Номер части:
Журнал

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ (33-38)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.7.74.768
Дата публикации статьи в журнале: 2020/06/14
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: 74, Том: 7, Страницы в выпуске: 33-38
Автор: Козис Марина Владимировна
, Московский городской педагогический университет (МГПУ) , магистрант кафедры языкознания и переводоведения
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация: В статье рассматриваются принципы, лежащие в основе когнитивных процессов формирования фрейма положения объекта в пространстве. На материале Национального корпуса русского языка, примеров, найденных в поисковых системах, а также предложенных носителями языка-информантами, исследуются особенности семантики глаголов позиции стоять, сидеть, лежать. В результате дистрибутивного анализа была определена сочетательная способность исследуемых глаголов и контекстные условия их употребления, что позволило построить гипотезу о значении предикатов, а также выявить особенности языковой репрезентации ситуации, связанной с размещением объекта в пространстве, которая может быть представлена в виде фрейма. В рамках триангуляционного подхода в результате проведения корпусного и семантического экспериментов, а также обращения к поисковой системе Google была проанализирована частотность и особенности употребления рассматриваемых единиц для описания положения в пространстве различных объектов. Таким образом, были выявлены особенности семантики глаголов позиции. В результате исследования были сделаны выводы о вариативности в описании положения объектов, которая обусловлена возможностью различного осмысления рассматриваемой денотативной ситуации, например, в зависимости от позиции наблюдателя, наличия в рассматриваемом фрейме различных локализаторов и пр. При этом анализ примеров показал, что салиентным (значимым) элементом фрейма положения одушевленных/неодушевленных объектов (не людей) является возможность установления взаимно-однозначного соотношения между положением объекта в пространстве и одной из поз человека, которую он может принимать. При описании таких ситуаций анализируемые предикаты употребляются в антропоморфном значении.
Ключевые слова: фрейм  концептуализация  семантика  позиционные предикаты              
Данные для цитирования: Козис Марина Владимировна . ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ (33-38) // Евразийский Союз Ученых. Философские науки. 2020/06/14; 74(7):33-38. 10.31618/ESU.2413-9335.2020.7.74.768



Список литературы: 1. Сулейманова О.А. Фреймовая структура знания как основа лингвистических решений // Вестник. Научный журнал. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова. Педагогика. Филология. История. 2013. Вып.4 (52). Уральск. С.162–169. [Sulejmanova O.А. Frejmovaya struktura znaniya kak osnova lingvisticheskikh reshenij // Vestnik. Nauchnyj zhurnal. Zapadno-Kazakhstanskij gosudarstvennyj universitet im. M. Utemisova. Pedagogika. Filologiya. Istoriya. Ural'sk. 2013; Vyp.4 (52): 162–169. (In Russ).] 2. Фомина М.А. Субъект в пространственных безличных моделях типа У меня в ухе звенит // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование». 2015. № 4(20). С. 49−55. [Fomina MA The Subject in Impersonal Spatial Sentence Models of U menia v ukhe zvenit (My Ear Is Singing) Type. Vestnik MGPU. Ser. Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2015; № 4(20): 49−55. (In Russ).] 3. Newman J. The Linguistics of Sitting, Standing, and Lying. Amsterdam. John Benjamins Pub. Co. 2002; volume 51:409 p. https://doi.org/10.1075/tsl.51 4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Официальный сайт Толкового словаря русского языка Т.Ф. Ефремовой. URL: https://www.efremova.info. 5. Рахилина Е.В. Семантика русских позиционных предикатов: cтоять, лежать, сидеть, висеть // Вопросы языкознания. 1998. №6. С. 69–80. [Rahilina EV Semantika russkih pozicionnyh predikatov: stojat', lezhat', sidet', viset'. Voprosy jazykoznanija. 1998;(6): 69–80. (In Russ).] 6. Российский литературный портал / Официальный сайт российского литературного портала Стихи.ру. URL: https://www.stihi.ru/2006/10/31-1691. 7. Козис М.В. Особенности перевода русских метафорических позиционных предикатов на английский язык // В многомерном пространстве современной лингвистики Сборник работ молодых ученых. Москва. 2019. С. 168-184. [Osobennosti perevoda russkih metaforicheskih pozicionnyh predikatov na anglijskij yazyk. V mnogomernom prostranstve sovremennoj lingvistiki Sbornik rabot molodyh uchenyh. Moskva. 2019; 168-184. (In Russ).] 8. Информационно-справочная система / Официальный сайт Национального корпуса русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru. 9. Сулейманова О.А. Семантическая роль имплицитного наблюдателя в модели предложения // К 90-летию И.-Э.С. Рахманкуловой. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. [Sulejmanova OА The Semantic Role of the Implicit Observer in the Sentence Model. K 90letiyu I.-E.S. Rahmankulovoj. Vestnik MGPU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2015; № 3 (19): 69–75. (In Russ).] 10. Сулейманова О.А., Фомина М.А Роль субъекта в характере репрезентации его бытия (на материале глаголов стоять, лежать, сидеть)// Вестник МГОУ. 2019. Серия: Лингвистика. №1. С. 23-39. [Suleimanova OA, Fomina MA The role of subject in linguistic representation of its state of being: the verbs stoyat’, lezhat, sidet’. Vestnik of Moscow Region State University. 2019; Series: Linguistics (1):23-39. (In Russ).] https://doi.org/10.18384/2310- 712x-2019-1-23-39 11. Сулейманова О.А., Фомина М.А. Верификационный потенциал семантического эксперимента // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно строительного университета. 2017. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. № 2 (34). C. 15−28. [Suleimanova OA, Fomina MA The potential of the semantic experiment for testing hypotheses. Russian Journal of Building Construction and Architecture. 2017; Series: Scientific Journal Modern Linguistic and Methodical-andDidactic Researches.№ 2: 8-19. (In Russ).] 12. Селезнева Г.А., Сулейманова О.А., Фомина М.А. Лингвистический эксперимент и его место в экспериментальной науке // Семантический анализ единиц языка и речи : процессы концептуализации и структура значения. Вторые чтения памяти О.Н.Селиверстовой. 2006. C. 256-272. [Selezneva GА, Sulejmanova OА, Fomina MА Lingvisticheskij ehksperiment i ego mesto v ehksperimental'noj nauke. Semanticheskij analiz edinits yazyka i rechi: protsessy kontseptualizatsii i struktura znacheniya. Vtorye chteniya pamyati O.N.Seliverstovoj. 2006; 256-272. (In Russ).] 13. Информационно-справочная система / Официальный сайт поисковой системы Google.ru. URL: https://www.google.ru.


Записи созданы 2523

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх