Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

За последнее десятилетие в нашей стране, произошел целый ряд политических экономических и социальных изменений, которые сильно повлияли и влияют на образ жизни граждан.  В частности, в области семейных отношений также произошли некоторые «сдвиги»: переосмысление некоторых функций семьи, ее уклада и динамики взаимоотношений. Однако, согласимся здесь с положениями структурного-функционализма,  по-прежнему,  основная задача семьи — воспроизводство и адаптация индивидов в общество — сохраняется и наоборот все более и более формирует напряжение вокруг проблемы репродукции, воспитания, эмоциональной поддержки и обучения детей [1; 6].

Семья создается на основе любви, но ведущие задачи, которые решаются в ходе ее (семьи) жизни связаны с решением целого ряда «бизнес- задач», большинство которых направлено на поддержание (выхаживание, выживание и поддержку) ребенка. Семья в большой своей части обусловлена потребностями ребенка, а жизнь ребенка обусловлена всей системой семейных отношений.

Так, первый опыт взаимоотношений с миром ребенок получает в семье. Родители выступают трансляторами опыта взаимодействия с окружающим людьми. Родитель выступает эталоном, образцом, знания о социальных нормах: что хорошо, а что плохо, где и как себя правильно вести и наоборот. Родители являются тем ориентиром, благодаря которому ребенок начнет выстраивать взаимоотношения с другими людьми [2].

Особые процессы становления и развития личности происходят в подростковом возрасте, который является важнейшим периодом еще и для подготовки к будущей семейной жизни. Становление зрелых  отношений определяет характер будущих взаимодействий, семейных взаимоотношений и является показателем социальной успешности,  личности.  Родительская семья в большей степени определяет  особенности формирования различных представлений о мире и себе, в том числе и об особенностях вступления в брак, о распределении семейных обязанностей, восприятии себя и других,  формировании тех или иных черт личности и ее смысложизненных ориентиров [4].

То есть актуальным является исследование вопросов влияния родителей на особенности общения детей с противоположным полом, формирование взглядов на дальнейшую  жизнь, психологическую готовность к вступлению в брак,  а также развитие представлений о будущем супруге, становление и развитие семейных взаимоотношений [3].

В ряду исследований проблематики семьи, семейных взаимоотношений  особое место занимает благополучие и психологическая безопасность ребенка. Психологическая безопасность ребенка  – такое состояние, когда личность переживает устойчивое  ощущение стабильности (возможность контроля или прогнозирования) в удовлетворении большинства своих жизненно важных потребностей. Психологическая безопасность  обеспечивает успешное  развитие ребенка. Это одно из главных условий психологического,  физического и нравственного его здоровья [7].

Психологическая безопасность во многом определяется  внутренним микроклиматом семьи, в которой растет ребенок, а так же взаимоотношениями между родителями и детьми.  Детско- родительские  взаимоотношения начинаются практически с самого рождения человека и проходят через всю его жизнь. На разных этапах развития человека  они соответственно претерпевают изменения и трансформируются [5].

 Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди, но на практике  не всегда так. Семья бывает часто раздираема спорами, конфликтами и противоречиями где встречаются обвинения, угрозы  и  нередко  доходит  и  до  применения физической силы то есть физического и психологического  насилия в отношении ребенка. Психологическое насилие —  это  воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх,  эмоциональную неуверенность в собственной значимости и неспособность защитить себя от этого.

Особенно в подростковом возрасте, когда усиливается само внутреннее напряжение растущей личности, семья должна поддержать подростка, который нередко оказывается в трудной, психологически  небезопасной  жизненной ситуации.

Но сама по себе семья не может становиться местом психологической защиты, спокойствия и теплоты. Всем этим семью наполняют взаимоотношения.   Дети разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта, «вселяемого» родителями. То есть главную роль в наполнении детско – родительских отношений выполняют родители, их опыт — установки ценностей и убеждений — во многом  будут формировать эмоциональный, психологический  климат в семье. Будет ли во взаимоотношениях правильным   употребление бранных слов родителями, оскорблений, крика, жесткой критики, постоянных «допросов» подростка о времяпровождении, проявления грубости по отношению к друзьям. Либо отношения будут наполнены поддержкой, любовью, теплыми словами,  воспитанием в подростки чувства ответственности, самостоятельности и управлением собственной  свободой.

Все это в равной степени будет влиять на психологическую безопасность подростка и прогнозирование им  будущего.  Только в одном случае – у подростка будет развиваться внутренняя пустота, ненужность, отчужденность расти ощущение тревоги и напряженность, а в другом случае он будет стремиться к построению отношении  гармоничных семейных отношений, желанию к  самоутверждению здоровой социальной конкурентности, личностному и профессиональному самоопределению, внутренней гармонии и построению счастливого будущего.

Таким образом, отношение родителей к подростку, особенности понимания трудностей и потребностей подростка, влияют на ощущение психологической безопасности личности.

Нами было проведено небольшое пилотажное исследование, направленное на изучение особенностей стиля родительского воспитания.

Выборка составила: 100 подростков из них 55 мальчиков и 45 девочек в возрасте 14-15 лет.

Диагностические методики: опросник С. Степанова «Стили родительского поведения» и методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин).

В итоге выявлено, что по мнению 37 % подростков их родители достаточно  авторитетны, то есть родители  поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей (методика С.Степанова). Авторитарный стиль воспитания используют 34% родителей в отношении своих детей, что проявляется в родительском  доминировании. Либеральный стиль воспитания 18% исследуемых семей, что проявляется в максимальным удовлетворением потребностей ребенка, потаканием его капризам и желаниям. Индифферентный стиль воспитания наблюдался у 8% исследуемых родителей снижен  интерес к детям. Примерно 3% исследованных не определились в доминирующем стиле.

Анализ результатов проведенного исследования по методике   «исследование родительских взаимоотношений» В.В. Столина  А.Я. Варги показал следующее:   23% выборки подростков считают, что родители их «отвергают», то есть воспринимают плохим, неприспособленным, неудачливы, неуспешным человеком. 14% (принятие) подростков считают, что родители принимают их, заботятся. 19%  (кооперация)  подростков уверены, что родители поощряют их инициативу и самостоятельность, ценят способности. 27% от всей выборки (симбиоз) подростков считают, что родители ощущают себя единым целым.  38% подростков, считают, что родители проявляют к ним авторитаризм, требуют послушания, безоговорочной и дисциплины, навязывает свою волю и не принимают точку зрения ребенка. 9%  от всей выборки подростков, считают, что их родители несколько инфантильны, не имеют четкой позиции в воспитании и в социальной адаптации в целом.

Таким образом, при всем разнообразии полученных результатов, мы видим, что большинство подростков так  или иначе ощущают доминирование и давление со стороны родителей. Способствует ли такой стиль родительского отношения формированию психологического благополучия личности подростка? Как в таких отношениях может быть сформирована самостоятельность или ответственность  подростка, когда вариативность поведения не приветствуется, а договоренности будут выполняться только в одном направлении: от родителя к ребенку  по типу «ты должен выполнить…»?

Ответы на эти вопросы — цель следующих исследований. Но уже сейчас важно отметить, что хотя социокультурные  изменения затрагивают многие области семейных отношений, собственно детско-родительские отношения ближе к традиционным: родитель предстает как ответственный и строгий воспитатель, а ребенок — объект и потребитель социальных установок.

Одновременно с этим мы должны понимать, что проблема роли семьи в формировании психологической безопасности будущего подрастающего поколения в настоящее время становится все более актуальной.  И во многом от взрослых, родителей и тех  взаимоотношений, которые они устанавливают и развивают, зависит, каким будет  это будущее для подростков — холодным, серым, агрессивным и невзрачным или, наоборот, личность сможет проявлять свою открытость, свободу, поддержку, доброту и любовь.

Литература

  1. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. — 1991. — N
  2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Карцева А.В. Модель семьи в условиях трансформации Российского общества // Социологические исследования. – 2003. — №7. С.92-99.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
  5. Ожигова Л.Н. Безопасность как базовая потребность личности в системе семейных отношений Личность и бытие: субъектный подход. V Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, с. 284-291.
  6. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М. 1996. — С. 494–526.
  7. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2002.[schema type=»book» name=»Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков» author=»Захарян Вачаган Вазгенович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found