Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИМПРЕССИНГ: К ИСТОРИИ ТЕРМИНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИМПРЕССИНГ: К ИСТОРИИ ТЕРМИНА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Как феномен, импрессинг известен многим современным отраслям знания, в том числе гуманитарного. Однако при этом для него характерна серьезная терминологическая неоднозначность, проистекающая из того, что истоки его исследования обнаруживаются не в человековедческих отраслях знания и не в социально-гуманитарных в целом, но в естественно-научных.

Непосредственно термин «импрессинг» (от англ. impress – впечатлять, оставлять след) принадлежит советскому генетику и педагогу
В.П. Эфроимсону: им он обозначил сильнейшие и значимые в дальнейшем развитии впечатления, полученные личностью в раннем возрасте, которые в благоприятных условиях среды приводят к значительным достижениям личности в той или иной области. Рассуждения в русле данной тематики были вызваны появившейся и стремительно развивающейся в 30-е годы ХХ в. этологией, основатели которой, К. Лоренц и Н. Тинберген, по выражению этолога Е.Н. Панова, «исследователи большого научного кругозора, склонные к тому же к обобщениям широкого философского плана», так или иначе подтолкнули представителей различных научных направлений к идее о возможности переложения принципов этологии на поведение человека [4]. Одно из эмпирических достижений этологии легло в основу теоретического и фактологического (биографического) изучения В.П. Эфроимсоном значения ранних впечатлений в личностном развитии: «Наряду с признанием большого значения наследственной одаренности, в связи с большими успехами науки о поведении – этологии, стало выясняться огромное значение для развития личности ранних впечатлений. Сначала на животных, потом на младенцах и детях выяснилось, что младенческие, детские и подростковые впечатления определяют не только уровень впоследствии достигаемого интеллекта, но и эмоциональную сущность индивида, его ценностные критерии, причем строго стадийно и нередко необратимо» [6, с. 8].

В этологии и зоопсихологии описываемый феномен обозначался и обозначается терминами «импринтинг», или «запечатление»  (от англ. imprint – оставлять след, запечатлевать, отмечать), который впервые встречается в исследованиях австрийского антрополога К. Лоренца. Уже к середине ХХ в. и уже в этологии термин «импринтинг» выходит за рамки узкого значения, восходящего к первоначальным представлениям К. Лоренца о запечатлении как  процессе быстрого развития социальной привязанности детенышей к своим матерям. С обогащением как эмпирических, так и теоретических знаний об импринтинге как феномене значение термина значительно расширялось. К числу же основных характерных черт импринтинга в этологии и зоопсихологии относят следующие: социальные привязанности направлены на те раздражители, в отношении которых молодые организмы получают соответствующий специфический опыт в подходящее для этого время; однажды запечатленное сохраняется на долгое время, может сохраниться и навсегда; некоторые реакции на запечатленный стимул могут проявляться через большой промежуток времени и даже только к концу жизни; болезненные стимулы усиливают импринтинг.

Несмотря на то, что дискуссионным был и остается даже вопрос об импринтинге у млекопитающих, термин «импринтинг» широко используется и по отношению к человеку. В самом общем смысле импринтинг человека понимается как «форма быстрого и стойкого научения в строго определенные критические (чувствительные) разной продолжительности периоды онтогенеза» [1]. В целом отношение к экстраполяции положений этологии об импринтинге на развитие человека остается неоднозначным, однако, как отмечает Е. Панов, критике подвергаются прежде всего попытки автоматического перенесения этологических представлений о поведении животных на человека. Д. Мейнарди отмечает: «Что бы там ни было, ребенок растет, подражая окружающим его людям, и, по всей вероятности, часть такого воздействия приходится как раз на критические периоды его развития. Было бы слишком смелым говорить о наличии импринтинга как такового у человека, но пока ясно одно, что некая близкая аналогия с этим явлением все же существует и у нашего вида» [2].

 Несмотря на непрекращающиеся дискуссии вокруг применения положений этологии к развитию человека, научные связи этологии с науками о человеке нарастали в последней трети ХХ – начале ХХI вв., обнаруживая новые точки пересечения и взаимные интересы (П. Бейтсон, Н. Блартон Джонс,
Д. Мейнарди и др.).  Понятие «импринтинг» активно используется психологами (Д. Боулби, Т. Лири, Р. Мэй, А.Г. Понугаева, Е. Хесс, Г. Хорн и др.). Под влиянием идей прежде всего американских психологов концепция импринтинга рассматривается в рамках теории социального научения, широко представлено соединение психоанализа и этологии. Основанием для изучения механизма и роли импринтинга у детей стали идеи З. Фрейда о важности  раннего опыта  в развитии личности в определенные критические периоды и теория К. Лоренца об образовании первичных социальных связей у животных также в определенные критические периоды. Серьезной научной опорой в исследовании импринтинга человека выступают фундаментальные работы в русле нейрофизиологии. Получили признание теории, во многом основывающиеся на исследованиях феномена импринтинга. Так, Г. Хорн на примере механизма импринтинга рассматривает структурные и физиологические основы памяти и обучения, приводит результаты экспериментов по определению отдела мозга, отвечающего за запечатление. Теория Д. Боулби о привязанности детей к родителям основывается на исследованиях импринтинга. Согласно теории Т. Лири, с помощью импринтинга мозга и научения сознание человека настраивается на оптимальное выживание в физическом мире. Имеют место рассуждения о внутриутробном импринтинге и его влиянии на социальную жизнь человека (Н.Б. Оконская), об импринтинге в перинатальный период и методах формирования позитивного импринтинга рождения  (Л. Марчер, Л. Олларс,
П. Бернард). Концепцию импринтинга применяют к психическому развитию детей с различными патологиями (Л.Г. Пластунова). Еще более частым оказывается применение понятия «импринтинг» в описаниях программ практикующих психологов. Ведется работа с последствиями негативных детских и подростковых импринтингов: разработаны механизмы их перекодирования – реимпринтирования.

Неоднозначность понимания импринтинга и большое количество рассуждений о нем  без опоры на достоверные данные вызваны сложностью его эмпирического изучения. По мнению А.Б. Долгина, современным психологам не удается разработать подходящий инструментарий для эмпирического исследования рассматриваемого феномена, не удается достичь повторяемости экспериментов; по этой причине импринтинг выпадает из внимания исследователей, но действие его при этом в жизнедеятельности человека не прекращается.

Понятие проникает в социально-гуманитарные и в социально-экономические отрасли знания. Здесь импринтинг трактуется как «специфический процесс онтогенеза, в ходе которого происходит необра­тимое или стойкое запечатление жизненно важной для индивида информа­ции» [5]. Отметим, что в рамках гуманитарных наук для обозначения рассматриваемого феномена используется и предложенное В.П. Эфроимсоном понятие «импрессинг», а для более корректного использования понятия «импринтинг» – для усиления акцентов на определенных сферах жизнедеятельности – формулировать его стали в уточняющей форме: «социальный импринтинг», «культурный импринтинг», «интеллектуальный импринтинг» и т.п. Все чаще обнаруживают себя попытки объяснить влиянием социального и культурного импринтинга (импрессинга) не только социальное поведение человека, но и различные социально-культурные феномены: формирование общественного мнения, интериоризацию социальных норм, закрепление обычаев и ритуалов, распространение моды, воздействие рекламы, вирусные эффекты в Интернете, художественные вкусы, политические предпочтения, религиозные чувства и т.д. (П. Берснев, А.Б. Долгин, Э. Морен, Н.Б. Оконская, А. Редозубов, Н.А. Руснак и мн.др.). Импринтинговая основа усматривается в манипулировании сознанием
(А.Б. Долгин, Т. Лири, А.Д. Редозубов). Предпринимаются попытки выявления роли импринтинга (Н.Б. Оконская), импрессинга в социально-историческом процессе (М. Амусья, М. Перельман). Еще более широко представлены работы, в которых так или иначе идет речь о месте и роли импринтинга (Н.Б. Оконская, И.А. Шмерлина и др.), импрессинга (В.Н. Сагатовский, Г.Я. Узилевский,
М. Холодная и др.) в социализации индивида, в формировании и развитии личности. По мнению Э. Морена, культура и духовное становление человека неразрывно связаны через культурный импринтинг. Высказываются мысли о том, что импринтинг по отношению к человеку и высшим животным может трактоваться как биологическая составляющая социализации (Д. Боулби).

Оперирование понятием «импрессинг» дает исследователям больший простор для рассуждений о месте и роли обозначаемого им феномена в социализации и развитии личности в самых разных аспектах. Так,
В.Н. Сагатовский отводит импрессингу как феномену основополагающую роль в формировании личностных смыслов, ценностных ориентаций личности.
М. Холодная связывает с импрессингом обретение личностью интенционального опыта, в частности формирование интеллектуальных интенций. Г.Я. Узилевский вслед за В.П. Эфроимсоном рассматривает импрессинг как один из социальных факторов проявления и развития наследственных задатков личности. О культурном импринтинге и его роли в развитии творческих способностей, в том числе художественных, ведут речь В.В. Глазков, Н.А. Руснак и др.

Представленный выше экскурс в историю термина демонстрирует, что в современном социально-гуманитарном знании ранние впечатления, произведенные природной и социальной средой на личность и во многом определяющие ее дальнейшее развитие, вплоть до выдающихся достижений в той или иной сфере, обозначаются двумя взаимозаменяемыми, но не тождественными понятиями: «импринтинг» и «импрессинг». Обобщенное представление об импринтинге/импрессинге, сложившееся в социально-гуманитарном знании втор.пол. ХХ – нач. ХХI вв., таково: он понимается как фиксация определенной информации в памяти, происходящая преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения; происходящая без пищевого или иного подкрепления; возможная в течение определённого, обычно достаточно ограниченного, периода – критического или сензитивного; совершающаяся очень быстро, зачастую однократно; определяющая дальнейшее поведение и развитие в соответствии с содержанием и направленностью полученной информации и связанным с ней переживанием; характеризующаяся необратимостью результатов, то есть с трудом поддающаяся дальнейшему изменению.

И хотя терминологический статус понятия «импрессинг» по-прежнему неоднозначен, его применение становится все более частым и точным. Принципиально важным здесь является признание исследователями того, что нельзя импринтинг человека ограничивать жесткими временными рамками по аналогии с животными. Критические моменты формирования личности шире и богаче (Д. Боулби, Т. Лири, А.Г. Понугаева, В.П. Эфроимсон и др.). Именно поэтому, по мнению В.П. Эфроимсона, наиболее корректным по отношению к человеку является термин «импрессинг»: он обозначает гораздо более сложное явление, нежели то, что имеет место у животных. Этот термин появляется в таких трудах В.П. Эфроимсона, как «Генетика этики и эстетики», «Педагогическая генетика» и «Генетика гениальности» (60-70-е гг. ХХ в.).  Они представляют собой тщательный анализ сложной природы человеческих способностей, произведенный на стыке социального и естественного знания, с обширными выводами о возможностях человека и человечества, с конкретными предложениями коренных изменений в системе образования, нацеленных на наиболее полное раскрытие творческого потенциала человека.

Разделяя точку зрения В.П. Эфроимсона, отметим, что введение иного термина, чем импринтинг, для обозначения быстрого образования устойчивых следов в психике вследствие воздействия среды именно на человека представляется не только более корректным, но необходимым, поскольку рассматриваемые феномены у животных и у человека имеют серьезные отличия, отражение которых в термине принципиально. Отличия эти связаны не только с формальными характеристиками – количество и длительность периодов чувствительности психики к воздействиям. Воздействия среды на индивида будут носить содержательно иной характер в зависимости от возрастных его особенностей, особенностей конкретного периода развития. Кроме того, характер воздействия средовых факторов будет зависеть и от формирующейся и развивающейся индивидуальности человека, которая с каждым последующим периодом будет все выразительнее, следовательно, и содержательное разнообразие таких воздействий также будет богаче. Это не позволяет происходящее с человеком именовать только «запечатлением», т.е. оставлением следа, длительным сохранением в памяти полученной и пережитой информации. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой у глагола «запечатлеть» («запечатлевать») указаны следующие значения: «1. Воплотить в чем-нибудь, изобразить. 2. Сохранить надолго в памяти, в сознании» [3: с. 214].

Несводимость импринтинга человека только к оставлению информационного следа осознана учеными. Отсюда проистекают сложность употребления термина «импринтинг» одновременно в естественно-научных и социально-гуманитарных отраслях знания, потребность в весомых пояснениях, снятии не только научно-теоретических, но логико-методологических и этико-практических противоречий. В «Толковом словаре русского языка»
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «впечатлять – производить большое впечатление». Значения слова «впечатление» указаны следующие: «1. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.
2. Влияние, воздействие. 3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-нибудь, чем-нибудь» [3: 101 с]. Общим в терминах «импринтинг» и «импрессинг» является ключевое понятие «след», след в психике, однако содержание этого следа и характеристики его последствий в жизни человека корректнее и объемнее обозначает термин «импрессинг», то есть впечатление.

Термин «импрессинг» позволяет не только сразу соотнести исследуемый нами феномен непосредственно и только с человеком, но обозначить его содержательное отличие от импринтинга животных – более разнообразное воздействие, как в момент восприятия и переживания информации, так в процессе и результатах дальнейшего развития, всей жизни человека, в том числе ее духовной составляющей.

Список литературы:

  1. Елисеев П.П., Зеляк А.В., Игнатюк С.С. Импринтинг как залог психического и физического здоровья [Электронный ресурс]. URL:  https://estheticlife.ru/doks/00000188.php (дата обращения 24.07.2014).
  2. Мейнарди Д. Рождение и импринтинг [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 19.11.2014).
  3. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  4. Панов Е. Этология человека: история и перспективы [Электронный ресурс] // Скепсис: Научно-просветительский журнал. URL: https://scepsis.net/library/id_504.html (дата обращения 09.11.2014).
  5. Шмерлина И.А. Биологические грани социальности. Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. М.: Либроком, 2013. – 195 с.
  6. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика // Биология. 2000. №31. С. 5 – 11.[schema type=»book» name=»ИМПРЕССИНГ: К ИСТОРИИ ТЕРМИНА» author=»Викторова Елена Викторовна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found