Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕГО ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕГО ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В качестве основополагающего педагогического условия, необходимого для эффективной деятельности куратора студенческой группы, по воспитанию культуры здоровья будущего специалиста важно – рассматривать культуру здоровья будущего специалиста как составную часть его общей и профессиональной культуры.

В соответствии с таким представлением в культуре здоровья будущего специалиста выделяем две важнейших составных части: инвариантную часть и вариативную часть. Соотношение между этими составными частями культуры здоровья строится по принципу «общее – особенное». Причем, мы не считаем, что вариативная часть культуры здоровья будущего специалиста может быть сформирована на основе использования субъектом для практического решения валеологических задач содержания инвариантной части. Она имеет специфическое содержание, соответствующее характеру выполняемой  профессиональной деятельности и может быть сформирована лишь на основе усвоения опыта здоровьесберегающей деятельности, сложившегося в конкретной сфере труда.

Инвариантная составляющая представлена такими личностными образованиями, которыми должен обладать любой будущий специалист, независимо от той трудовой деятельности, которую он должен выполнять в своей жизни. Сюда следует отнести валеологические ценности, потребности в движении, в занятиях физической культурой и спортом, здоровый образ жизни, сформированные навыки личной гигиены, спортивные умения и навыки, творческий потенциал, обеспечивающий возможность творческой самореализации специалиста в организации деятельности по здоровьесбережению, укреплению своего здоровья и здоровья своих близких, подчиненных.

Вариативная составляющая культуры здоровья представлена такими ценностями, технологиями здоровьесбережения, способами повышения работоспособности, индивидуально-творческими качествами, которые обеспечивают личности наилучшие условия для адаптации к профессиональной деятельности, достижения наилучшего качества работы и производительности труда, способствуют сохранению здоровья в процессе выполнения профессиональных функций.

Инвариантная составляющая культуры здоровья будущего специалиста включает в себя совокупность качеств личности, которые обеспечивают возможность сохранения, укрепления и формирования его здоровья и здоровья близких людей при выполнении учебной деятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития, организации досуга, решении семейно-бытовых проблем, а также выполнении различной общественной деятельности. По своему содержанию эта часть культуры здоровья не зависит от той профессиональной деятельности, которую выполняет специалист, и поэтому является составной частью его общей культуры.

Вариативная составляющая культуры здоровья включает в себя совокупность качеств личности, обеспечивающих возможность сохранения и укрепления здоровья специалиста в процессе конкретной профессиональной деятельности. Она включает также личностные особенности, обуславливающие неповторимый способ осуществления здорового образа жизни, интересы и потребности, предпочтения, опыт валеологической деятельности, творческий потенциал и др. По своему содержанию вариативная составляющая культуры здоровья соответствует профессиональной культуре специалиста и является ее важнейшей компонентой.

Мы обозначаем данную составляющую культуры здоровья как «вариативную» в том смысле, что ее содержание является различным при подготовке специалистов по разным профессиям. Необходимость вариативной составляющей культуры здоровья обусловлена разным характером взаимодействия с предметным и социальным окружением представителей разных профессий, а значит и наличием разных факторов, влияющих на их здоровье. Вариативную составляющую культуры здоровья будущего специалиста можно соотнести с профессионально-валеологической культурой.

Как показали результаты проведенного нами исследования, в вузах практически не уделяется внимания на целенаправленное воспитание вариативной составляющей культуры здоровья студентов. Содержание занятий по физической культуре, а также деятельности, направленной на воспитание культуры здоровья будущих специалистов, строится без учета особенностей той профессии, по которой обучаются студенты.

Для изучения реальной роли кураторов, в воспитании культуры здоровья будущих специалистов был проведен анализ планов воспитательной работы факультетов и кураторов студенческих групп, анкетный опрос кураторов и студентов, беседы с заместителями деканов по воспитательной и спортивно-массовой работе (организаторов спортивно-массовой работы).

На основе выделенных результативных критериев и показателей удалось проследить за качественными изменениями, происходящими в процессе становления личности будущего специалиста субъектом культуры здоровья. В этом процессе четко выделяются три уровня:

1) объект валеологического воздействия — характеризуется внешней организацией валеологической активности. У студентов чаще всего отмечается наличие негативно-противодействующего или индифферентного отношения к своему здоровью. Они весьма редко проявляют инициативу в оздоровлении и укреплении своего здоровья, безответственно относятся к нему;

2) становление субъекта валеологического влияния — характеризуется совместным регулированием куратором и самими студентами их валеологической активности, которая возможна лишь при наличии у последних потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, а также интереса к этой деятельности. Необходимость совместной деятельности с куратором студенческой группы обусловлена неразвитостью субъектных функций, отсутствием опыта валеологической деятельности;

3) субъект валеологических действий -характеризуется высоким уровнем развития субъектных функций, умений и навыков самоорганизации и саморегуляции, творческого потенциала, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей, что обеспечивает возможность осуществления самоорганизации студентом здоровьесозидающего образа жизни, наличием активно-формирующего ценностного отношения к своему здоровью и средствам его обеспечения. Для данного уровня становления личности как субъекта культуры здоровья характерным является включенность будущего специалиста в процессы валеологического самообразования и самовоспитания, которые носят системный характер и направлены на реализацию индивидуально-ориентированной программы здоровьесозидательной деятельности и здоровьеохранного режима жизни.

В результате проведенного исследования мы выявили следующее распределение будущих специалистов по уровням становления студентов как субъектов культуры здоровья (рис. 1.)

Рис. 1. Распределение будущих специалистов по уровням их становления
как субъектов культуры здоровья, %

В то же самое время кураторы этих высших учебных заведений продемонстрировали различные уровни готовности к воспитанию культуры здоровья будущих специалистов. Они отражены на рис. 2.

Рис. 2. Уровни готовности кураторов студенческих групп
к воспитанию культуры здоровья будущих специалистов, %

Из рисунка видно, что кураторы, в основном, находятся на недопустимом уровне готовности к воспитанию культуры здоровья студентов, поэтому в нашей дальнейшей деятельности мы, в качестве одного из педагогических условий, выдвинули осуществление теоретической и практической подготовки кураторов к воспитанию у студентов культуры здоровья.

Также в ходе исследования было установлено:

  1. Определенная воспитательная работа по воспитанию культуры здоровья будущих специалистов в вузах в настоящее время проводится преимущественно на уровне образовательного учреждения в целом, на уровне факультетов и кафедр физического воспитания, преобладают массовые формы воспитания (соревнования, конкурсы, праздники, дни здоровья и др.), весьма ограниченной по содержанию и формам является воспитательная работа в первичных коллективах и индивидуальная работа со студентами на уровне кураторов студенческих групп.
  2. Кураторы студенческих групп осознают необходимость воспитания культуры здоровья будущих специалистов, о чем свидетельствует наличие в планах воспитательной работы целевых установок на ее формирование. Но эти установки не реализуются в реальном воспитательном процессе. В планах воспитательной работы кураторов студенческих групп весьма мало (1-2 в год) мероприятий, направленных на воспитание культуры здоровья.
  3. Деятельность кураторов по воспитанию культуры здоровья будущих специалистов в тех студенческих группах, где такая работа проводилась, носит эпизодический несистемный характер.
  4. Во многих вузах, участвующих в констатирующем эксперименте, создана прекрасная материальная база и широкая инфраструктура специализированных служб, занимающихся сохранением и укреплением здоровья студентов и преподавателей.

На основе изучения сущности и содержания деятельности куратора студенческой группы по воспитанию культуры здоровья будущих специалистов, выделенных процессуальных и результативных критериев и соответствующих им показателей, с учетом сформулированных выше выводов и на основе анализа эмпирических материалов нами было выделено три типа воспитания культуры здоровья будущих специалистов, характеризующихся со стороны кураторов и со стороны студентов:

1) репродуктивно-исполнительский: со стороны куратора характеризуется – отсутствием мотивации в работе со студентами, направленной на воспитание культуры здоровья; низким уровнем осведомленности в теоретических основах данной воспитательной деятельности; куратор не владеет технологиями оздоровительной работы, способами поддержания высокой работоспособности, формами и методами валеологического просвещения, контроля за состоянием здоровья, мониторинга культуры здоровья. Со стороны студентов характеризуется – преобладанием негативно-противодействующего и индифферентного отношения к своему здоровью, ситуативным способом регуляции валеологической активности, отсутствием инициативы в оздоровлении и укреплении своего здоровья, ведут здоровьезатратный образ жизни, имеют вредные привычки. Отсутствием представления о культуре здоровья, контроля за своим здоровьем, нерациональной организацией отдыха.

2) адаптивно-формирующий: со стороны куратора характеризуется — ярко выраженной направленностью на деятельность по воспитанию культуры здоровья студентов, ценностным отношением к ней; интересом к воспитательной работе со студентами; проявлением высокой осведомленности в способах воспитания культуры здоровья студентов; знанием критериев, показателей и уровней; успешным осуществлением валеолого-педагогических функций, технологий оздоровления. В его деятельности — достаточное количество мероприятий по воспитанию культуры здоровья студентов. Со стороны студентов характеризуется – преобладанием пассивно-приспосабливающегося отношения к своему здоровью, позиционным способом регуляции валеологической активности, эпизодическими занятиями валеологическим самообразованием и самовоспитанием, активным включением в спортивную, рекреационную и физкультурно-оздоровительную деятельность, проявлением интереса к валеологической информации.

3) креативно-развивающий:  со стороны куратора характеризуется — валеологической мотивированностью и ценностным относитшением к воспитанию культуры здоровья студентов, постоянным самообразованием в области валеологии, системным характером работы по воспитанию культуры здоровья будущих специалистов; оптимальным выбором ее содержания, форм и методов; постоянным поиском, апробацией и внедрением нетрадиционных технологий оздоровления студентов. Со стороны студентов характеризуется – активно-формирующимся ценностным отношением к своему здоровью; наличием здоровьеохранного режима выполнения учебно-профессиональной деятельности; достаточно высоким уровенем саморегуляции валеологической активности на уровне самоорганизации здоровьесозидающего образа жизни; включенностью в реализацию индивидуальных здоровьесозидающих программ, самостоятельным осуществлением мониторинга состояния своего здоровья.

Данные исследования позволили выявить соответствие между уровнями готовности кураторов к воспитанию культуры здоровья будущих специалистов, уровнями становления студентов как субъектов культуры здоровья и типами воспитания культуры здоровья со стороны кураторов и будущих специалистов. Информация о данном соответствии и взаимозависимости представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Взаимозависимость уровней и типов воспитания культуры здоровья

 

Уровни готовности кураторов к воспитанию культуры здоровья студентов

Уровни становления студентов как субъектов культуры здоровья

Типы воспитания культуры здоровья

Недопустимый Объект валеологического воздействия Репродуктивно-исполнительский
Нормативный Становление субъекта валеологического влияния Адаптивно-формирующий
Креативный Субъект валеологических действий Креативно-развивающий

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что современная высшая школа осознает необходимость и значимость воспитания культуры здоровья будущих специалистов в деятельности куратора студенческой группы. Эта задача решается в вузах пока еще в большинстве случаев стихийно. Как показывают результаты исследования, уровень становления студентов как субъектов культуры здоровья базируется на отметке – объект валеологического воздействия, что мы связываем с преобладанием у кураторов недопустимого уровня готовности к осуществлению деятельности в указанном направлении.

Литература:

  1. Здоровье молодежи – забота общества: доклад исследовательской группы ВОЗ по проблемам молодежи в свете стратегии достижения здоровья для всех к 2000 г. – М.: Медицина, 1987. – 128с.
  2. Игнатова, И.Б. Система внеучебной воспитательной деятельности (на примере вузов Белгородской области): монография / И.Б. Игнатова, Н.В. Киреева, В.С. Шилова. – Белгород: БелГИК, 2005 – 252 с.
  3. Ирхин, В.Н. Концепция развития здоровьесберегающей педагогической системы вуза / В.Н. Ирхин. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 128 с.
  4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф.Исаев. – М.: Академия, 2004. – 208 с.
  5. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2004. — 144 с.[schema type=»book» name=»КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕГО ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» author=»Комарова Ирина Геннадиевна, Брейкина Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found