Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания начального общего образования становится развитие творческих способностей учащихся начальных классов, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

В связи с этим следует подчеркнуть, что одним из видов мышления, характеризирующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию является творческое мышление. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.

Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет развитие творческой активности у младших школьников, ведь, решая неординарные задачи, ребенок ярко демонстрирует наблюдательность, память воображение, учится вести диалог, осваивает и развивает подражательные способности, стремится принимать оригинальные решения.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся начальных классов проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Анализ психолого-педагогической литературы последних лет позволяет утверждать, что вопрос формирования творческого мышления   находится под пристальным вниманием государства, ученых, учителей и родительской общественности.

Уровень изученности данной проблемы позволяет проследить и выделить ряд направлений, в рамках которых рассматривались различные аспекты этого вопроса. В основе многочисленных публикаций в области творческого мышления лежат работы таких ученых-теоретиков, как Н. Дружинина, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, Р. С. Немова, Г. К. Селевко, О. К. Тихомирова, Я. А. Пономарева, в которых большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. Особенности развития творческого мышления учащихся начальных классов раскрываются в исследованиях зарубежных педагогов и психологов, таких как, Дж. Гилфорд, С. Я. Рубинштейн, Е. П. Торренс, Р. Стернберг и др. Однако, проблема развития творческого мышления учащихся начальных классов еще недостаточна разработана. На практике же педагоги нуждаются в научно обоснованных рекомендациях, эффективных формах, методах и средствах развития творческого мышления учащихся начальных классов

Цель нашей работы — исследовать уровень развития творческого мышления учащихся начальных классов.

Для более эффективного развития творческого мышления мы определили первоначальный уровень развития младших школьников и составили программу психолого-педагогической диагностики уровня развития творческого мышления младших школьников.

Экспериментальной базой нашего исследования является  учащиеся вторых классов ИТЛ № 24 г. Нерюнгри.

Первичная диагностика проводилась  по тестам «Исключи слова», «Создай слова из одного слова», «Простые аналогии» и по тестам Торренса. Цель: определение первичного уровня развития творческого мышления младших школьников.

На основании материала «Исключи слова» проведено исследование аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у учащихся начальных классов, их умения выделять и строить обобщения понятий.

По результатам проведения методики были получены следующие результаты. Средний уровень показали 31 % (8 учащихся).  Уровень ниже среднего показали 27 % . При этом были выявлены и  учащиеся с низким уровнем. Они составили  19 % .

Уровень оценка гибкости творческого мышления исследовали с помощью методики «Создай слова из одного слова», по результату анализов которой получили следующие результаты: 66,3 % учащихся начальных классов  выявили норму  среднего уровня. Низкий уровень показали – 22 %.

По материалу тест-задания «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн). Анализ полученных данных позволил распределить учащихся начальных классов следующим образом: средний уровень показали 12 учащихся начальных классов. Ниже среднего уровня показали  20 % и к низкому уровню беглости и оригинальности мышления 16%.

Показатели вербальных тестов были перепроверены адаптированным невербальным тестом Торренса с целью исследования невербального творческого мышления учащихся начальных классов. По данной методике были получены данные: средний уровень выявили у 65,0 %. Данное исследование позволило сделать вывод, что беглость и гибкость у тестируемых детей находится на среднем уровне, оригинальность – на очень низком уровне.

По результатам диагностики можно говорить о том, что к 7-8 годам у учащихся начальных классов отмечается гибкость творческого мышления, выраженная не одинаково. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости повышения уровня творческого мышления младших школьников и выделить два направления работы. Во-первых, это направленность педагогической деятельности на развитие творчества и креативности, организация педагогического пространства (психологического и физического) согласно целям творческого развития детей. Во-вторых, это содержательное и технологическое обеспечение (программы, методы, средства, формы, процедуры, направленные на развитие творческого мышления).

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческого мышления младших школьников.

Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.

Список литературы:

  1. Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества // Вопросы психологии. – 1956. — № 3. – С. 5-11.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Петров В.М. Технологии творчества – ТРИЗ // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. – М.: 2003. – В. 1 (12). – С.18-19.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» description=»Статья посвящена развитию творческих способностей учащихся младших классов. Автор указывает на важность развития творческого мышления на всех этапах обучения, развития творческой активности у младших школьников, ведь, решая неординарные задачи, ребенок ярко демонстрирует наблюдательность, память, воображение, стремится принимать оригинальные решения. » author=»Проценко Анастасия Андреевна, Николаева Ирина Ильинична» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found