Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Масштабные изменения, происходящие в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. Сегодня идет строительство Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок с учетом по-новому осмысленных национальных интересов и степени реальности угроз национальной безопасности России.

Исходным моментом в оценке уровня военной опасности для РФ сегодня является то, что военная сила в системе международных отношений за последнее время не утратила своего значения. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности Российской Федерации.

Основные направления развития Вооруженных Сил Российской Федерации предопределяются прежде всего национальными интересами нашего государства, задачами, которые стоят перед Вооруженными Силами, а также возможностями экономики в обеспечении перевооружения на новые, высокоэффективные образцы вооружения и военной техники.

В настоящее время экономное и рациональное расходование имеющихся ресурсов для поддержания необходимой и достаточной военной мощи государства является основой развития системы обеспечения оборонной безопасности. Данная тенденция находит отражение в системе финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил РФ.

Первостепенной задачей службы экономики и финансов на современном этапе, как и за всю историю деятельности финансовых органов в составе Российской армии, являлось своевременное обеспечение потребностей войск и сил в соответствующих бюджетных ассигнованиях с учетом необходимости их экономного и эффективного использования. В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности государства финансируются исключительно из федерального бюджета.

Одной из главных составных частей финансового обеспечения армии является финансовое планирование, которое являются важным инструментом совершенствования экономики Вооружённых Сил Российской Федерации. Порядок финансового планирования и финансирования на протяжения длительного времени существенно изменялся из-за постоянных реформ, а в последнее десятилетие — в силу постоянного бюджетного дефицита.

Финансовое планирование в Вооружённых Силах России, представляет из себя ведущую часть финансового механизма и одно из основных направлений финансовой деятельности, в процессе которой осуществляется планомерное распределение в стоимостной форме части национального дохода для обеспечения высокой боевой готовности армии.

Необходимость финансового планирования вытекает из наличия товарно-денежных отношений и действия экономических законов в Вооружённых Силах России. Движение конечной военной продукции осуществляется в армии не только в материально- вещественной, но и в стоимостной форме, что требует строгой увязки образования и использования фондов денежных средств с планами материального и технического обеспечения Вооружённых Сил, боевой подготовки личного состава, воспитательной работы и так далее. В итоге финансовое планирование обеспечивает своевременное и полное удовлетворение потребностей армии в денежных средствах, законное и целесообразное использование этих средств в целях поддержания высокой боевой готовности российского Вооружённых Сил Российской Федерации.

К сожалению, порядок финансирования направлен на данный момент на установление жесткого уровня расходов исходя из возможностей бюджета, а не на основе заявленных потребностей.

Отсутствие системы комплексного планирования, увязывающей существующие долгосрочные, среднесрочные и текущие планы развития Вооруженных Сил в единое целое по задачам, ресурсам, срокам и выделяемым финансовым средствам, существенно сказывается на эффективности использования средств, направляемых на развитие Вооруженных Сил, в первую очередь там, где отдача от вложенного рубля проявляется не сразу, а через какой-то период времени.

Важным направлением совершенствования системы финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации может стать разработка и внедрение в Министерстве обороны программно-целевого подхода к организации бюджетного планирования с учетом опыта использования за рубежом системы «планирование – программирование — разработка бюджета» (ППБ).

Представляется, что в основу такой системы должны быть положены следующие принципы:

Принцип эволюционного формирования единой системы планирования, предполагающий минимальную корректировку действующих законов, устранение в них противоречий и системных ошибок, неизбежных при организации единого планирования. Остальные нормы устанавливаются в подзаконных актах.

Принцип базовости бюджетного процесса, который заключается в признании его нормативной (регулирующей) роли в отношении всех других процессов разработки планов, программ, норм и положений в области военного строительства.

Принцип обязательной финансово-экономической координации системы планов и программ, означающий, что в единую систему планирования в Минобороны России включаются и фрагменты перспективного финансового плана, связанные с военным строительством. В нем должны обобщаться финансовые показатели остальных планов и устанавливаться как общая сумма военных расходов, так и ее распределение по основным компонентам военной организации и видам расходов. Для начала он может охватить только среднесрочную перспективу, а затем и долгосрочную. Именно его следует впредь называть бюджетным планом Министерства обороны Российской Федерации.

Необходимо отметить, что реализация данных принципов при формировании военного бюджета потребует синхронизации всех составных частей и видов деятельности в рамках единого процесса планирования в МО РФ. Это предъявляет качественно более высокие требования к организации работы не только органов управления финансами Вооруженных Сил, но и всех звеньев военного управления.

Финансовое планирование является сложной экономической категорией, но именно с него начинается функционирование всей системы финансового обеспечения войск.

Одной из причин того, что в России на сегодняшний момент нет армии по-настоящему современной, отвечающей уровню и характеру сегодняшних и перспективных угроз, является крайне недостаточное финансирование.

В настоящее время уровень финансирования российских вооруженных сил является явно незначительным. Еще согласно Указа Президента Ельцина объем финансирования наших вооруженных сил в 90-х годах составлял не менее 3,5 % от ВВП. В 90-е годы эта цифра в 3,5 % считалась слишком низкой, что даже послужило основанием назвать ельцинское время периодом удушения вооруженных сил. Правда, в то время экономический потенциал России был значительно выше, чем сегодня, так как все последующие годы экономический потенциал нашей страны лишь непрерывно сокращался, поскольку год за годом съедалось советское наследство, но взамен практически ничего не создавалось.

До лета 2014 года говорить о восстановлении военного потенциала, не приходится, так как объем финансирования вооруженных сил составлял в разные годы от 2,5 до 2,7 % от ВВП, что значительно меньше даже, чем 90-е года. Только за последние два-три года объем финансирования вооруженных сил увеличился до 4 % от ВВП. Однако в своем декабрьском выступлении Путин заявил, что военный бюджет на 2017 год уменьшится до 3,3 %, а в 2018 году – до 2,8 %, что является явно ниже даже минимально необходимого уровня.

 Если финансирование всей армии не отвечает ее потребностям, то, конечно же, на таком же низком уровне находится решение вопросов, связанных с финансированием прохождения военной службы военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Вопросы недофинансирования зачастую связаны не только с тем, что выделяется мало денег, но и с тем, что в Вооруженных Силах Российской Федерации не научились экономно расходовать выделенные деньги, а также правильно планировать свои потребности.

На сегодняшний день можно выделить следующие пути совершенствования методики финансового планирования:

  1. Планирование необходимо начинать не сверху вниз, а, наоборот, снизу вверх, что способствовало бы повышению реальности финансового планирования.
  2. Внедрение программно-целевого метода планирования.

В основе программно-целевого метода планирования лежат три основных понятия: цель, программа и ресурсы.

Под целью в данном случае понимается либо состояние, в котором сложная система должна оказаться, либо набор требований, которым в этом случае она должна удовлетворять.

Для достижения цели необходимо провести определенные мероприятия. Упорядоченный комплекс мероприятий, направленных на достижение целей управления, называется программой.

Целями для отдельной воинской части может быть решение задач по освоению новой техники, повышению уровня боевой подготовки.

Цель должна быть всегда достижима, цели развития воинской части не устанавливаются сами по себе, а зависят от целей развития организационной структуры, в которой она находится.

При программно-целевом планировании цели также не должны формулироваться в обобщенном виде (например, обеспечить высокую боевую готовность воинской части), а должны носить достаточно конкретный характер, когда можно однозначно судить о том, обеспечивает данный вариант программы достижение целей или нет.

  1. Предоставление права командирам по самостоятельному принятию решений о распределении сумм текущего финансирования на неотложные нужды.
  2. Установление особого порядка исполнения сметы Министерства обороны Российской Федерации в части жесткой регламентации по срокам и порядку получения и расходования средств, по правилам взаимодействия с другими государственными институтами.
  3. Своевременное внесение изменений и дополнений в нормативные документы и принятие их к руководству.
  4. Контроль за своевременностью и достоверностью представления расчетов потребности.
  5. Автоматизация всего процесса финансового планирования.

В рамках жестких бюджетных ограничений особое значение приобретает и соблюдение режима экономии, повышение эффективности и результативности производимых бюджетных расходов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в России существуют большие перспективы совершенствования и развития финансового планирования в Вооруженных Силах, которые необходимо реализовывать на практике для получения оптимального результата.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2016– Эксмо-Пресс, 2016.
  2. Бюджетная система Российской Федерации : учебник/ Д.В.Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. — 332 с
  3. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие/ Л. Е. Басовский. — Москва : ИНФРА-М, 2012. – 258с.
  4. Баринов В. А. Бизнес-планирование; Форум — Москва, 2011. — 256 c
  5. Парсаданов Г. А., Егоров В. В. Прогнозирование национальной экономики; Высшая школа — Москва,2012. — 304 c.
  6. Федчишин Ю.И. Организация финансового обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации: проблемы теории и практики. Ярославль: ЯВФЭИ, 2006. — 356 с.
  7. Финансы Вооруженных Сил: Учебник / Под pед. В.Н. Дутова. — М.: Воениздат, 2005.[schema type=»book» name=»НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ » description=»В данной статье рассмотрены проблемы финансирования, происходящие в Вооруженных Силах Российской Федерации. Одной из главных составных частей финансового обеспечения армии является финансовое планирование, которое являются важным инструментом совершенствования экономики Вооружённых Сил Российской Федерации. Одной из причин того, что в России на сегодняшний момент нет армии по-настоящему современной, отвечающей уровню и характеру сегодняшних и перспективных угроз, является крайне недостаточное финансирование. Совершенствования системы финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации может стать разработка и внедрение в Министерстве обороны программно-целевого подхода к организации бюджетного планирования с учетом опыта использования за рубежом системы «планирование – программирование — разработка бюджета» (ППБ).» author=»Поташова Ольга Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found