Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Реформирование государственных (муниципальных) учреждений: правовой аспект

В Российской Федерации изначально сохранилась система государственных учреждений Советского союза, использовался способ финансирования сметно-бюджетный. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации,принятом в 1998 году,впервые было введено понятие «бюджетное учреждение»,при этом сохранялся сметный принцип финансирования их деятельности.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р[2] положило основу реформирования государственных (муниципальных) услуг в 2006 – 2010 годах. Цели и задачи реформы, выраженные, в частности, в необходимости внедрения стандартов государственных услуг, повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти и др.

Началом реформирования системы государственных (муниципальных) учреждений является принятие в 2006 году Федерального закона «Об автономных учреждениях» [4]. Основной задачей принятия Федерального закона был перевод учреждений из типа бюджетных (в настоящее время казенные) в автономные учреждения с целью их самостоятельного самофинансирования. Существовала проблема: бюджетные учреждения полностью находились на сметном обеспечении государства независимо от качества и объема выполненных (оказанных) государственных (муниципальных) услуг (работ). Предполагалось, что большая часть учреждений изменит свой тип и будет осуществлять деятельность в интересах государства на основе выделяемых субсидий, а также займется самофинансированием. Однако, изменение типов учреждений за два года после принятия закона происходило очень тяжело, изменили свой тип десятки учреждений на региональном и муниципальном уровне, а на федеральным единицы[3].

Кроме того, результаты реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р [2]выразились в следующем:

— принятие Федерального закона «Оборганизации предоставления государственных и муниципальных услуг»[5];

— разработка административных регламентов, которые закрепили основные положения оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения функций. К концу 2010года утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 6 000 и 4 000 административных регламентов[11];

— утверждение ведомственных целевых программ по повышению качества предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций);

— обеспечениевыполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002- 2010 годы)» [11];

— реализация Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005в сфере государственных (муниципальных) закупок, которыйбыл основой для развития данной системы. В настоящее время утратил силу. Его заменилФедеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[7], который совершенствует систему государственных закупок.

Во исполнение ФЗ-94 с 1 января 2011 г. все аукционы проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках. Для предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме,созданы следующие ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства:

  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
  • федеральная государственная информационная система «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — федеральный реестр);
  • программно-технический комплекс, обеспечивающий получение государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа.

В Федеральном законе N 44-ФЗ [7]предусмотрены открытые и гласные процедуры размещения заказа и созданы механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказов, что позволяет оптимизировать бюджет государственных учреждений и более эффективно распоряжаться денежными ассигнованиями. Кроме того, данный Федеральный закон обязывает обосновывать цену и качество приобретаемых товаров, работ и услуг.

Федеральный законот 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в связи ссовершенствованием правового положения государственных(муниципальных) учреждений» [6], с помощью которого были внесены многочисленные изменения в различные нормативно-правовые акты: гражданский кодекс[1], Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[9] и другие. Были внесены новые понятия учреждений, а также нормы регулирующие деятельность данных учреждений.

Данный Федеральный закон был принят с целью усиления имущественной самостоятельности и правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Появилось деление учреждений на казенные, бюджетные и автономные.

С 1 января 2011 года в соответствии с Федеральным законом83-ФЗ [6]все бюджетные учреждения со сметного финансирования были переведены на субсидии, которые учреждения получают в целях осуществления ими государственного (муниципального) задания. Кроме того, бюджетные учреждения теперь могут заниматься деятельностью, приносящей доход, который поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Также бюджетные учреждения несут самостоятельную ответственность по обязательствам[9] и имеют расширенные права распоряжением имуществом, кроме особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества.

По мнению Е.Ю. Полотовской[12] принятиевыше указанных нормативно-правовых актов решает ранее существовавшие проблемы: отсутствия «прозрачного» контроля за администрацией и органами управления учреждениями, а также решит проблему неэффективной работы учреждений.

Подводя итог нашему анализу, можно отметить, что за период проведения реформы 2006-2010 годов были приняты различные нормативно-правовые акты, а также внесены многочисленные изменения. Была заложена законодательная основа для реализации данной реформы в будущем, а также её дальнейшему реформированию и совершенствованию. С принятием нормативно-правовых актов устанавливаются стандарты по оказанию (выполнению) государственных (муниципальных) услуг, а также система государственного заказа и закупок, что является значимым для осуществления учреждениями эффективной и качественной деятельности.

Однойиз важных задач реформирования в 2011-2014 годах – это введение новых типов учреждений: казенное, бюджетное, автономное. Учреждения отличаются теперь не только путем финансирования (сметно-бюджетный или субсидирование), но и своей правосубъектностью.

Таким образом, проводимые в 2006-2014годах реформы существенным образом изменили систему правовых отношений, регулирующих финансирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

В дальнейшем можно ожидать совершенствование законодательной базы и частных вопросов деятельности учреждений:

— законодательно зафиксировать понятия государственных (муниципальных) услуг, работ и делегированных функций органов исполнительной власти и управления;

— принять на федеральном уровне общие стандарты по объему и качеству, оказываемых работ, услуг, для реальной оценки оказываемых (выполняемых) услуг, работ;

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015): Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301;
  2. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах:Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ, 14.11.2005, N 46, ст. 4720;
  3. Министерство Финансов //URL:https://www.minfin.ru/ru/;
  4. Об автономных учреждениях: федер. закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2014): принят Гос. Думой 11 октября 2006 года: одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 года // Собрание законодательства РФ, 06.11.2006, N 45, ст. 4626;
  5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014): принят Гос. Думой 07 июля 2010: одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179;
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон Рос. Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014): принят Гос. Думой 23 апреля 2010 года, одобрен Советом Федерации 28 апреля 2010 года // Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, N 19, ст. 2291;
  7. О контрактнойсистемевсферезакупоктоваров, работ, услугдляобеспечениягосударственных имуниципальныхнужд: федер. закон Рос. Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015): принят Гос. Думой 22 марта 2013 года, одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652
  8. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 годах»): Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (ред. от 06.04.2011) // «Собрание законодательства РФ», 31.05.2004, N 22, ст. 2180;
  9. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015): принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года // Рос. газ. 24.01.1996, № 14;
  10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013): принят Гос. Думой 08 июля 2005 года: одобрен Советом Федерации13 июля 2005 года // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105;
  11. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации //URL:https://www.economy.gov.ru;
  12. Полотовская Е.Ю. Государственные (муниципальные) учреждения как новая форма реализации полномочий органов власти в социальной сфере // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2012, № 1.[schema type=»book» name=»РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ» description=»В настоящее время сфера общественных отношений, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг и их финансированием, стала активно развиваться на законодательном уровне, идёт процесс законотворчества и совершенствования этой подотрасли права. Но при этом встречаются правовые противоречия, которые затрудняют эффективное функционирование системы оказания государственных (муниципальных) услуг. Это определяет актуальность выбранной темы. Цель работы–провести анализ нормативно-правовых актов, связанных с реформированием государственных (муниципальных) учреждений в период с 2006 года по 2013год. Методологией исследования является формально-юридический и историко-юридическийметоды, также используются такие методы как: классификация, описание, обобщение. По результатам проведенного исследования был сделан вывод, что реформа государственных (муниципальных) услуг проводилась сразу в нескольких сферах: административной, бюджетной, государственной службы. Комплексность данной реформы отражает значимость данных проблем и показывает глубину преобразований. Дальнейшее совершенствование законодательства можно ожидать всфере стандартизации объема и качества услуг и работ, оказываемых/выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями.» author=»Лозовой Михаил Михайлович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found