Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Федеральный государственный контроль качества образования как один из факторов повышения качества образования



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Федеральный государственный контроль качества образования как один из факторов повышения качества образования // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является построение общероссийской и региональных систем оценки качества образования, функционирующих для успешного управления образованием на основе объективных данных о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.

Центральным понятием  общероссийской и региональных систем оценки качества образования является качество образования.

 На сегодняшний день не существует единого и однозначного понятия «качество образования»,  так как определение понятия зависит от того, кто  его дает и каковы его взгляды на цели образования.

Мы  будем опираться на определение, которое дано в Федеральном  законе  от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Статья 2 данного закона содержит следующее определение  понятия «качество образования», это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам,  федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или  юридического лица, в интересах которого осуществляется  образовательная  деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1, с.6].

Таким образом, под качеством образования следует понимать соответствие полу­чаемого обучающимися образования определенному стандарту (эталону) (федеральному государственному образо­вательному стандарту), установленному государством.

Согласно статье 11   Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы  получения  образования и   формы обучения[1,с.17].

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3)вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня  образования, возможность формирования образовательных программ  различных уровня  сложности и направленности с учетом  образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4)  государственные гарантии уровня и качества образования  на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. [1,с.17].

Говоря об обеспечении государственных гарантий качества образования, имеется в виду осуществление  на государственном уровне федерального государственного контроля качества образования в рамках государственной регламентации образовательной деятельности. Осуществляя регулярно государственный контроль качества образования, государство, в лице уполномоченных органов, проверяет соблюдение образовательной организацией  требований, установленных государством, в данном случае, соблюдение требований федерального государственного образовательного стандарта.

Если быть  более точными, то в соответствии с  частью 2 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  под федеральным  государственным  контролем  качества образования  понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 настоящей статьи [1, с.123].

Учитывая понятие «федеральный государственный контроль качества образования», основными мероприятиями проверки качества образования являются:

экспертиза  основных образовательных программ образовательной организации на соответствие  требованиям федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня и направленности образования;

анализ документов и материалов, характеризующих качество подготовки обучающихся  по основным образовательным программам, на соответствие  требованиям федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня и направленности образования.

Результаты проверок качества образования отражают соответствие или несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, что позволяет руководителю образовательной организации своевременно вносить коррективы в образовательную деятельность  и влиять на качество образования.

Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов  результаты внутренней системы оценки качества образования, функционирующей в образовательной организации, и системы внешней оценки качества образования, проводимой независимыми общественными организациями, но, именно система мер, предусмотренных в отношении образовательной организации при выявлении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, позволяет действенно влиять на изменение качества образования.

Согласно части  9 статьи 93 Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки [1, с.125] .

Таким образом, система мер  по результатам  федерального государственного контроля качества образования является наиболее результативной и реально направлена на обеспечение государственных гарантий получения обучающимся качественного образования. В свою очередь, никакой другой контроль не может  представить   аналогичные или более действенные меры  по обеспечению образовательной организацией соответствующего качества образования.

Вместе с тем следует обратить внимание и на тот факт, что даже при наличии достаточно  серьёзной системы мер, применяемых по результатам государственного контроля качества образования, не всегда можно  достичь необходимого результата, в данном  случае —  повышение качества образования. Для того чтобы государственный контроль качества образования  был действительно эффективным, он должен  быть планомерным, объективным и компетентным.

Планомерность и объективность  осуществляемого государственного контроля обеспечиваются требованиями, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Тем более что в соответствии с  частью 4 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Что касается компетентности, то  здесь значительную роль играет кадровое обеспечение, то есть квалификация и компетентность  специалистов органов контроля и надзора в сфере образования. Именно компетентный контроль позволит:

 во-первых, предупредить появление несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам на основе анализа причин и условий выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;

во-вторых, помочь избежать ошибок (случающихся в творческой, инновационной работе), которые могут причинить вред, нанести ущерб, так как чем раньше будут выявлены отклонения от заданных параметров, проведены мероприятия по их устранению, тем легче будет достижение позитивных результатов;

в-третьих, верно принимать руководителю образовательной организации управленческие решения, вносить коррективы в организацию образовательной деятельности и достигать необходимого результата.

Вышеизложенное позволяет  говорить о том, что осуществление федерального государственного контроля качества образования уполномоченными органами  будет способствовать повышению качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:  // [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru (обращение 27.03.2015)[schema type=»book» name=»Федеральный государственный контроль качества образования как один из факторов повышения качества образования» author=»Ладнушкина Н.М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found