Методы расчета эквивалентной статической нагрузки подшипников качения устанавливаются ГОСТ 18854-82.
Подшипники грузовых крюков, домкратов, нажимных устройств прокатных станов и других машин периодически подвержены нагрузкам при очень медленном вращении. «Невращающиеся» подшипники рассчитывают только по статической грузоподъемности.
У подшипников, работающих при резко переменной нагрузке, при вращательном движении (n > 10 об/мин) следует проверять статическую грузоподъемность. Значительные перегрузки могут вызвать неоднородную остаточную деформацию, которая приводит к нарушению плавности хода подшипника.
У подшипников, которые работают при малых числах оборотов и рассчитаны на небольшой срок службы, необходимо также проверять статическую грузоподъемность. Но в этих условиях рассчитанная по формуле долговечности допустимая нагрузка может превышать статическую грузоподъемность.
Для подшипников, работающих в режиме качательного движения, могут быть допущены большие нагрузки, чем статическая грузоподъемность подшипника. В этом случае остаточные деформации колец и тел качения могут превосходить значения, допустимые для подшипника, эксплуатирующегося при вращательном движении.
Под статической грузоподъемностью понимают такую нагрузку на «невращающийся» подшипник (п < 1 об/мин), под действием которой в нем не возникает остаточных деформаций, ощутимо влияющих на дальнейшую работу подшипника.
К статическим условиям нагружения подшипника относят условия, при которых он воспринимает внешнюю нагрузку без относительного вра- щения колец или при вращении с частотой не более 1 мин-1.
В условиях статического нагружения работают подшипники ступиц зубчатых колес постоянного зацепления вторичного вала коробки передач большинства автомобилей, в тракторах, на ряде быстроходных гусеничных машин, где переключение передач осуществляется с помощью синхрониза- торов или фрикционных муфт с гидроподжатием. При работе под нагрузкой тела качения этих подшипников не вращаются, так как зубчатые колеса бло- кируются с валом зубчатой муфтой синхронизатора или фрикционной муф- той с гидроподжатием. Эти подшипники вращаются только при работе зуб- чатых колес вхолостую, не воспринимая нагрузки.
Работоспособность подшипника при статическом нагружении оценивают по статической грузоподъемности CO , а при динамическом– по динамической грузоподъемности C
Статическая грузоподъемность представляет собой статическую
нагрузку (радиальную для радиальных и радиально-упорных и осевую для упорных и упорно-радиальных подшипников), вызывающую в наиболее на- груженной зоне контакта общую остаточную деформацию тела качения и ко- лец, равную 0,0001 диаметра тела качения.
Для нестандартных подшипников качения можно определить в зависимости от типа подшипника по выражениям, представленныв в Табл.1.
Табл. 1. Выражения для расчета статической грузоподъемности подшипника
Табл.2. Коэффициенты радиальной X0 и Y0 осевой статической нагрузки подшипников
диальной X0 и Y0 осевой статических нагрузок для них определяют по табл.2, но как для двухрядных подшипников.
Рис. 1. Установка в опоре двух однорядных подшипников:
а – роликовых радиально-упорных; б – шариковых радиально-упорных.
Под долговечностью подшипников понимается расчетный срок службы, измеряемый числом оборотов, в течение которого не менее 90% из данной их группы при одинаковых условиях должны отработать без появления признаков усталости металла.
Список литературы
1)Большая Энциклопедия Нефти и Газа
2) Шарипов В. М. Подшипники. Конспект лекций для студентов специ- альности 150100. М.: МГТУ “МАМИ”, 2000. – 20 c.
3) Учебно-образовательный портал «Все лекции». 2013 — 2014[schema type=»book» name=»РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ПРИ СТАТИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ» description=»Рассмотрены выражения для расчета статической грузоподъемности подшипника, рисунок установок в опоре двух однорядных подшипников. Приведены таблицы коэффициентов радиальной и осевой статической нагрузки подшипников качения.» author=»Габдуллина Гульназ Музагитовна, Каратаев Оскар Робиндарович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]