Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И БРАКУ КАК ПРИЗНАК ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И БРАКУ КАК ПРИЗНАК ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Трансформация семьи на современном этапе развития постиндустриального общества безжалостно приводит к снижению рождаемости в России. Статистика свидетельствует, что только 7% российских семей воспитывают по три ребенка и более, 28% – по два, 65% – по одному. Наряду с причинами экономического, политического, социального характера, проблема имеет и психологические корни, что приводит к изменению отношения молодежи в целом к семье и браку, и, в особенности, изменению роли женщины и ее отношения к системе ценностей «брак», «семья», «дети».

Одной из таких причин выступает расширение институтов социализации на этапе детства и изменение удельного веса традиционных социальных институтов в процессе интеграции ребенка в общество. Речь идет о глобальном влиянии на сознание детей виртуального Интернет-пространства и одновременном снижении роли школы и семьи как носителей определенных ценностей. Интернет предлагает ребенку неограниченный выбор моделей поведения и отношений, которые усвоившись на уровне знания, начинают реализовываться в критические периоды жизни (подросткового созревания, периода вступления в брак), становясь навыком. Поскольку культурные стереотипы воспитания девочки отличаются большими ограничениями (по сравнению с воспитанием мальчика), изменения в поведении девочки становятся более заметными и даже шокирующими.

Второй причиной выступает изменение форм самоутверждения девочки в процессе ее взросления: если раньше в качестве атрибутов взрослости использовалась косметика, то сегодня девочки, стремясь заявить о себе, выкладывают в Интернет ролики, где они агрессивно избивают кого-нибудь из одноклассниц. Возникает феномен женской агрессивности. Женщина всерьез претендует на мужские позиции, она стирает границы между собой и мужчиной, и мы наблюдаем общество «unisex».

Отсутствие ограничений в виртуальном Интернет-пространстве воспринимается как приглашение к снятию личных ограничений, расширению прав (но не обязанностей). Девочка-подросток приходит к пониманию права самой решать, кем быть и какой быть. Возникает «свобода от …» традиционных обязанностей, ролей, ценностей. Все чаще можно слышать слова «у меня есть своя жизнь», все больше в обществе ценится проявление «стервозности», умение интриговать, так называемая «толерантность», которая на деле выражается в терпимости к нарушению духовно-нравственных норм. Смешение половых ролей выражается в том, что в паре мужчина-женщина именно женщина становится активной, а феминизация мужчин толкает женщину выбирать себе мужчину иной более примитивной культуры, но с более выраженной маскулинностью.

Даже если девочка воспитывается в рамках традиционных ценностей, где одним из предназначений женщины является воспитание детей, она, тем не менее, должна жить и выживать в этом мире, с которым воспитание ребенка слабо увязывается. К сожалению, эта функция теперь отдана Интернету, приходящей няне, специалистам детских образовательных учреждений и пр.

Результатом такой социализации выступает появление адекватных времени типов направленности личности – «инфантильный» (редко) и «эгоцентрический» (часто) [1; 51-56]. Альтруизм, к сожалению, смещается в сторону проблем экологии, животного мира (появляются даже семьи, состоящие из человека и животного, где последний выполняет функциональную роль ребенка). Проявлять альтруизм по отношению к человеку не поощряется. Но ведь «…именно на уровне «альтруизма» возможно переживание вершинного духовного чувства – любви», в то время как «развитие личности по пути «Альтера», … движение от «Эго» к «Альтеру» есть борьба с грехом и преодоление последнего» [1; 45].

Хотели бы мы жить в мире, где отсутствует любовь?

На этом фоне последние социологические опросы молодежи демонстрируют угасание потребности, как отдельной личности, так и семьи в детях. Для проверки этой тенденции был проведен опрос среди молодежи от 18 до 23 лет (Рис.1). В опросе приняли участие 32 человека, 81% из них – женщины. Респондентам задавались такие вопросы:

Планируете ли вы в скором времени создать семью?

Сразу после создания семьи планируете ли вы детей? Почему?

Что для вас важнее карьера или дети?

Было выявлено, что само понятие «семья» положительно воспринимается молодыми людьми и ее создание есть в планах у всех опрошенных. Так, 55% респондентов хотят обзавестись семьей в ближайшие годы, 40% опрошенных планируют создавать семью лишь после 30 лет, а у 5% участников опроса уже есть семья (но детей нет).

Однако проблема рождения детей представлена в сознании респондентов не так позитивно: лишь 20% молодых людей планируют детей сразу после создания семьи, остальные 80% считают что «стоит пожить для себя, потом лишь заводить детей». Мало кто из молодежи готов жертвовать личным временем, усилиями, материальными ресурсами ради другого человека. При ответах не было указано в качестве причин, например, отсутствие материальных ресурсов или опыта. Напротив, на первом месте выступила потребность в личном комфорте. Налицо эгоцентрические установки.

Рисунок 1. Результаты опроса отношения молодежи к браку и семье.

При дальнейшем опросе выясняется наличие конфликта между «знаемым» и «желаемым», который разрешается не в пользу «знаемых» норм. Многие из опрошенных считают, что «дети это самое главное в жизни», но сами в своей будущей семье их не видят. Так, например, на вопрос: «Что для вас важнее карьера или дети?» – 65% респондентов ответили, что главное – это дети, 15% – карьера, остальные 20% респондентов затруднились с ответом. Очевидно молодые люди (20%) не определившиеся с ответом рефлексируют противоречивость своей позиции, поэтому после высказанного желания жить для себя, предпочли не называть в качестве главных ценностей рождение детей.

Изменение женской психологии сказывается не только на статистике рождаемости, оно меняет весь облик современного общества – наше общество становится женским: товары, услуги, культура рассчитаны на женщин.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект: рождаемость зависит от религиозной принадлежности. Известно, что численность народов, традиционно придерживающихся православия, сокращается быстрее, чем мусульман или буддистов, что также можно объяснить психологией женщины, так как ее положение, права и обязанности, особенности воспитания (например, в исламе) продолжают строго регулироваться культурными нормами.

Список литературы:

  1. Кондратьев С.В., Кондратьева О.В., Шишов С.Е. Основы православной педагогической психологии: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., професора С.Е.Шишова. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
  2. Малинецкий Г.Г. Будущее России. Вызовы и проекты. История. Демография. Наука. Оборона. — М.: Книжный дом «Либроком», 2013.
  3. Троицкий Е.С. Демографические проблемы России в обстановке кризиса и пути их решения. – М.: Издательство «Граница», 2009.[schema type=»book» name=»ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И БРАКУ КАК ПРИЗНАК ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» description=»В статье обращается внимание на ведущую роль женщины в трансформации семьи и брака в современной России. Проводится мысль о феминизации мужчин и маскулинизации женщин, что отражается на характере общественных процессов. » author=»Кондратьева Ольга Викторовна, Хнкоян Лусине Артушовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found