Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБРАЗ ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ В НАЦИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ В 1936 Г.: ОТ КРИТИКИ К ПАРТНЕРСТВУ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБРАЗ ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ В НАЦИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ В 1936 Г.: ОТ КРИТИКИ К ПАРТНЕРСТВУ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Еще в начале 20-х гг. фюрер четко сформулировал свое мнение о том, что Италия – главный союзник национал-социалистов. Причины были просты:во-первых,разнонаправленность внешнеполитических интересов(итальянцы собирались создавать свою империю на юге, а немцы на северо-востоке); во-вторых, идеологическая общность. Гитлер был искренне восхищен дуче и его движением, уже 3 ноября 1922 г. фюрер назвал себя фашистом. Однако после прихода нацистов к власти ярко вспыхнувшая дружба быстро угасла из-за австрийского вопроса. Австрия стала камнем преткновения и поводом для вражды, причем итальянцы особо не стеснялись в выражениях. Нацисты сохраняли осторожность, лишь время от времени отделываясь в прессе язвительными уколами, но в обществе вспыхнули антиитальянские настроения, наследие Первой мировой войны и порожденной ею южнотирольской проблемы.В любом случае Гитлер был вынужден отказаться от прежнего образа братского фашистского режима, который нацистская пропаганда стала массированно внедрять в 1933 г. В 1934-1935 гг. Италия стала страной со слабостями и проблемами.

Шансы на новое итало-германское сближение нежданно-негаданно подарила итало-эфиопская война, хотя немецкое общество поддерживало скорее эфиопов, а нацистское правительство помогало и дуче, и негусу в экономическом и военном отношении.Но именно не очень удачное создание империи вынудило Муссолини пойти на уступки, а вот Гитлер был готов в любое время вернуть «блудного» союзника, да еще и имеющего тенденцию будоражить мировую общественность.Ведь именно под шумок эфиопского скандала Гитлер смог и ввести всеобщую воинскую повинность и, спустя год,  войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Кроме того воссоздание Римской империи позволяло нацистским пропагандистам еще активнее тиражировать идею о Третьем рейхе, а значит  и Италии как его союзнике.

Начавшаяся гражданская война в Испании и совместная помощь франкистам окончательно сблизили две страны. Более того, она дала пропагандистам замечательный шанс использовать по максимуму было увядшую идею идеологического братства: Франко самим своим существования добавлял идее основательности, а совместная борьба против коммунизма – популярности.

Летом 1936 г. начались переговоры по созданию политического союза, одновременно улаживались идеологические разногласия и возобновлялись культурные контакты двух стран. Поэтому с лета 1936 г. пропагандисты Третьего рейха начинают возрождать картину братской фашистской страны.

Вместе с тем этот период имеет еще одну особенность. В идеологическом плане набравшая силу Германия постепенно отбирала у Италии лидирующее положение в фашистском лагере. В этот период не встречается упоминаний о фашизме как возможном эталоне (как было в 1933 г.), наоборот, подчеркивались лишь стороны, отвечающие сходным процессам в Германии, призванные показать похожесть Италии на Германию. Таким образом, был решен вопрос о старшинстве, а точнее о главенствующей роли национал-социализма.

Первоочередной задачей для пропаганды летом 1936 г. стало объяснение поведения итальянцев в период итало-германских разногласий и возрождение симпатий к фашизму и итальянскому народу. Большую роль в повороте Германии к Италии сыгралвизит старшей дочери дуче Эдды Чиано в Берлин, в ходе которого она встречалась с Гитлером. Ее приезд стал и своеобразной линией водораздела в пропагандистской политике. 3 июня министерство пропаганды велело сдержанно реагировать на визит и больших статей на эту тему не писать, а уже 6 числа было приказано отбросить первоначальную сдержанность [2, Bd. 4/II, S. 570, 587]. Тогда же последовало указание изменить тон статей о футбольном матче Италия-Австрия, поскольку спорт не должен был давать повод для нападок на итальянский характер и уж тем более нельзя было переводить критику в политическую плоскость[2, Bd. 4/II, S. 570, 588].

После этого переговоры Италии и Германии стали набирать силу. Во второй половине 1936 г. в Риме побывали Франк, Ширах, Гиммлер, Геринг и фон Бломберг[14, S. 290]. Посетил Италию и Геббельс. До момента подписания пакта пропаганда предпочитала замалчивать процесс переговоров, было сообщено только о поездке Геббельса, официально преследовавшей культурные цели – посещение венецианского кинофестиваля. Но в опубликованном «VoelkischerBeobachter» интервью Геббельса, он только в двух словах упомянул о цели визита, зато много говорил о Риме и Берлине как оплотах против большевизма (что было даже вынесено в название статьи!) и единстве их целей: мир и работа для своих народов [3, 03.09.36.].

Следующая группа распоряжений последовала в конце июня, поводом стало подписание немецко-итальянского соглашения по военно-воздушным силам. Было рекомендовано благожелательно сообщить о визите в Германию генерала Валле, о приятном впечатлении, которое он произвел на берлинцев и оказанном ему хорошем приеме [1, Bd. 4/II,S. 676, 682.]. Это первое указание министерства пропаганды касательно того, что визит итальянского деятеля должен быть «хорошо и подробно освещен» в прессе. Подобные указания станут частыми с 1937 г., но до этого они не встречались. Одновременно министерство сообщило прессе, что Гитлер пытается заполучить Италию в союзники и поэтому не критикует перед общественностью ее политику в Южном Тироле [2, Bd. 4/II.,S. 680]. Таким образом, ссылаясь на авторитет Гитлера, прессе дали понять, что критика итальянской политики неуместна. Геббельс решил использовать «тяжелую артиллерию», пытаясь прекратить нападки на Италию.

Органами пропаганды были определены несколько тем, подходящих для изменения представлений немецкого общества об Италии. Показательным примером являются работы В. Лангена, демонстрирующие вклад в воссоздание положительного образа Италии ведомства Розенберга. Важным пропагандистским элементом сталоописание повседневной жизни обычных итальянцев: людей очень милых и симпатичных, очень разных, но очень счастливых в своей стране. Романтичная статья была посвящена господину Тоскани, чиновнику 48 лет, отцу троих детей и члену фашистской партии, которая помогает ему в налаживании счастливой жизни. Ведь, хотя он и неплохо зарабатывает, тем не менее, только благодаря партийной помощи и программе строительства новых жилых домов он сумел купить квартиру, где его жена может спокойно воспитывать детей. А благодаря той социальной защищенности, которая царит  в   итальянском   обществе,   он   может  проводить  свободное время со своими детьми, водить их в кино, радоваться их успехам в школе [1, Bl. 142–145]. Эта «милая сказка» создавала у немцев образ именно того счастливого, обеспеченного человека из средних слоев, примерного семьянина, который был и «немецкой мечтой», прежде всего у мелкобуржуазных слоев населения, которые и составляли базу национал-социалистического движения.

В то же время германские пропагандисты не перебарщивали с описанием благоденствия. Другая статья Лангена была посвящена Гвидо Парезе, человеку, чья жизнь была не столь уж легка. Он был чернорабочим, и очень плохо, «по североевропейским меркам», питался [1, Bl. 147]. Но фашизм значительно облегчил жизнь Гвидо и тот не был вынужден, как его отец, эмигрировать в Южную Америку, а смог остаться на родине. Отмечалось и то, что Гвидо по своим убеждениям не желает быть членом партии, хотя это и могло бы принести ему значительные социальные льготы. Тем не менее, он поддерживает политику Муссолини и признает его заботу о бедных слоях. А сейчас, после победы в Абиссинии, Гвидо подумывает о том, чтобы стать переселенцем и начать новую жизнь. Дуче дал ему этот шанс [1, Bl. 146–148]. Эта статья демонстрирует нам осуществление другой национал-социалистической мечты – мечты рабочего из страдающей от недостатка жизненного пространства страны, который мечтает о возврате ксвоим корням, к «почве и крови».

Необходимо было не только описать достоинства фашизма и итальянского народа, надо было как-то преодолеть распространенное мнение о недостатках, присущих итальянцам. Здесь на помощь приходил юмор. Так описывалась подготовка улочек одного из итальянских городков к приезду Муссолини. Говорилось, что итальянцы любят покрасоваться своими успехами, но они так эмоциональны, что стремятся сделать все сразу и не всегда успевают сделать что-то одно, поэтому им пришлось срочно создавать видимость завершения строительства к приезду дуче и лишь после закончить работу. Но они ее закончили, утверждал автор, и сделали очень качественно, так как самосознание и дисциплина итальянцев велики и работают они все на совесть. Немного свысока добавлялось, что итальянцы как фашистская нация еще очень молоды и чувствительны, но это ни в коем случае не может давать повод для критики [1, Bl. 152–153]. Последнее предложение парадоксально, ведь немцы стали единой нацией одновременно с Италией, а фашистской нацией на 10 лет позже, но оно отражает смену ролей в мировом фашистском движении.

В этих небольших и внешне чисто популярных заметках содержится, пожалуй, вся квинтесенция идей национал-социалистической   пропаганды в отношении фашистской Италии. В косвенной форме были подчеркнуты все достижения итальянского фашизма, воспевавшиеся ранее в Германии: забота о народе и практическое улучшение его жизни, мощь и многочисленность фашистской партии, поддержка режима большой частью населения, в том числе людьми, не являющимися членами партии, успех абиссинской компании и ее важность для жизни и счастья итальянского народа. Так же по этим заметкам мы можно было судить и о качествах самих итальянцев: патриотичность, забота о семье, стремление улучшить свою жизнь и готовность бороться ради этого даже с неблагоприятным климатом Африки. Статьи такого рода были действенным оружием немецкой пропаганды.

Забавным подтверждением итало-германского союза стало указание прессы о разрешении подводить политический базис под итало-немецкую футбольную встречу, в том духе, что футбол только усилит сотрудничество двух народов [2, Bd. 4/III,S. 1376].

Кульминация пропагандистского внимания к Италии была достигнута в ходе визита в октябре 1936 г. министра иностранных дел графа Чиано, закончившаяся подписанием пакта, более известного в истории по данному Муссолини названию «ось Берлин-Рим».

Задача воссоздания положительного образа Италии в СМИ в целом была решена к концу 1936 г. После чего вплоть до 1 сентября 1939 г. органы пропаганды занимались поддержанием на должном уровне и дальнейшим усилением положительных представлений об Италии. И хотя у лидеров порой возникали сомнения по поводу незыблемости союза, тем не менее две державы ни разу не дали мировой общественности повод  усомниться в их союзнических отношениях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Bundesarchiv Berlin-Lichterfelde. NS 43/405.
  2. NS–Presseanweisungen der Vorkriegszeit. Bd. 4/II, 4/III. Muenchen, 1984−2001.
  3. VoelkischerBeobachter.1936.
  1. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982. Новосибирск, 2000.
  2. Наумов А. О. Фашистский интернационал. ПокорениеЕвропы. М., 2005.
  3. Орлов Ю. Я. Журналистская теория и журналистское образование в нацистской Германии//Вестник МГУ. Журналистика. 1992. № 1. С. 67–80. № 2. С. 41–55.
  4. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. М., 2004.
  5. Bussemer T. Propaganda und Populaerkultur. KonstruirteErlebnisweltenimNationalsozialismus. Wiesbaden, 2000.
  6. Bussemer T. Propaganda. Konzepte und Theorien. Wiesbaden, 2005.
  7. Deakin F. W. Die brutaleFreundschaft. Hitler, Mussolini und der Untergang des italienischenFaschismus. Koeln, 1964.
  8. Das Goebbels–Experiment. Propaganda und Politik / Hg. Hachmeister L./Kloft M. Muenchen, 2005.
  9. Funke M. Hitler, Mussolini und die Substanz der «Achse»//NationalsozialistischeDiktatur 1933–1945. EineBilanz. Duesseldorf, 1983. S. 345–379.Nolte E. Der Faschismus in seiner Epoche.
  10. Longerich P. Nationalsozialistische Propaganda//Deutschland 1933–1945. NeueStudienzurnationalsozialistischenHerrschaft. Duesseldorf, 1993. S. 291–314.
  11. Nolte E. Der Faschismus in seiner Epoche. Die Action francaise. Der italienischeFaschismus. Der Nationalsozialismus. Muenchen, 1963.[schema type=»book» name=»ОБРАЗ ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ В НАЦИСТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ В 1936 Г.: ОТ КРИТИКИ К ПАРТНЕРСТВУ» description=»В статье рассматривается эволюция нацистской пропаганды и пропагандистского образа фашистской Италии в год создания «оси Берлин-Рим».» author=»Свечникова Светлана Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found