Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Современность и динамичность преобразований российского общества и экономики актуализироваливопросы профессионализма кадров отрасли социальной защиты населения. Бесспорно, модернизация общества возможна лишь в том случае, если его основу будут составлять профессионалы. Введение новых коммуникативных, информационных технологий, компьютеризация деятельности и жизни человека способствуют изменению традиционных представлений о профессиональной деятельности, профессионалах и профессионализме [4, с.12]. Введение в действие Федерального закона № 442 «О социальном обслуживании граждан в РФ», профессиональных стандартов диктуют необходимость наличия профессиональной компетентности у специалистов по социальной работе.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников – проблемы человека. Социальная работа наряду с помощью в общечеловеческих нуждах в периоды личного и социального неблагополучия человека предполагает и защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь [8, с.236].

Нельзя думать, что любой человек может быть социальным работником. Оказывается, что не каждый пригоден для социальной работы, причем основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида [9, с.241].

Сегодня настоящего профессионала характеризует способность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при минимальных затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов [2,с.18].

Известно, что эффективность труда определяется как отношение результатов к затратам на его осуществление. Применительно к деятельности социального работника как профессионала в современных условиях перемен это означает, что для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий социальной среды. Соответственно, возрастает затратная сторона, проявляющаяся в повышенной мобилизации сил организма, психической напряженности и др.

Профессионалом человек становится не сразу. Процесс профессионализации включает определенные этапы и фазы развития профессионализма [3, с.48]. Приступая к той или иной деятельности, человек еще не обладает необходимым профессионализмом. На первых этапах результативность, качество и надежность деятельности у него низкие, а процесс деятельности наоборот – требует много затрат. Особенно характерно это для социальной работы, требующей как теоретических знаний, так и развитых практических умений и навыков, так как отсутствие у социального работника достаточно опыта и навыков выполнения операций делает его работу малоэффективной. Тем не менее, работа выполняется: специалист определяет цели своей деятельности, использует для их достижения комплекс имеющихся у него средств и получает определенные результаты.

Профессионализм характеризуется наличием конкретных профессиональных навыков и качеств, определяющих и характеризующих действующего профессионала. Профессионализм развивается с течением времени и в контексте профессиональной деятельности.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки социального работника, обеспечивающие квалификацированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

  • профессионального призвания;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций;
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;
  • профессионального мастерства;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • профессиональных знаний и умений;
  • способности всю жизнь учиться и самореализовываться;
  • профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

На успешность трудовой деятельности социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, ценность профессиональной деятельности как таковой. Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.

Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых социальный работник не может быть профессионалом и которые необходимо вырабатывать или они принадлежат человеку изначально.

Профессиональная компетентность – это профессионально важное качество социального работника. Высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально-значимых проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.

Однако главной профессиональной ценностью социальной работы является ведущая потребность – служить своей профессии на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность специалиста по социальной работе на достижение этой цели.

Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качества можно обозначить как организационно-коммуникативные способности. Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника. Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт , если случается. Такие свойства присущи людям, обладающим нервно-психической выносливостью. Отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других [5, с.77].

Каждое их этих профессионально важных качеств не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложное собрание психологических характеристик. Значимость каждой из них может быть также различной, но все они для профессиональной социальной работы весьма важны. Среди этих качеств есть те, которые развиваются и компенсируются, есть качества, которые могут развиваться, но не могут быть компенсированы. Поэтому при профподбореи профотборе социальных работников все эти характеристики и особенности необходимо учитывать.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-этических качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти же качества личности социального работника, транслируемые им на клиента, его окружение и на все общество, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым – решению ряда социальных проблем.

Сегодня интерес к проблеме компетентности является особо актуальным в связи с введением профессиональных стандартов. Большое внимание уделяется комплектованию состава ключевых компетенций, необходимых социальному работнику. Основываясь на данные определения, стоит развести понятия «компетентность» и «компетенция». Компетенция имеет отношение к полномочиям человека в определенных сферах, где специалисту необходимо проявить компетентность, в то время как «компетентность» относится к личностной характеристике и выражает возможность реализовывать заданный круг полномочий.

А.А. Деркач акцентирует внимание на такой аспект трактовки профессиональной компетентности, как «competence» — это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому, говоря о компетентном специалисте, можно утверждать, что это «знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные». Профессиональная компетентность – это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяются компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью [1, с.112].

Продолжительное время понятие профессионализма рассматривалось в контексте вопросов связанных с достижением высокой эффективности или продуктивности деятельности, профессионально-личностным развитием, разработкой новых способов и алгоритмов решения профессиональных задач. Преобладание такого направления обусловило преимущественное внимание к разработке деятельностного аспекта профессионализма. Основополагающим определением и важным методологическим ориентиром является профессионализм деятельности как качественная характеристика субъекта деятельности – представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. В то же время, исследования, проведенные в психологии в последние годы, показали, что профессионализм стоит рассматривать помимо деятельностного контекста, в связи с личностным, что согласуется важным методологическим принципом единства деятельности и личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.).

Анализ исследований по представленной проблеме показывает, что любой вид личностного профессионализма рассматривается как некое интегративное образование, определяющее ход профессионально-личностного развития и степень ее эффективности.

Учитывая вышесказанное, можно обобщить то, что профессионализм:

  • относится к личности;
  • включает в себя определенный набор специальных и ключевых компетенций;
  • проявляется в профессиональных качествах, знаниях, навыках и умениях;
  • может развиваться и, соответственно, диагностироваться.

Важную роль в профессиональной компетентности социального работника занимает его личностное и профессиональное саморазвитие, которое способствует становлению человека как профессионала на протяжении его жизненного пути, начиная от профессионального самоопределения и заканчивая уходом из профессиональной жизни [5, с.119].

Профессионал – это личность, обладающая нестандартным мышлением, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно самообразовываться, повышая свой профессионально-педагогический уровень.

Процесс личностно-профессионального становления является уникальным и неповторимым, в ходе его формируются интегрированные структуры психологических компонентов профессионального самоутверждения личности [6, 133].

Рассматривая профессиональные компетенции социального работника, необходимо остановиться и на профессиональном стандарте, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18ноября 2013 №677н и вступившим в силу с 1 января 2015 года. Важно отметить и необходимые знания:

— основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;

— осуществление социального консультирования;

— элементарные правила приготовления пищи;

— организация и принципы ведения домашнего хозяйства;

— правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;

— основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов;

— правила оказания доврачебной помощи;

— основы этики в социальной работе (кодекс профессиональной этики).

Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культорологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.

Сегодня особенно остро встает вопрос о постоянном профессионально-личностном развитии социального работника. Современный профессионал должен не просто быть оперативным и мобильным, а способным работать на опережение, способным проводить профилактическую работу по предотвращению конфликтных ситуаций, уметь грамотно и доступно давать разъяснения по обновлениям нормативно-правовой базы в отношении социального обслуживания различных категорий граждан, а также быть интеллектуально развитым, творческим, креативным, занимать активную жизненную позицию, способным помочь клиентам в поиске собственных сил и активизации внутренних ресурсов, потому что сегодня только сильный духом человек способен преодолеть невзгоды и препятствия.

Литература:

  1. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учеб.пособие; под общ. ред. А.А. Деркача – М.: РАГС, 2006
  2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография.- М.: Логос, 2011
  3. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования//Сибирь. Философия. Образование.- Альманах СО РАО, ИПК.- Новокузнецк, 2001 (выпуск 5)
  4. Котоманова О.В. Проектирование профессионализма социальных работников: объективные и субъективные трудности Вестник МГОУ, серия «Социологические науки», выпуск 2012
  5. Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: монография [текст]/ Н.В. Лебедева – М.: Издательство «Перо», 2013
  6. Лебедева Н.В., Тимофеева О.Н. Личностно-профессиональное развитие слушателей в системе переподготовки и повышения квалификации/Преподаватель XXIвека. — №4. 2013
  7. Ломакина Г.Р. Основные проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием в условиях интеграции Росcии в общеевропейское образовательное пространство//Педагогика: традиции и инновации: материалы международ. заоч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2011г.)
  8. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров/Е.И.Холостова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2013
  9. Введение в профессию: Социальная работа: учебник/под ред. В.И. Жукова.- М.: Издательство РГСУ, 2011[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ » description=»целью представленной статьи являются актуальные вопросы профессионализма социального работника и роль профессиональной компетентности в современных условиях развития российского общества и отрасли социальной защиты населения. Теоретико-методологический анализ по данной проблеме позволяет сделать вывод о постоянном профессионально-личностном развитии социального работника, способствующем повышению профессионализма.» author=»Гаврилюк НаджиеЭнверовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found