Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Публичная дипломатия как фактор развития экономики знаний



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Публичная дипломатия как фактор развития экономики знаний // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В первой половине XXI в. происходит становление постиндустриальной цивилизации, в рамках которой  экономические инновации преобразят все стороны жизни общества. Это время столкновения старого и нового мира, острых противоречий, не исключающих и худшего сценария –  гибели современного общества в муках рождения нового экономического и политического строя. В этих условиях публичная дипломатия приобретает особое значение, т.к. способствует гармонизации общественных отношений связывая не только общественные и государственные организации, но и учреждения культуры и образования, бизнес и научно-исследовательские центры с целю развития человеческого потенциала и создания устойчивой среды обитания.

Основные характеристики новой мировой цивилизации постиндустриального общества, идущей на смену индустриальной можно найти в трудах известных ученых XX столетия: Сорокин П.А Белл Д., Тоффлер Э., Моисеев Н.Н. и другие. По их мнению,  новая цивилизация

— это ноосферная цивилизация, т.к. обеспечивает рациональную коэволюцию природы и общества, преобразует биосферу на разумных началах, обеспечивает условия для устойчивого развития с учетом интересов настоящего и будущих поколений;

— это гуманистическая цивилизация, т.к. меняет положение человека, раскрывает простор для его творческой активности, высвобождает от положения придатка к машинной системе [1].

Процесс становления постиндустриального экономического способа производства длительный и противоречивый, но уже сейчас просматриваются его основные характерные черты: интегральность экономического строя, многоукладность, регионализация и глобализация экономики, цикличность, уменьшение экономической стратификации, инновационность.

Интегральный экономический строй дает возможность соединить частную инициативу и инновационную активность предпринимателей с обеспечением достойной жизни уходящего и приходящего поколений, с осуществлением стратегически-инновационной функции государства, с социальной ориентацией регулируемой рыночной экономики и высоким уровнем развития нерыночного сектора, обеспечивающего воспроизводство человеческого капитала, природно-ресурсной среды и безопасность страны.

Многоукладность экономики позволит каждому экономическому укладу найти свою нишу. Крупному бизнесу осуществлять технологические прорывы и меняющуюся структуру производства в отраслях с высоким уровнем концентрации производства, находящегося под пристальным вниманием и контролем антимонопольного регулирования.Малому и среднему бизнесу открыть просторы для предпринимательской инициативы миллионов граждан. Кроме того, малый и средний бизнес отличается высокой инновационной активностью и обеспечивающего занятость высвобождаемых из крупных производств и вновь прибывающих на рынок труда рабочих рук. Поскольку государственный уклад сосредоточен в стратегически важных отраслях и нерыночном секторе экономики, то он может сосредоточиться на выполнении стратегически инновационной функции.

В рамках многоукладности сохранится и муниципальный уклад, обеспечивающий среду жизнедеятельности населения (жилищно-коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды), использование потенциала духовного воспроизводства (школы, учреждения культуры и т. п.) и натуральный уклад, представленный домашним и личным семейным хозяйством, выполняющий важнейшие функции в воспроизводстве и функционировании человеческих ресурсов. Эффективность функционирования каждого уклада в отдельности и в партнерстве — основа для интенсивного социально-экономического развития в глобальном и региональном пространстве.

Процесс глобализации экономики в XXI веке получит новые характеристики. Это не только сфера взаимоотношений между независимыми национальными экономиками, но и новый центр силы и принятия стратегических решений, представленный ТНК, международными финансовыми центрами, международными экономическими организациями (типа Всемирного банка, Международного валютного фонда, ВТО и др.) и межгосударственными объединениями (например Европейский союз-ЕС, Союз независимы государтв-СНГ).

Сегодня политики и экономисты утверждают, что радикальные инновации — главный рычаг трансформации общества в условиях глобализации XXI века. Чтобы объяснить, почему инновациям придается основополагающая роль в трансформации общества, необходимо обратится к теории инноваций. Теория инновации подробно изучена и проанализирована современными российскими исследователями в рамках проекта № 07-02-00100а Российского Гуманитарного Научного Фонда. Основы этой теории были заложены еще Н.Кондратьевым, Й. Шумпетером, П.Сорокиным, С.Кузнецом, Г.Меншем, развиты в трудах современных зарубежных и российских исследователей [2] .

Под инновациями (нововведениями) понимается использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной ее сфере. Соответственно, различают инновации технологические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические, социокультурные, государственно-правовые и т.п. Мир инноваций столь же многообразен, сколь разнообразны виды человеческой деятельности. Поэтому новая инновационная экономика должна быть основана на знаниях и информации. Поэтому правомерно характеризовать первый этап ее развития как информационный, в рамках которого большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятого населения.  Таким образом, новый тип формирующейся экономики получил название инновационный.

Иной взгляд на развитие экономики в рамках постиндустриальной цивилизации противоречат такие экономические стратеги,  как Д. Джозеф Пайн и Джеймс Х.  Гилмор, а вместе с ними и  С. Лэш, Дж. Урри, М. Пресс, Р. Купер. Которые полагают, что на  новый этап развития мировой экономики рубежа XX-XXI нужно назвать экономикой трансформаций. По мнению вышеуказанных авторов, мировая экономика развивается по следующим этапам – экономика сырьевая, индустриальная, услуг и трансформаций, причем последняя интегрирует предыдущие, модернизируя их. Каждому этапу экономики соответствует свой вид экономического предложения, благодаря которому решается определенная экономическая задача. Экономика трансформаций достаточно гибкая и в зависимости от вида экономического предложения может трансформироваться в:

Информационнуюэкономику;

Креативную экономику;

Экономику знаний или когнитивную экономику

Для информационной экономики самым главным экономическим предложением является информация. В основе креативной экономики лежит творчество, для экономики знаний или когнитивной экономики базой является знание.

  Информационная

экономика

Экономика знаний Креативная экономика
Основной ресурс Информация Знания, интеллектуальный потенциал

человека

Интеллектуально-

креативные ресурсы

человека

 

Задача

экономики

Изучение закономерных тенденций развития

информационно-электронной

сферы и информационно-технологической

сферы в целом.

Распространение

качественных знаний, отражающих объективную реальность, в целях принятия объективных

управленческих

решений; развитие

«неявных» знаний,

составляющих

основу креатива.

Выработка нестандартного решения в рамках

созидания и преобразования, обеспечивающего

конкурентоспособность

организации на рынке;

создание новой информации, являющейся

базой для дальнейшего

креатива.

Такая идея современных стратегов бизнеса для многих специалистов креативных, когнитивных, инновационных индустрий стала настоящим открытием. Однако, реакция экономистов на ее возникновение была осторожной. Многие видели в этом только коммерциализацию, расценивая такой подход как слишком  коммерческий, искусственный и поверхностный.

В числе экономических ресурсов эпохи трансформации знание как  ресурс в экономике создает особые технологии, выступает в роли двигателя роста и прогресса креативных отраслей. Кроме того, он структурирует информационный обмен.

Данная концепция конечно противоречит общепринятой и широко распространенной концепции информационной экономики XXI века, вместе с тем, кризис 2008 года заставил ученых задуматься об образе послекризисной — новой экономики.

Выходя на рынок в условиях возрастающей конкуренции наиболее успешной компанией с экономической точки зрения оказывается та, которая предлагает действительно  уникальные и неповторимые продукты. Следовательно, креативность сегодня является неотъемлемой частью экономического развития.

Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Согласно словарю Вебстера «Креативность – это способность создавать новые значимые формы».  В более широком смысле, как определяет это понятие автор книги «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Ричард Флорида: креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области.   По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, а действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения и есть креативность[4].

При создании действительно инновационного продукта не обойтись без глубоких знаний современной экономики, без широкого кругозора, без понимания потребностей и предпочтений потребителей и без тщательного изучения как внешней, так и внутренней деловой среды. Только на основании этих знаний можно придумать или что-то принципиально новое, или творчески переработать то, что неоднократно успешно применялось в других сферах деятельности и теперь может привлечь внимание к нашему продукту, который мы выводим на рынок. «Экономика знаний» представляет собой такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В свою очередь «экономика знаний» выступает базой для «креативной экономики», основывающейся на рациональном творчестве, направленном на нестандартное решение поставленных задач. В рамках креативной экономики происходит создание новой информации, являющейся базой для дальнейшего креатива. В отличие от информационной экономики, основным ресурсом которой выступает информация, в экономике знаний и креативной экономике центральное место отводится человеческому потенциалу. Но и здесь есть некоторые различия – в экономике знаний основной акцент делается на интеллектуальный потенциал личности, в креативной экономике – на творческий [2].

В зарубежной прессе понятие «креативной экономики» впервые было введено в оборот журналом Business Week в августе 2002 года в статье «THE 21ST CENTURY CORPORATION: The Creative Economy». В ней автор рассуждает о том, что ждёт корпорации в XXI веке, как будут они адаптироваться к условиям новой экономики, где всё больше и больше возрастает важность идей, а основным средством производства становятся интеллектуальные ресурсы. В этой новой креативной экономике главной интеллектуальной собственностью становится «содержимое головы человека». Основные постулаты креативной экономики:

  1. Креативная экономика не только решает проблемы сегодняшнего дня, но и «конструирует» экономическое поле завтрашнего дня, она задает зону экономического роста, формируя новые потребности и создавая новые рыночные ниши.
  2. Креативная экономика направлена на системный подход, подразумевающий рассмотрение частных творческих решений в рамках общей стратегической программы. Под творческим решением понимается определенная нестандартная стратегия действий, способствующих положительному изменению существующей ситуации во внутренней или внешней предпринимательской среде, а также обретению предпринимательской структурой дополнительных конкурентных преимуществ.
  3. Креативная экономика предполагает интерактивное отношение в цепочке «производство – торговля и сбыт – потребление».

Таким образом, жесткая конкурентная борьба на современном рынке диктует предпринимателю определенное условие — чтобы стать победителем работать надо более творчески. «Лидерами становятся те, кто способен задавать и ускорять бешенный темп творческих перемен: владельцы мозга, направившие его на производство творческих решений» .

Креативная экономика, базирующаяся на знаниях и творческом подходе, позволяет вырабатывать креативные решения, создавая инновационные продукты и таким образом обеспечивая конкурентоспособность организации на рынке.  Развитие творческих способностей человека, формирование  креативного класса также является неотъемлемыми факторами креативной экономики. И в этой связи система образования играет большую роль. Система образования должна соответствовать уровню экономического развития постиндустриального общества и даже несколько опередить это развитие.  Болонская реформа значительно повлияла на систему образования. Вместе с трудностями и некоторым недопониманием данная реформа способствовала адаптации традиционной образовательной системы к новым условиям экономики трансформаций.

Благодаря болонской реформе сегодня в современное Европейском пространстве формируется:

— Новая общая система обмена знаниями, которая обеспечивается мобильностью студентов, преподавателей и научных исследователей

— Новая общая система производства знаний университеты и практики разрабатывают востребованный продукт

— Развитие рынка общего труда подготовка качественных, востребованных и творческих специалистов

— Принцип новой системы образования «обучение в течении всей жизни» влияет на эволюцию человеческого потенциала в целом.

Главную роль в продвижении идей Болонской реформы и формировании экономики знаний играют Университеты. Построение общей системы образования способствует не только развитию единого экономического пространства, но и способствует развитию межкультурного диалога.  Хорошим примером этому могут служить совместные проекты в рамках программы ЕС Темпус университетов Великобритании и России. И в этой связи необходимо упомянуть действующий проект «Независимая модель оценки качества программ высшего образовании» 2012-2015 гг. в котором участвует группа европейских и российских университетов, в их числе Лондон-Метрополитан университет и Санкт-Петербургский университет экономики.

 Наряду с проектами Темус публичная дипломатия является фактором мотивирующим университеты Великобритании и России на  сотрудничество и  создание новых продуктов для экономики знаний. В рамках сотрудничества городов побратимов Манчестер и Санкт-Петербург в сфере инноваций при поддержки общества дружбы Манчестера и Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества был инициирован проект «Цифровой мост» ( “Digital bridge”). Проект активно развивается с 2012 года. В сентябре 2012 года впервые делегация из Университета Манчестер-Метрополитен посетила Санкт-Петербург в составе руководителя международного департамента и профессора Кэтрин Денкс. Российские и британские преподаватели разработали перспективный план развития  данного проект.  В рамках проекта уже реализовано несколько успешных мероприятий:

Круглый стол «Инновации и реновации», был организован в рамках Инновационного форума в Санкт-Петербурге в 2012 году. В дискуссиях об инновационных направлениях сотрудничества Манчестера и Санкт-Петербурга  круглом столе приняли участие  студенты и профессора университетов Санкт-Петербурга и Манчестера, Городской совет Дублина .

Конференция «Диалог физиков и лириков: умный город» состоялась в 2013 году. В числе основных выступающих были Дэйв Картер, глава Городского совета Манчестера по  информатизации, Шон Фенсом, глава Манчестерского Агентства г. Манчестера по развитию цифрового пространства, руководители частной IT компании «Сумасшедшая лаборатория». Конференция состоялась при поддержке Генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге

Летняя школа для 40 петербургских студентов из СПБГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича и РГПУ им. А.И. Герцена была организована в августе 2013 года.

Новый импульс для развития проекта дал 2014 год – перекрестный год  Культуры России и Великобритании. В ходе реализации основной задачи проекта – создать интернет пространство двух городов побратимов Манчестера и Санкт-Петербурга для развития коммуникации образовательных, культурных, деловых партнеров разрабатывается студентами и преподавателями макет интернет портала, который будет представлен в 2015 году.

В заключении отметим, что российско-британское сотрудничество университетов, общественных организаций, бизнеса, муниципалитетов в рамках творческих проектов является прекрасным инструментов публичной дипломатии и способствует гармонизации взаимоотношений России и Европы в рамках экономики знаний.

Список литературы:

  1. Бусыгина И. Н. Стратегии европейских регионов как ответ на вызовы интеграции и глобализации. М., Интердиалект, 2003. C. 21
  2. Васильева Е.В., Гунаре М.Л. ИДВ/MICE – опытное проектирование. СПб., «Паблик-Про», 2009. С. 55
  3. 3. Финская экономика знаний. Элементы успеха и уроки для других стране. Москва, «Весь Мир», 2009, C. 36
  4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., Издательский дом «Классика XXI века», 2005.[schema type=»book» name=»Публичная дипломатия как фактор развития экономики знаний » description=»В данной статье рассмотрены экономические инновации в рамках становления цивилизации. Значительное внимание уделяется понятию экономики знаний, дается характеристика понятия и выделение особенностей. В своей работе автор уделяет особое внимание международному межвузовскому сотрудничеству. В заключении автор подчеркивает, что российско-британское сотрудничество университетов, общественных организаций и других субъектов, является прекрасным инструментов публичной дипломатии и способствует гармонизации взаимоотношений России и Европы в рамках экономики знаний. » author=»Васильева Елена Васильевна, Астрова Нуне Рубеновна, Иванов Константин Кириллович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found