Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Человечество, вступив во второе десятилетие двадцать первого века, точно также как и в двадцатом веке рассматривает войну, как способ разрешения экономических, политических и других противоречий. В войне нового типа, где бороться друг с другом будут не солдаты, а роботы и спутниковые группировки, кажется, что массовые армии не нужны. Но после первого же удара по боевым высокотехнологическим коммуникациям, когда произойдет массовый выход из строя систем вооружения и управления, резко возрастет спрос на прежнюю войну, в ее жестком, контактном смысле. Согласно новым веяниям в способах применения сухопутных войск, каждый отдельный солдат должен стать практически автономной боевой единицей   (боевой системой).В октябре 2014 года в США опубликована новая оперативная концепция «Победа в сложном мире», которая исходит из того, что американской армии каждый раз придется действовать в незнакомой обстановке и в незнакомой местности. В связи с этим роль человеческого фактора, высококлассного специалиста, физически и психологически подготовленного воина не может быть уменьшена в современной войне.

 Анализируя концепции физической подготовки (ФП) армий передовых стран мира, мы обратили внимание на некоторое сходство по вопросам использования нетрадиционных средств физической подготовки и спорта, в частности, спортивного ориентирования [7]. Так, американцы являютсяинициаторами перехода к функциональной и специализированной профессионально-прикладной  подготовке применительно к конкретным родам (видам) войск. Общей является направленность  на развитие выносливости и способности ориентирования на незнакомой местности в условиях ограниченной видимости.  Тенденция развития ФП по пути постепенного перехода к физическому высокоинтенсивному тренингу общей и силовой выносливости для развития функциональных адаптационных возможностей военнослужащего и его эффективных действий в постоянно меняющейся и, зачастую, непредвиденной обстановке  отчетливо просматривается во всех армиях мира.

В ФП военнослужащих Франции широко используются   кроссы и ориентирование на местности, единоборства, спортивные игры, лыжные гонки в северных и горных районах, легкая атлетика, плавание, многоборья. Общефизическая подготовка(ОФП) включает в себя комплексы «естественных» упражнений, комплексы круговой тренировки, силовая тренировка.«Естественные» упражнения — передвижения различными способами на местности с преодолением препятствий, с использованием самостраховки.

В содержании ФП армии Великобританииинтересен «курс приключений» —  выполнение тактической задачи  с использованием комплекса приемов и действий в передвижении по труднопроходимой местности, с ориентированием и преодолением естественных и искусственных препятствий.

В Италии военных специалистов спортивного профиля готовит Учебный центр прикладной физической подготовки и спорта. В центре культивируются легкоатлетические виды спорта и тяжелая атлетика, пулевая и стендовая стрельба, единоборства, ориентирование и плавание, пентатлон и триатлон.

В Германии ежеквартальные проверки по совершению маршей и кроссов предусматривают помимо временного норматива выполнение на фоне тактической обстановки задач по ориентированию на местности  [7].

В «Наставлении по физической подготовке» Вооруженных Сил Россиик задачам физической подготовки военнослужащих относятся: развитие основных физических качеств, в том числе выносливости, а также -формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных препятствий. Кроме того, специальная физическая подготовка способствует развитию пространственной ориентировке, тонкой двигательной координации и эмоциональной устойчивости, устойчивости внимания и его широкого распределения и переключения [4].В настоящее время  в учебную программу по дисциплине «Физическая культура» для курсантов высших  военно — учебных  заведений введен раздел «Военно — прикладная физическая подготовка», в котором наряду с  элементами выживания, горной подготовкой, практической стрельбой рассматривается и тема «Спортивное  ориентирование».

Развитие ориентирования в армии всегда имело более высокие темпы, чем в гражданских организациях [1]. Занятия ориентированием обеспечивают подготовку военнослужащих, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и стремительно передвигаться вне дорог в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия[2]. Исследования Г.С.Роговцева и предложенная им система комплексных занятий на фоне спортивного ориентирования имеют большое практическое значение не только для воинов-десантников, но и представителей других воинских профессий [5].

Исходя из этого, спортивное ориентирование является уникальным видом спорта для военнослужащих, так как сочетает развитие всех перечисленных качеств и еще добавляет ряд преимуществ[6]:

̶ более эффективно развивает выносливость, так как спортсмен в условиях тренировок и соревнований незаметно для себя преодолевает большие расстояния за счет сглаживания разнообразными действиями монотонного восприятия длительной нагрузки по пересеченной местности с частотой сердечных сокращений в среднем 160-170 уд. в мин.;

̶ тактико-техническая подготовка ориентирования способствует развитию важных психических качеств, необходимых военным специалистам;

̶ориентирование занимает особое место в приобретении важных топографических навыков работы с картой и компасом на различной по рельефу местности, днем и ночью, в разных климатогеографических условиях;

̶  по сравнению с «чистым» кроссом в беге с ориентированием достигается определенный психический комфорт, что и определяет психологический эффект от применяемых средств и физической нагрузки.

Современная тенденция к увеличению объёма информации, необходимой для формирования потенциала профессиональной компетентности специалиста, требует от обучаемых в процессе обучения высоких энергозатрат. С этим связано достаточно много проблем и в системе физической подготовки вузов. Общность умственной и физической работоспособности показаны в некоторых исследованиях, где установлен при определённых условиях принципиально сходный характер изменения работоспособности в обоих видах деятельности: фазный фактор восстановительного периода, наличие в обоих случаях повышенной работоспособности.

Пригодность вида спорта для целей профессионально-прикладной ФП оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых качеств, одинаковая направленность на совершенствование психофизических функций. При полном совпадении направленности влияния вида спорта на организм с основными требованиями специальности, прикладной эффект тренировки будет самый высокий. Важнейшим моментом в использовании средств спортивного ориентирования в профессиональной деятельности воинов, на наш взгляд, является использование явления переноса развития качеств как прямого, так и опосредованного.

Аналитический обзор научно-методической литературы показал, что мыслительная деятельность спортсмена-ориентировщика невозможна без таких психических качеств как память, внимание, мышление, воображение, а также способность спортсмена поддерживать умственную работоспособность на оптимальном уровне. Ю.С.Воронов отмечает, что спортивное ориентирование предусматривает напряженную умственную деятельность, которая характеризуется сложной аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти [3].

Интеллектуальная деятельность военного специалиста представляет собой целостно функционирующую совокупность познавательных процессов различных уровней: ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти и внимания.

Таким образом, по единству механизмов, задействованных в процессе профессиональной деятельности военнослужащих операторного профиля и спортсмена-ориентировщика, можно предположить, что спортивное ориентирование является наиболее приемлемым видом спорта для формирования, развития профессионально важных качеств военных специалистов. Кроме того, этот вид спорта предопределяет развитие специальной выносливости психических процессов, увеличение их продуктивности, и, соответственно, повышение работоспособности и предупреждение утомления, что  очень важно в современных условиях, когда увеличивается поток информации, а время на её переработку сокращается.

Список литературы:

  1. Богатов С. Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.: Воениздат, 2001.
  2. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании. // Теория и практика физической культуры. – 1985. – С.9-12.
  3. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. Учебное пособие. – М.: ФСОРФ. – 1998. – 70 с.
  4. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 2009.
  5. Роговцев Г.С. Военно-спортивное ориентирование. – Л.: ВДКИФК. – 1983. – 43 с.
  6. Чайкин И.Н. Спортивное ориентирование в процессе физической подготовки курсантов вузов. Дисс. … канд. пед. наук. -СПб.: ВИФК. — — 176 с
  7. Щеголев В.А. и др.Физическая подготовка иностранных армий.// Учебное пособие. — СПб.: МО РФ, 2007. — 272 с.[schema type=»book» name=»ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» description=»Рассмотрены возможности спортивного ориентирования в формировании профессионально важных качеств военных специалистов.» author=»Чайкин Игорь Николаевич, Богатырев Роман Вячеславович, Куликов Александр Викторович, Князев Евгений Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found