Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

Современная образовательная среда, а так же система предоставления знаний слушателям, образовательных модулей (программ) и отдельных курсов в частности, средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) требует от разработчиков образовательного контента повышения качества представления информации, для извлечения знаний. Данный факт является основополагающим на современном этапе глобализации общества через отдельные образовательные платформы и средства социальных сетей. Заставляет педагогов изменять традиционную модель образовательной системы и методы преподавания в направлении открытости и доступности знаний. Знания не просто доступны членам социума, а являются элементами открытого общества, которому важны участники жизнедеятельности и жизнеобеспечения. В этом направлении актуальными на сегодня являются массовые открытые онлайн курсы (МООК), продвижение в жизнь которые получили несколько лет назад.

Развитие системы открытых курсов начало набирать обороты с 2008 года, когда крупнейшие американские и британские университеты начали свое участие в разработках и совершенствовании  систем представления знаний средствами ИКТ. Системы, получившие свое развитие за четыре года были названы сМООК или в англоязычном варианте, признанном мировым научным сообществом – connectivist MOOC. За этот период появился ряд образовательных тематических ресурсов:

– https://www.udacity.com/;

– https://www.udemy.com/;

– https://www.codecademy.com/;

– https://mruniversity.com/;

– https://2u.com/;

– https://www.minervaproject.com/.

Второй этап развития МООК получили с 2012 года. С этого времени начинается развитие кросс-университетских МООК, получивших наименование хМООК, путем объединения ресурсов нескольких университетов с мировым именем:

– https://www.edx.org/;

– https://www.class-central.com/;

– https://www.futurelearn.com/;

– https://semesteronline.org/;

– https://www.khanacademy.org/;

– https://www.coursera.org/.

Признанными лидерами мировых массовых открытых онлайн курсов является четыре направления развития МООК: Coursera, Udacity, edX, Khan.

Общие принципы работы MOOK схожи, но у каждой системы есть свои существенные (уникальные) особенности, благодаря наличию партнеров из системы высшего образования на которых опирается система. Например MOOK  Coursera имеет в качестве основателей следующие передовые университеты США: Брауновский, Колумбийский, Йельский, Принстонский, Стенфордский и другие. Сравнительный перечень основателей четырех направлений развития МООК представлен в таблице.

Таблица 1.

Список университетов, партнеров системы МООК

Система Партнеры и основатели МООК
Coursera Принстонский университет; Стенфордский университет;

Брауновский университет;    Колумбийский университет;

Йельский университет; Калифорнийский университет в Беркли; университеты Мичигана и Пенсильвании

Udacity венчурная компания Charles River Ventures;

венчурная компания Andreessen Horowitz;

Google X Lab; всего 350 компаний-партнеров

edX Массачусетский технологический институт

Гарвардский университет

Khan некоммерческая образовательная организация Академии Хана; Google

Из сравнительной характеристики видно, что системы МООК позволяют объединиться научно-методическим потенциалам ведущим университетам с мировым именем, а также принять к себе в партнеры успешные коммерческие компании. Но при этом можно наблюдать частный случай «зауживания интересов» на примере раскола «Большой тройки» университетов, в которую входят Принстонским, Йельский университеты, сохранивших единство интересов на проекте Coursera и Гарвардский университет перешедший в состав edX, а так же появление на рынке образовательных услуг Udacity и Khan, коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от состава основателей системы МООК выделяется перечень задач, среди которых имеются основные задачи МООК:

– разработка большого числа электронных образовательных ресурсов и перевод университетских курсов в формат МООК;

– совершенствование методики массового дистанционного (электронного) обучения и виртуальных образовательных сред;

– привлечение крупных корпораций, как будущих работодателей, заинтересованных в перспективном кадром потенциале;

– глобализация образовательных организаций и сокращение затрат потребителя образовательных услуг.

При выделении целевой аудитории использования МООК, применительно к Российской действительности, до 2014 года наблюдался  весомый перевес в направлении специалистов, работающих в сфере IT-технологий. В процентном соотношении наблюдалась следующая статистика задействованности пользовательской аудитории: 50% – специиалисты IT-технологий; 30% – магистранты и аспиранты; 10% – студенты; 10% – специалисты других сфер. С 2015 года у статистики прошлых лет специалисты IT-технологий потеряли 10% аудитории, которые оказались, перераспределены между студентами и специалистами других сфер в равных долях. Данный факт подтверждает, бурное проникновение в нашу жизнь, за достаточно короткий период,  нового способа предоставления знаний через МООК.

Опять же по состоянию на 2014 год Российских аналогов системы было не так и много:

– https://universarium.org/;

– https://www.intuit.ru/;

– .

Например, для работы с курсами МООК (Coursera) необходимо пройти свободную регистрацию, выбрать понравившийся курс из каталога для изучения. В зависимости от выбранного курса, пользователи получают право доступа на заранее условленный системой срок к основным материалам курса. В материалах четко определена структура и время на изучение отдельных частей. По истечении срока изучения части материала или курса пользователь уведомляется и может переходить к следующей части или этапу соответственно. Текущий контроль знаний построен на полной автоматизации и проходит после регистрации индивидуальной контрольной (творческой) работы в системе. Вторым этапом проводится аттестация в форме тестирования и лишь иногда в формате дополнительного творческого задания. Эти два этапа пользователь системы может пройти бесплатно и без ограничений по попыткам аттестации. При этом пользователь не получает документального подтверждения об успешном освоении учебных курсов, например для работодателя.

Для получения сертификата, подтверждающего фактическое обучение на отдельных курсах или базовых программах необходимо произвести оплату за получение сертификата, как документального подтверждения. Тем самым получается, что в МООК оплачивается не фактический процесс освоения учебного материала, а выдача подтверждающего документа о получении образования. Многие массовые курсы, если ни сказать большинство, являются адаптированными соответствующими университетскими курсами (в рамках партнерства с вузами).

По безопасности использования МООК, системы оснащены алгоритмами, позволяющими анализировать действия пользователя и полностью журнализировать их файловые массивы для последующего хранения и анализа. Система может проверить пользователя на полноценный просмотр видео лекции или выполнение практической работы, предусмотренной в качестве текущего контроля знаний.

Применительно к Российской образовательной среде в целом МООК движется в трех направлениям развития.

Первое направление позволяет разрабатывать и использовать на международной платформе МООК свой образовательный курс. Ограничение данного пути по языку носителя курса, т.е. в обязательном порядке курс должен был быть представлен на английском языке, а это ограничение по использованию. Пути решения, которые были избранным владельцами платформ – применение русского языка (хМООК) с 2013 года и зачет по языковой практике, которая может быть оценена только после успешного изучения  выбранного курса или базовой программы.

Второе направление – включение американских базовых программ или элементов программ МООК в качестве курса по выбору в образовательное направление.

Третье, перспективное направление – создание на базе региональных ассоциаций университетов, объединений и иных организационных форм взаимодействия образовательных учреждений в регионе, как в системе высшего образования, так и в иных. Третье направление позволяет выбрать из развивающихся ассоциаций наиболее перспективную для России и последующее ее развитие на Федеральном уровне.

В настоящее время в России над внедрением и продвижением МООК работает несколько образовательных платформ, крупнейшие среди них следующие:

– https://www.lektorium.tv/ «Лекториум»;

– https://openedu.ru/ «Открытое образование».

Каждая из представленных образовательных платформ является ассоциацией множества крупных ВУЗов страны и торгово-промышленных компаний, совокупность которых создает основу продвижения открытого образования в обществе, делая его не только популярным, но и доступных гражданам.

Перспективы развития МООК напрямую связаны с финансированием и последующей оценкой эффективности рассматриваемого проекта. По мнению автора работы, направление развития МООК в России может пойти в разработку ведущими ВУЗами страны качественного образовательного контента, который в дальнейшем будет доступен сетевому сообществу бесплатно, как того требует технология МООК. Система выдачи документа, подтверждающего изучение курса или набора образовательных программ ведущими университетами вне сомнения становится доступнее на периферии, но при этом их стоимость не должна быть выше средней цены на образовательные направления по региону. Для этого может быть использована филиальная база аттестационных центров или самостоятельных прокторинговых организаций, стоимость услуг которых по выдаче сертификата может быть ниже по сравнению с основным центром, который в свою очередь продает филиалу оптом рабочие аттестационные ключи и тем самым право на выдачу сертификата. Набор сертификатов дает право слушателю закончить образовательную программу в ведущем университете страны, без дополнительных процедур восстановлений и переводов, применяемых в настоящее время.

Применение современных средств распространения образовательного контента в обществе находят все большую потребность в продвижении на рынке образовательных услуг. МООК в системе образования позволяет работать на современном, конкурентно-способном рынке образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Академия АПКиППРО RUSERE – русскоязычные электронные ресурсы в образовании
  2. Московский государственный университет экономики статистики и информатики type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ » description=»Статья посвящена анализу существующих открытых образовательных платформ, внедрению массовых открытых онлайн курсов в образовательный процесс. Рассмотрены перспективы использования отрытых ресурсов в образовании.» author=»Красулин Александр Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-18″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found