Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ С ВЫСОКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТЬЮ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ С ВЫСОКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТЬЮ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

Определенные детали и узлы машин и механизмов эксплуатируются в экстремальных условиях воздействия сил трения, коррозии, кавитации. Это резко сокращает период их безремонтной эксплуатации, требует создания парка запчастей и снижает, например, сроки междоковых простоев судов [1].

Для устранения этих недостатков производственники используют технологии нанесения защитных покрытий на рабочие поверхности  контролируемых позиций гальваническими методами, напылением, химико-термической обработкой [2].

Но это сложные технологии, требующие дорогостоящего оборудования, значительных временных и материальных затрат для их реализации.

Например, втулки цилиндров судовых быстроходных дизелей Ч8,5/11, Ч9,5/11, в Дагестане для защиты водоохлаждаемой поверхности от коррозионной и кавитационной эрозии подвергают гальваническому хромированию.[1] Это требует дополнительных 20% затрат от стоимости детали. Как показывает опыт эксплуатации и само покрытие не является столь надежным, как этого требует практика. По нашим данным [3], втулки с гальваническим хромовым покрытием приходится заменять через 1500 часов наработки из-за кавитационных разрушений водоохлаждаемой поверхности, хотя по  износу основной внутренней поверхности трения они могут выдержать до 15000 часов наработки.

Изготавливают эти втулки из серого чугуна СЧ 30 методом центробежного литья в стержневые формы.

А нельзя ли получить эти втулки цилиндров с защитным покрытием на поверхности сразу при их производстве?

Оказывается можно. Нами получен патент на изобретение [4], где описывается технология нанесения хром-титановых легированных поверхностных покрытий на отливках.

Авторы продолжили эти исследования и разработали технологию нанесения диффузионных хромомарганцевых покрытий на втулки цилиндров дизелей Ч8,5/11 в процессе их отливки.

Для этого, легирующую массу, с содержанием порошков окиси хрома, окиси марганца,  глинозема, чистого алюминия и криолита в виде пасты наносили на внутреннюю поверхность стержневой формы (рис.1). При взаимодействии с расплавленным чугуном протекает экзотермическая реакция восстановления окиси хрома и марганца алюминием с выделением атомно-активных хрома и марганца, которые диффундируют в поверхность отливки. Криолит активизирует процесс поверхностного насыщения  отливок легирующим хромом и марганцем,  и создает диффузионный слой состоящий из карбидов хрома Cr7C3, Cr23C6 и подслоя легированного марганцем аустенита (рис.2).[2]

Особо следует отметить, что формирование сплошного хромкарбидного слоя на сером чугуне (рис.2) исключает свободный выход графита на поверхность, что очень важно например, для втулок цилиндров судовых быстроходных дизелей (Ч8,5/11, Ч9,5/11).

Как показали лабораторные испытания опытных образцов это резко повышает кавитационную стойкость и улучшает чистоту поверхности отливок (табл.1), что исключает их дальнейшую механическую обработку.

Отмеченное можно объяснить тем, что строение диффузионного слоя отвечает требованиям параметра кавитационной стойкости Абачараевых [2], так как имеет высокую коррозионную стойкость, высокую исходную твердость поверхности, содержащей карбиды хрома, и повышенную степень деформационного упрочнения подслоя (марганцовистый аустенит).

На ОАО «Завод Дагдизель» были проведены лабораторные испытания дизелей 4Ч8,5/11 с опытными втулками с легированным хромомарганцевым покрытием, которые показали, что исследуемые втулки не имели на  водоохлаждаемой поверхности следов кавитационной эрозии после 4800 часов испытаний, а штатные втулки с гальваническим хромом на водоохлаждаемой поверхности имели язвы кавитационных разрушений по длине образующей втулки диаметром 1,5…5,0мм и глубиной 0,6…1,5мм (рис.3).

Новая разработка предложена для внедрения на  заводе изготовителе исследованных дизелей.

Таблица 1.

Состав и свойства легированного хромомарганцированного покрытия на отливках из СЧ 30

Состав покрытия

% масс. Толщина слоя, мкм Относительная кавитационная стойкость2 Твердость по Виккеру HV

Шероховатость поверхности отливки, мкм

Криолит

Порошок Al

Глинозем

Окись хрома

Окись марганца

15

25

20

20

20

 

 

600..650

 

9,0

 

1090-1150

 

80-85

Преимущества разработки очевидны ввиду экологической безопасности и малых материальных затрат на их реализацию (например, стоимость легирования в литейной форме втулок цилиндров дизелей 4Ч8,5/11 на 120% ниже их гальванического хромирования), широкие области применения. Эту технологию мы предложили судостроительным и судоремонтным предприятия для защиты от  кавитационной эрозии, гидроабразивной эрозии, коррозии  погруженный частей и механических элементов судов (гребные винты, насадки, элементы подводных крыльев и др.)

Разработки авторов защищены патентом на изобретение РФ [4].

Список литературы:

  1. Абачараев М.М., Абачараев И.М., Санаев Н.К. «Перспективные технологии нанесения защитных покрытий на детали судовых машин и механизмов. Махачкала: 2013.-96с.
  2. Абачараев М.М., Хаппалаев А.Ю. «Защитные покрытия в промышленности». Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.-106с.
  3. Абачараев М.М. «Кавитация и защита металлов от кавитационных разрушений». Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.-176с.
  4. Абачараев М.М., Камилов И.К., Абачараев И.М. «Легирующее покрытие для литейных форм и стрежней». Патент РФ №2058212, 20.04.1996.

Рисунок 1. Стержневая форма отливки втулки цилиндров дизелей Ч8,5/11 и Ч9,5/11 с легирующей пасты

1 – стержневая форма

2 – легирующая паста

Д1 и Д2 – диаметры внешней и внутренней поверхности втулки цилиндров соответственно

Рисунок 2. Карбидно-твердорастворное хромомарганцированное покрытие СЧ30. Травление реактивом Мураками. Столбчатые кристаллы – карбиды Cr7C3, Cr23C6; светлый подслой – легированный аустенит

                         

      а)                                                                         б)

 

Рисунок 3. Состояние поверхности втулок цилиндров дизеля 4Ч 8,5/11 после 4800 часов наработки:

а)  втулка с диффузионным хромомарганцевым покрытием в литейной

форме;

б)  штатная втулка с гальваническим хромовым покрытием.

[1] Выпускаемых в Дагестане на ОАО «Завод Дагдизель».

[2] При определении относительной кавитационной стойкости испытанием опытных образцов на магнитострикционной установке, кавитационная стойкость стали 12Х18H10T принята за единицу.[schema type=»book» name=»НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ С ВЫСОКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТЬЮ» author=»Абачараев Муса Магомедович, Санаев Надир Кельбиханович, Абачараев И.М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found