Факторы выступают в органическом единстве [14, с. 48].

Необходимо также рассмотреть факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на психологическое здоровье. Эти факторы были  выделены  А.И. Захаровым и распределены им по трем группам.

  1. Социально-культурныефакторы, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлены ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и расслабления.
  2. Социально-экономические факторы, среди которых А.И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу. Эти факторы отрицательно влияют на эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов.
  3. К социально-психологическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания, а также нарушения в сфере детско-родительских отношений [9, с.20-21].

Необходимо отметить тот факт, что в   ряде   научныхисследований  (И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, Т.В. Вохмянина, А.Б. Николаева,  А.А. Воронова) психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [13]. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации одной или нескольких потребностей,  приводящей к депривации, а стало быть, и к психологическому нездоровью. «Фрустрация (от  лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости» [15, с. 406]. В результате фрустрации потребностей ребенка, возникает психологический дискомфорт. Вследствие возникающего феномена депривации наблюдается задержка в психическом и физическом развитии ребенка. «Непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям» [13, с. 32].

Список литературы:

  1. Безуглая Т.И. Педагогические условия обеспечения психологического здоровья детей при подготовке к обучению в школе. Дисс. на соиск. степ. канд. пед.наук. Калининград, 2000.
  2. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: Модек, 1995. – 640 с.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М.: Владос, 2003.– 141 с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психического развития ребенка. М.: Профессиональное образование,2003. – 67 с.
  5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб: Союз, 2006. – 144 с.
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. –671с.
  7. Выготский Л.С. Проблемы возраста. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. – 250 с.
  8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского. Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с.
  9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2004–336 с.
  10. Здоровье детей: биологические и социальные аспекты. Метод. пособие / Под ред. М.Г. Романцова. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999. – 48с.
  11. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во МГУ, 1994. – 285 с.
  12. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. М., 1983. – 456 с.
  13. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. – 592с.
  14. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога /Под ред. И.В. Дубровиной.4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.
  15. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: АСТ,АСТ МоскваПрайм-Еврознак, 2009. – 440 с.
  16. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. – 380 с.
  18. Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Медицина, 2005. – 600 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ» description=»Статья посвящена определению сущности психологического здоровья; представлению взглядов различных научных школ на трактовку этого понятия; выделению факторов, оказывающих благоприятное и неблагоприятное влияние на психологическое здоровье. Полученные в результате исследования данные могут служить основанием учебных программ психолого-педагогического направления высшей педагогической школы.» author=»Безуглая Татьяна Искяндяровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found