Современность и динамичность преобразований российского общества и экономики актуализироваливопросы профессионализма кадров отрасли социальной защиты населения. Бесспорно, модернизация общества возможна лишь в том случае, если его основу будут составлять профессионалы. Введение новых коммуникативных, информационных технологий, компьютеризация деятельности и жизни человека способствуют изменению традиционных представлений о профессиональной деятельности, профессионалах и профессионализме [4, с.12]. Введение в действие Федерального закона № 442 «О социальном обслуживании граждан в РФ», профессиональных стандартов диктуют необходимость наличия профессиональной компетентности у специалистов по социальной работе.
Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников – проблемы человека. Социальная работа наряду с помощью в общечеловеческих нуждах в периоды личного и социального неблагополучия человека предполагает и защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь [8, с.236].
Нельзя думать, что любой человек может быть социальным работником. Оказывается, что не каждый пригоден для социальной работы, причем основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида [9, с.241].
Сегодня настоящего профессионала характеризует способность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при минимальных затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов [2,с.18].
Известно, что эффективность труда определяется как отношение результатов к затратам на его осуществление. Применительно к деятельности социального работника как профессионала в современных условиях перемен это означает, что для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий социальной среды. Соответственно, возрастает затратная сторона, проявляющаяся в повышенной мобилизации сил организма, психической напряженности и др.
Профессионалом человек становится не сразу. Процесс профессионализации включает определенные этапы и фазы развития профессионализма [3, с.48]. Приступая к той или иной деятельности, человек еще не обладает необходимым профессионализмом. На первых этапах результативность, качество и надежность деятельности у него низкие, а процесс деятельности наоборот – требует много затрат. Особенно характерно это для социальной работы, требующей как теоретических знаний, так и развитых практических умений и навыков, так как отсутствие у социального работника достаточно опыта и навыков выполнения операций делает его работу малоэффективной. Тем не менее, работа выполняется: специалист определяет цели своей деятельности, использует для их достижения комплекс имеющихся у него средств и получает определенные результаты.
Профессионализм характеризуется наличием конкретных профессиональных навыков и качеств, определяющих и характеризующих действующего профессионала. Профессионализм развивается с течением времени и в контексте профессиональной деятельности.
Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки социального работника, обеспечивающие квалификацированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов.
Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:
- профессионального призвания;
- глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций;
- духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;
- профессионального мастерства;
- объективно-критического отношения к своей деятельности;
- профессиональных знаний и умений;
- способности всю жизнь учиться и самореализовываться;
- профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.
Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.
На успешность трудовой деятельности социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, ценность профессиональной деятельности как таковой. Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.
Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых социальный работник не может быть профессионалом и которые необходимо вырабатывать или они принадлежат человеку изначально.
Профессиональная компетентность – это профессионально важное качество социального работника. Высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально-значимых проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.
Однако главной профессиональной ценностью социальной работы является ведущая потребность – служить своей профессии на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность специалиста по социальной работе на достижение этой цели.
Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качества можно обозначить как организационно-коммуникативные способности. Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника. Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт , если случается. Такие свойства присущи людям, обладающим нервно-психической выносливостью. Отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других [5, с.77].
Каждое их этих профессионально важных качеств не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложное собрание психологических характеристик. Значимость каждой из них может быть также различной, но все они для профессиональной социальной работы весьма важны. Среди этих качеств есть те, которые развиваются и компенсируются, есть качества, которые могут развиваться, но не могут быть компенсированы. Поэтому при профподбореи профотборе социальных работников все эти характеристики и особенности необходимо учитывать.
Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-этических качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти же качества личности социального работника, транслируемые им на клиента, его окружение и на все общество, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым – решению ряда социальных проблем.
Сегодня интерес к проблеме компетентности является особо актуальным в связи с введением профессиональных стандартов. Большое внимание уделяется комплектованию состава ключевых компетенций, необходимых социальному работнику. Основываясь на данные определения, стоит развести понятия «компетентность» и «компетенция». Компетенция имеет отношение к полномочиям человека в определенных сферах, где специалисту необходимо проявить компетентность, в то время как «компетентность» относится к личностной характеристике и выражает возможность реализовывать заданный круг полномочий.
А.А. Деркач акцентирует внимание на такой аспект трактовки профессиональной компетентности, как «competence» — это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому, говоря о компетентном специалисте, можно утверждать, что это «знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные». Профессиональная компетентность – это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяются компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью [1, с.112].
Продолжительное время понятие профессионализма рассматривалось в контексте вопросов связанных с достижением высокой эффективности или продуктивности деятельности, профессионально-личностным развитием, разработкой новых способов и алгоритмов решения профессиональных задач. Преобладание такого направления обусловило преимущественное внимание к разработке деятельностного аспекта профессионализма. Основополагающим определением и важным методологическим ориентиром является профессионализм деятельности как качественная характеристика субъекта деятельности – представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. В то же время, исследования, проведенные в психологии в последние годы, показали, что профессионализм стоит рассматривать помимо деятельностного контекста, в связи с личностным, что согласуется важным методологическим принципом единства деятельности и личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.).
Анализ исследований по представленной проблеме показывает, что любой вид личностного профессионализма рассматривается как некое интегративное образование, определяющее ход профессионально-личностного развития и степень ее эффективности.
Учитывая вышесказанное, можно обобщить то, что профессионализм:
- относится к личности;
- включает в себя определенный набор специальных и ключевых компетенций;
- проявляется в профессиональных качествах, знаниях, навыках и умениях;
- может развиваться и, соответственно, диагностироваться.
Важную роль в профессиональной компетентности социального работника занимает его личностное и профессиональное саморазвитие, которое способствует становлению человека как профессионала на протяжении его жизненного пути, начиная от профессионального самоопределения и заканчивая уходом из профессиональной жизни [5, с.119].
Профессионал – это личность, обладающая нестандартным мышлением, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно самообразовываться, повышая свой профессионально-педагогический уровень.
Процесс личностно-профессионального становления является уникальным и неповторимым, в ходе его формируются интегрированные структуры психологических компонентов профессионального самоутверждения личности [6, 133].
Рассматривая профессиональные компетенции социального работника, необходимо остановиться и на профессиональном стандарте, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18ноября 2013 №677н и вступившим в силу с 1 января 2015 года. Важно отметить и необходимые знания:
— основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;
— осуществление социального консультирования;
— элементарные правила приготовления пищи;
— организация и принципы ведения домашнего хозяйства;
— правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;
— основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов;
— правила оказания доврачебной помощи;
— основы этики в социальной работе (кодекс профессиональной этики).
Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культорологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.
Сегодня особенно остро встает вопрос о постоянном профессионально-личностном развитии социального работника. Современный профессионал должен не просто быть оперативным и мобильным, а способным работать на опережение, способным проводить профилактическую работу по предотвращению конфликтных ситуаций, уметь грамотно и доступно давать разъяснения по обновлениям нормативно-правовой базы в отношении социального обслуживания различных категорий граждан, а также быть интеллектуально развитым, творческим, креативным, занимать активную жизненную позицию, способным помочь клиентам в поиске собственных сил и активизации внутренних ресурсов, потому что сегодня только сильный духом человек способен преодолеть невзгоды и препятствия.
Литература:
- Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учеб.пособие; под общ. ред. А.А. Деркача – М.: РАГС, 2006
- Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография.- М.: Логос, 2011
- Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования//Сибирь. Философия. Образование.- Альманах СО РАО, ИПК.- Новокузнецк, 2001 (выпуск 5)
- Котоманова О.В. Проектирование профессионализма социальных работников: объективные и субъективные трудности Вестник МГОУ, серия «Социологические науки», выпуск 2012
- Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: монография [текст]/ Н.В. Лебедева – М.: Издательство «Перо», 2013
- Лебедева Н.В., Тимофеева О.Н. Личностно-профессиональное развитие слушателей в системе переподготовки и повышения квалификации/Преподаватель XXIвека. — №4. 2013
- Ломакина Г.Р. Основные проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием в условиях интеграции Росcии в общеевропейское образовательное пространство//Педагогика: традиции и инновации: материалы международ. заоч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2011г.)
- Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров/Е.И.Холостова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2013
- Введение в профессию: Социальная работа: учебник/под ред. В.И. Жукова.- М.: Издательство РГСУ, 2011[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ » description=»целью представленной статьи являются актуальные вопросы профессионализма социального работника и роль профессиональной компетентности в современных условиях развития российского общества и отрасли социальной защиты населения. Теоретико-методологический анализ по данной проблеме позволяет сделать вывод о постоянном профессионально-личностном развитии социального работника, способствующем повышению профессионализма.» author=»Гаврилюк НаджиеЭнверовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]