В современной науке существуют различные подходы и направления изучения эмпатии[1, 4, 11, 13]. Эмпатия, как положительное отношение к другому человеку, содержащее любовь, уважение, доверие, может способствовать проявлению и развитию нравственных характеристик личности [7, 8, 9].Эмпатия и ее виды могут выполнять как функцию сочувствия, соучастия, так и применяться для манипулирования, приспособления и защиты [5]. Большой интерес представляет исследование связи характеристик эмпатии спознавательными процессами и личностными особенностями [3, 12, 14].
Цель данного исследования:выявить связь между эмпатией и индивидуально-личностными особенностями (экстраверсия, нейротизм, личностная тревожность, профессиональные склонности).
Методы эмпирического исследования.Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), направленный на исследование склонности к определенным видам профессии.Личностный тест EPI Г.Айзенка (адаптация В.М.Русалова) для диагностики экстраверсии/интроверсии, нейротизма.Опросник В.В.Бойко для диагностики общего уровня эмпатии иразличных компонентов данного феномена: рационального, эмоционального, интуитивного каналов, установок, проникающей способности и идентификации Тест Спилбергера, направленный на диагностику личностной тревожности.
В эмпирическом исследовании на добровольной основе приняли участие 39 взрослых людей в возрасте от 18 до 61 года (26 женщин и 12 мужчин). Большая часть испытуемых имеет высшее образование. Исследование проводилось на базе студии йоги и танцевальной студии крупного фитнес клуба. Указанные студии осуществляют программу «Познай себя, и тебя поймут другие». Программа разработана для людей всех возрастов и любого уровня подготовки, желающих научиться чувствовать свое тело и настроения, а также научиться выражать свои эмоции через пластику движения.Исследование проводилось индивидуально.
Результаты исследования показали, что большинство испытуемых имеют заниженный уровень эмпатии (25 человек),9 человек — средний уровень,а у5 человек – очень низкий уровеньэмпатии.
Результаты корреляционного анализа показали наличие отрицательной связи между экстраверсией и рациональным каналом эмпатии (r=-0,36;p<0,05). С увеличением экстраверсии уменьшается направленность внимания и интерес к другому человеку.
В результате исследования выявлена положительная связь между нейротизмом, тревожностью и эмоциональным каналом эмпатии (r=0,44; p<0,05).С увеличением нейротизма и личностной тревожности возрастает сопереживание, соучастие. Между нейротизмом и тревожностью также выявлена положительная связь (r=0,81;p<0,05). С увеличением нейротизма увеличивается личностная тревожность.
Следующая задачазаключалась в выявлении связи эмпатии с профессиональными предпочтениями. Выявлена положительная связь предпочтения «человек-художественный образ» с интуитивным каналом эмпатии (r=0,41;<0,05). С увеличением склонности к данному типу профессий, увеличивается способность к интуитивному пониманию партнера.
С помощью кластерного анализа (метод k-means) были выделены две группы, отличающиеся по индивидуально-личностным характеристикам, а именно по уровню тревожности и нейротизма. В первый кластер вошли респонденты с более высоким уровнем тревожности и нейротизма(18 человек), во второй кластер — с меньшей выраженностью тревожности и нейротизма (16 человек) (p<0,05). Различий в показателяхэмпатии и экстраверсии между выделенными кластерами не обнаружены. Было показано, что респонденты, вошедшие в разные кластеры, отличаются по профессиональным предпочтениям. Респонденты с более высоким уровнем тревожности и нейротизма предпочитают профессии «человек-человек», с меньшим-«человек-знак» и «человек-техника».
Таким образом, у77% обследуемой группы (участники фитнес клуба студии йоги и танцевальной студии) выявлен заниженный уровень эмпатии.Аналогичные результаты получены в следующих группах: врачи-терапевты, врачи-хирурги[2],студенты-психологи [6], студенты-военные психологи –[10], студенты университета, колледжей и профессиональных училищ [8].
Показано, что существуют связи различных каналов эмпатии – рационального, эмоционального и интуитивного с экстраверсией, а также нейротизмом, тревожностью и типом профессии – «человек-художественнный образ». Чем более общителен, импульсивен, инициативен человек, тем менее его интересуют другие люди. Это может свидетельствовать о том, что внешняя активность направлена на презентацию себя. С увеличением нейротизма и тревожности, увеличивается эмоциональная отзывчивость и способность входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими.С увеличением склонностик типу профессии«человек-художественныйобраз», увеличивается способность к интуитивному пониманию партнера.Респонденты с более высоким уровнем тревожности и нейротизма предпочитают профессии «человек-человек», с менее высоким- «человек-знак» и «человек-техника».
Список литературы:
- Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. – 2012. — № 8.
- Богачева О.Ю. Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов) // Психология и психотехника -2013.- № 2.- С. 196-202.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., 1996.
- Большунова Н.Я., Ульянов А.В.Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомокомплексов личности. Мир науки, культуры, образования, № 6 (49) 2014. С. 223-227.
- Былкина Т.Г. Пустобаева Е.И Суслякова К.В. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента психолого-педагогического направления.VII студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки» 2013, Москва. С.101-108.
- Гаврилова Т.П. Утверждение эмпатии // Журнал практического психолога. -2008. — № 5. – С. 204-217.
- Зюзя А.А., Бражникова А.Н. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. -№ 6, — С.12-16.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Изд.: Питер, 2013, 573 с.
- Кисилева Т.В. Психолого-педагогические условия развития профессионально-значимых качеств военных педагогов-психологов. Дисс. … канд. психол. наук. Курск. 2009.
- Кохут Х. Анализ самости. – М., 2003.
- Пашукова Т.И. Эмпатия как компонент общения // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, коллективах). М.6 Педагогика, 1979. – С.62-63.
- Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. – Минск. 2006.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961.[schema type=»book» name=»ЭМПАТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ» description=»В статье представлены результаты эмпирического исследования эмпатии и индивидуально-личностных особенностей у участников фитнес клуба. Выявлена связь эмпатии с экстраверсией, нейротизмом, личностной тревожностью и профессиональными предпочтениями.» author=»Шпагонова Наталия Григорьевна, Петрович Дарья Леонидовна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]