Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ФАКТОРИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ФАКТОРИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Система факторинговых отношений представляет собой совокупность отношений между субъектами факторинговых операций от подготовительного этапа до этапа их завершения. Всех участников данной системы можно подразделять на две группы: прямые участники и косвенные. К первой группе относятся финансовые агенты, поставщики товаров и услуг (т.е. клиенты финансовых агентов) и покупатели соответствующих товаров и услуг (т.е. дебиторы). Ко второй группе участников относятся субъекты, которые обеспечивают нормативно-правовую и информационную базу, а также регулируют и контролируют факторинговую деятельность прямых участников.

Функционирование любой системы, в том числе и системы факторинговых отношений, не представляется возможным без возникновения спорных вопросов, т.е. для функционирования данной системы характерны различного рода противоречия. В зависимости от направления влияния можно выделить противоречия, прямо и косвенно влияющие на развитие факторинговых операций, и противоречия, влияющие на проведение конкретных факторинговых сделок. В данной статье противоречия рассматриваются при условии, что в качестве финансового агента выступает коммерческий банк.

  1. I. Противоречия, прямо и косвенно влияющие на развитие факторинговых операций, возникают между всеми участниками факторинговых отношений. Данный вид противоречий возникает по следующим направлениям:
  2. Организация факторинговых операций в банках. Сторонами противоречий в этом направлении являются руководство банка и сотрудники подразделения, отвечающего за проведение факторинговых операций. Данная категория противоречий может быть связана, с одной стороны, с  требованиями к кандидатам на определенные должности со стороны руководства (соответствующий уровень профессионализма, компетентность в данной области и сопутствующих областях) и, с другой стороны, с требованиями работников к руководству по вопросам оплаты труда.
  3. Формирование ресурсов для проведения факторинговых операций. Сторонами противоречий в данном случае является банк, выступающий в роли заемщика, и его кредиторы. Противоречия могут быть вызваны низкими ставками по депозитам, не стимулирующими потенциальных вкладчиков к размещению депозитов на предлагаемых условиях, а также условиями кредитования (ставки, сроки) для банка.
  4. Формирование рынка факторинговых услуг и его регулирование. Противоречия в этой области могут возникать между банками и органами, контролирующими и регулирующими деятельность рынка факторинговых услуг. Причины, как правило, связаны с порядком уплаты налога на прибыль, формирования резерва на возможные потери по ссудам, значением норматива Н6, ограничивающего финансовые возможности банков.
  5. Реализация товаров или оказания услуг. Противоречия такого характера возникают между продавцами и покупателями и проявляются в несовпадении интересов в отношении сроков оплаты, что является толчком для продавца прибегнуть к факторинговому обслуживанию
  6. II. Противоречия, влияющие на проведение конкретных факторинговых операций возникают между прямыми участниками системы факторинговых сделок.

Можно выделить следующие направления данного вида противоречий:

  1. Размещение факторинговых ресурсов. По данному направлению противоречия возникают либо на этапе заключения договора факторинга, либо на этапе отбора дебиторской задолженности. В обоих случаях сторонами противоречий являются банк (финансовый агент) и его клиент.

В первом случае причины противоречий обусловлены определенными требованиями, выдвигаемыми банками к потенциальным клиентам по факторинговому обслуживанию,  и условиями договора факторинга. В отношении договора факторинга речь идет, с одной стороны, о цене факторинговой услуги, а, с другой стороны, о возможности предусмотрения условия регресса.

Во втором случае причины возможных противоречий связаны со следующими   аспектами факторинговых сделок:

— «качество» должника, т.е. его финансовое состояние и платежеспособность на момент уступки прав требования, а также история его платежной дисциплины. Если базой для оценки платежной дисциплины должника является информация, предоставленная банку клиентом, то при оценке его финансового положения на практике возникает проблема, связанная с получением достоверной информации, свободный доступ к которой у банка отсутствует;

— условия финансирования. В данном случае помимо размера платы, причитающейся банку (если цена устанавливается в зависимости от должника с учетом фактора риска), выделяем величину лимита финансирования, устанавливаемую банком, недостаточный размер которой для клиента может вызвать противоречия между ними, и длительность отсрочки платежа, предоставленной поставщиком своему покупателю, которая может не удовлетворить банк.

Таким образом, заключение договора факторинга и непосредственное авансирование в рамках данного договора осуществляется в том случае, если в процессе переговоров, проводимых между банком и его потенциальным клиентом, стороны смогут прийти к компромиссу по всем вышерассмотренным позициям.

  1. Выполнение должником своих обязательств, а именно своевременность оплаты по уступленному требованию. С одной стороны, противоречия в данной области возникают между банком и должником из-за того, что проблемы должника с платежеспособностью на момент оплаты долга негативно влияют на своевременность выполнения им своих обязательств. С другой стороны, сторонами противоречий являются клиент и должник (в случае закрытого факторинга). Противоречия в этом случае могут быть вызваны следующими причинами:

 — поставка продукции, несоответствующей условиям договора поставки по количеству и качеству, может привести к несвоевременной оплате или к отказу от оплаты со стороны должника;

— несвоевременное информирование банка клиентом о вероятности неоплаты или несвоевременной оплаты должником по уступленному денежному требованию.

  1. Выполнение клиентом своих обязательств по оплате уступленного требования. Противоречия в данном направлении возникают между банком и клиентом и связаны с двумя причинами:

— невозможность погашения задолженности клиентом за должника в случае обращения на него регрессного иска  из-за финансовых трудностей (при факторинговом обслуживании с регрессом);

— перечисление клиентом  банку ненадлежащим образом суммы по уступленному требованию, полученной от должника (при факторинговом обслуживании без уведомления).

Однако начало функционирования рынка факторинговых услуг, заключение договора факторинга и непосредственное финансирование в рамках данного договора не свидетельствуют об исчезновении источников противоречий, поскольку к их появлению и усилению ведут любые отрицательные изменения факторов, влияющих на факторинговые операции. Это может быть изменение в нормативной базе, ухудшение финансового состояния должника, что отрицательно скажется на его платежеспособности; изменение условий на кредитном рынке, что может привести к увеличению цены факторинговой услуги; изменение ситуации на рынке товаров или услуг, на производстве которых специализируется клиент, например, снижение спроса на данную продукцию (это особенно важно, если переуступается вся дебиторская задолженность клиента на сумму в пределах установленного лимита). В результате подобных ситуаций могут быть изменены или, что более серьезно, нарушены условия договора факторинга. Таким образом, противоречия факторинговых отношений, с одной стороны,  могут вести к негативным результатам в виде роста расходов (например, отнесение задолженности по факторингу к более высокой группе риска), к продлению срока оплаты требования, к возможным безнадежным долгам, к потере клиентов. Но, с другой стороны, противоречия несут в себе и позитивное начало. Они являются, своего рода, движущим фактором, позволяющим не только развивать факторинговые отношения, но и всячески совершенствовать условия предоставления факторинговых услуг банками своим клиентам. Противоречия в клиентской базе приводят к поиску новых сегментов рынка факторинговых услуг и категорий клиентов, к активизации процесса их привлечения. Нарастание рисков, с которыми приходится сталкиваться банку, вынуждает его корректировать лимиты финансирования, совершенствовать методику оценки финансового состояния и платежеспособности должников, кредитоспособности клиентов, что в совокупности способствует развитию и повышению эффективности факторинговых операций банков.

Проявление противоречий возможно в трех формах. Первая форма – повышение уровня риска по факторинговым операциям. Риск по факторинговым операциям является объемным понятием, поскольку подразумевает под собой все риски, которые несет банк на фоне большого расхождения платежей по договору факторинга в сроках и объемах.

Вторая форма – конфликты в факторинговых отношениях. Конфликт (лат. conflictus столкновение) – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений [1, с. 432]. В системе факторинговых отношений столкновение противоположностей проявляется в противоречиях. Т.е. противоречия обретают форму конфликтов в результате их неразрешимости в процессе формирования факторинговых отношений. Таким образом, причины, вызывающие противоречия, также лежат и в основе конфликтов. Однако их в данном случае целесообразно классифицировать как объективные и субъективные. Среди объективных причин, для которых характерно влияние не на конкретные факторинговые операции, а на организацию факторинговых операций в целом, следует выделить изменения в регулировании факторинговых операций со стороны Банка России, законодательных и налоговых органов, условий оказания факторинговой услуги как результат изменения ситуации на рынке кредитных ресурсов, рост рисков по факторинговым операциям. Субъективные причины, в отличие от объективных, влияют на работу конкретного банка и на операции по конкретному договору факторинга. В их основе лежат межличностные отношения между прямыми участниками системы факторинговых отношений. К субъективным причинам относятся взаимоотношения, с одной стороны, между руководителем и сотрудниками банка и, с другой стороны, между работниками банка,  клиентами и должниками. Т.е. многое зависит от того, будет ли найден общий язык и индивидуальный подход к каждому клиенту и, соответственно, должнику. Для разрешений противоречий и, как следствие, избежания конфликтных ситуаций возможны два варианта, зависящие от степени их остроты. Прежде всего, возможен пересмотр условий сделки. В случае же, если противоречия между прямыми участниками факторинговых отношений слишком глубоки и связаны с высокими рисками, целесообразнее расторгнуть заключенный договор факторинга.

Третья и самая острая форма проявления противоречий – факторинговый кризис. Кризис в переводе с древнегреческого означает решение, исход. Также это слово можно определить как «вообще тяжелое положение, острое затруднение, нехватка чего-либо» [1, с. 445]. Факторинговый кризис является результатом той стадии внутренних противоречий в факторинговых отношениях, когда прямые участники факторингового рынка находятся на грани серьезных потерь. Поскольку основным оператором рынка факторинговых услуг является банк — финансовый агент, то все возможные последствия факторинговых кризисов отражаются в основном на нем.

В зависимости от степени охвата можно выделить единичные, частичные и общие кризисы. Единичные кризисы касаются  отдельных банков и формируются, когда конфликты между прямыми участниками факторинговых отношений начинают носить массовый характер. Такая ситуация характеризуется возникновением проблем с получением платежей по уступленным денежным требованиям как от должников, так и от клиентов. Если проблема неплатежей по договорам факторинга носит катастрофический характер, то последствиями такой ситуации являются падение платежеспособности банка, ухудшение имиджа среди своих контрагентов, отток клиентов. А это, в свою очередь, негативно сказывается не только на эффективности работы отдела факторинговых операций, но и всего банка в целом.

Частичные кризисы касаются интересов значительной группы банков. Их причинами являются ухудшения на кредитном рынке в целом, что может вызвать проблемы с пополнением оборотных средств банков, используемых для финансирования по договорам факторинга, за счет привлечения кредитных ресурсов.  Другой причиной могут быть ухудшения в конкретных отраслях производства. Такая ситуация может вызвать частичный факторинговый кризис, если банк работает только с одной отраслью.

Общие кризисы в той или иной степени затрагивают почти все банки. Общие кризисы содержат в себе черты и единичных, и частичных кризисов, поскольку поверхностными причинами общих кризисов являются и проблемы банков по получению платежей, и проблемы пополнения оборотного фонда за счет внешних источников.

Проведенный анализ кризисных ситуаций в России позволил выделить следующие  характерные черты кризиса:

 — существенные потери в оборотном фонде банков, часть которого используется и для проведения факторинговых операций. Это может быть связано с сокращениями объемов пополнения фонда;

 — возникновение ограничения финансовых возможностей, когда банк не способен не только осуществлять свою непосредственную деятельность по договорам факторинга, но и выполнять свои обязательства перед вкладчиками, являющимися одним из источников пополнения оборотного фонда;

 — рост уровня просроченной задолженности по уступленным требованиям, что повышает не только расходы банка в виде досоздания резерва на возможные потери по ссудам, но и  ограничивает его финансовые возможности.

Причинами возникновения частичных и общих кризисов являются, как правило, внешние негативные события в экономике, которые оказывают отрицательное воздействие не только на участников рынка факторинговых услуг, но и на всех субъектов экономических отношений. Среди них можно выделить:

  • резкое ухудшение экономической и банковской конъюнктуры;
  • превышение допустимого уровня рисков. Это может быть связано с тем, что либо клиент, либо должник, либо уступаемая задолженность отклоняются в той или иной степени от выдвигаемых требований банка в процессе проведения факторинговой операции;
  • существенное падение процентных ставок на кредитном рынке, включая рынок факторинговых услуг, вызывающее сокращение процентной маржи, представляющей для банка разницу между объемом платы, полученной от авансирования, и объемом вознаграждения, уплачиваемого им за привлеченные средства, частично формирующие его оборотный фонд;
  • принятие каких-либо государственных решений, негативно воздействующих на факторинговую практику;
  • ужесточение денежно-кредитной политики и контроля за деятельностью банков — финансовых агентов со стороны Банка России. Например, повышение уровня ставки рефинансирования влечет за собой удорожание кредитных ресурсов, в результате чего повышается и размер цены факторинговой услуги;
  • ухудшение положения на финансовом рынке;
  • региональные диспропорции в развитии рынка факторинговых услуг.

В связи с этим выход из частичного и общего факторинговых кризисов возможен только при принятии глобальных мер на уровне всей экономики в целом.

В российской практике проведения факторинговых операций можно выделить кризисную ситуацию в период первой волны их развития. Так, в 1991 году наблюдались черты общего кризиса непосредственно на рынке факторинговых услуг. Заключалась данная кризисная ситуация в резком увеличении разницы между объемом денежных средств, возмещенных должниками, и объемом денежных средств, перечисленных клиентам банками: в 25 раз у коммерческих банков за 1,5 года. Причины этого кризиса, на наш взгляд, были изначально заложены в саму сущность факторинговой услуги, искаженную в банковской практике СССР конца 80-х начала 90-х годов. Основное искажение, приведшее к сложившейся ситуации, заключалось в выдвигаемом требовании к уступаемой задолженности. Оно выражалось в обязательной просрочке оплаты денежного требования и его помещении в картотеку № 2, что свидетельствовало об отсутствии денежных средств на расчетном счете плательщика. Таким образом, причиной кризиса явилась уступка просроченных денежных требований к должникам с проблемной платежеспособностью. Что касается всех последующих кризисов, то они охватывали экономику в целом.

Факторинговые кризисы развиваются поэтапно. На первом этапе происходит нарастание противоречий в факторинговых отношениях, в результате чего увеличиваются конфликтные ситуации при факторинговом обслуживании; возникает необходимость переводить задолженность в более высокую категорию качества вплоть до пятой, что влечет за собой увеличение расходов банка. Для второго этапа характерно кризисное состояние отдельных или многих банков — финансовых агентов, сопровождающееся ухудшением их финансового состояния. Это, в свою очередь, угрожает интересам вкладчиков и кредиторов, а в ряде случаев является просто критическим. Третий этап факторингового кризиса связан с процессом выхода из него. На данном этапе происходит разработка и реализация комплекса мероприятий на уровне отдельных банков и на рынке факторинговых услуг в целом.

При организации мероприятий, направленных на выход из кризиса, необходимо учитывать финансовое состояние  как отдельных банков, так и состояние всего рынка факторинговых услуг в целом, тенденции их развития, уровень риска по факторинговым операциям. При этом проводимые мероприятия должны быть реальны и эффективны.

Список литературы:

  1. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.[schema type=»book» name=»ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ФАКТОРИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ» description=»Статья посвящена противоречиям в системе факторинговых отношений, которые проявляются в форме повышения уровня риска по факторинговым операциям, конфликтов и кризисов. » author=»Богачева Мария Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found