Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБРАЗ МИРА ПОДРОСТКА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБРАЗ МИРА ПОДРОСТКА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Исследование образа мира выходит за свои традиционные дисциплинарные границы, образуя новые системы научного познания, при этом в науке особое внимание уделяется ценностно-смысловой направленности развития и становления личности субъекта.

Общеизвестно, в процессе восприятия мира у ребенка формируется собственный образ мира, что является основой мотивации конкретных действий к организации жизнедеятельности его самоопределения. Так в процессе видения мира реализуется возможность осмысления себя в нем через познание его целостности. Причем, обобщенное восприятие мира позволяет увидеть объекты в их реальном бытии, в определенной особой взаимосвязи, обусловленной способностью мышления и формирования особого социального пространства, и выстроить систему отношений. Система выстраивания отношений подростка как субъекта с окружающим миром еще мало изучена, однако значение этой связи точно фиксируются в психологии, педагогике, так же как и ее роль в познании мира в целом.

Значительный вклад в разработку научно-теоретических и методологических основ по проблеме изучения как такового образа мира внесли ученые А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д. Смирнов, Ф.Е. Василюк, В.В. Петухов, А.В. Нарыжкин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, К. Юнг и мн. др. Анализ трудов авторов, показал, что под образом понимается форма существования человека и его ценностного отношения к окружающей действительности, а также возможность реального регулирования в процессе деятельности. Вместе с тем образ мира способствует осмысленному видению мира посредством выхода за его пределы.

Проблема образа мира связана с изучением особенностей восприятия человека для лучшего понимания себя и своих возможностей посредством объективной оценки себя в качестве субъекта развивающихся отношений в мире, что особо значимо для подросткового возраста. Ведь, в этом возрасте наблюдаются качественно новые преобразования в жизни человека, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, на основе самосознания он выстраивает отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. происходит его самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми [5]. Так, с одной стороны ребенок, с другой еще не совсем взрослый приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, стремится к более независимым отношениям с родителями. Тем самым упорядочивается система ценностей, а формирование отношения к себе, другим людям, обществу в целом зависит от того образа, который он создал внутри себя (его идеалы, представления, понятия, идеи, фантазии и т.п.).

Образ мира выстраивается не столько из субъективной оценки, а сколько из значений реальности в процессе познания связи предметного мира, что ведет к определению восприятия мира (А.Н. Леонтьев). Открывая для себя свой внутренний мир, свое «Я», выстраиваются его мировоззренческие взгляды с окружающими, происходит осознание своей индивидуальности в процессе рефлексии [3]. Зачастую подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания, которые кажутся ему уникальными, неповторимыми, свойственные, только ему одному. Поэтому он тщательно стремится охранять свой внутренний мир от посягательств других, первостепенно от взрослых. Сталкиваясь с реальностью он разрешает различные противоречия, посредством принятия себя как социальной так и индивидуальной функции, опираясь на свое внутреннее видение и мировоззрение.

Тождественными у вышеназванного ученого явлениями выступают понятие «образ мира» и понятие «картина мира», практически не разграничивая их. Исследователь утверждает, что картина мира, образ мира возникает тогда, когда мир воспринимается в целостности своих проявлений («когда свойства «завязываются узлом»), и восприятие пространства мира возникает с разных точек обзора, видения, т.е. с различных ракурсов одновременно.

У каждого субъектное видение того или иного образа мира зависит от культурно-исторической обусловленности его формирования (культура, язык, национальность, социум) и различия индивидуальных образов жизни (субъектно-ценностных, возрастных, бытовых и пр.). Не стоит забывать, перед подростком в переходный период его жизни стоит проблема выбора, которая зависит от идентичности, следуя Э. Эриксону. Здесь заново встают все пройденные критические моменты развития. И ребенок на данном этапе своей жизни, согласно трудам автора, решает все старые задачи более сознательно и уже с внутренней убежденностью осуществляет значимый выбор. Он дает следующие определения идентичности [6]:

– чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития, т.е. это субъективное переживание «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», приходит к выводу «Я тот же самый»;

– самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь как итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений «Я часть групповой общности»;

– идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации, опираясь на работы А. Маслоу и др.;

– итог согласования двух линий развития личности, а именно индивидуальной и социальной. Как гармония «Я-образа» и «Я, реализованного в социальной роли». Существенное значение приобретает подтверждение индивидуального варианта идентичности референтным окружением. Э. Эриксон утверждает, если идентичность подтверждается другими, она реальна и для самого индивида, так по отражению в зеркале мы можем узнать себя, и кем являются другие люди для нас;

– текущее переживание «Я-целостности», интегратор новообразований в самосознании.

Следовательно, «идентичность» подростка включает в себя открытие, нахождение и подчеркивание своего Я, самонахождение, самоизображение, самооценка, самонаблюдение, что непосредственно связано с восприятием образа мира, так познавая себя, он начинает лучше  понимать других.

Сам образ мира следует рассматривать в совокупности абстрактных и чувственных представлений, а также смыслов, символов. Проблему интересов, стремлений, влечений, подробно рассматривал Л.С. Выготский, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка».[2]. Он утверждал, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, т.к. в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. [2, с. 19]. Так разрушаются и отмирают старые интересы и в период созревания новой биологической основы, впоследствии развиваются новые интересы. К примеру, в начале фаза развития интересов осуществляется под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой им [2, с. 26]. Он описал несколько основных групп интересов (доминант) подростка:

–         «эгоцентрическая доминанта» характеризуется интересом к собственной личности;

–         «доминанта дали» предполагает установку на обширные, большие масштабы;

–         «доминанта усилия» выявляет тягу подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям;

–         «доминанта романтики» характеризуется стремлением к неизвестному и рискованному, к приключениям и героизму.

Развитие мышления, в трудах ученого, неотрывно связано с овладением процесса образования понятий, и ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности между ребенком и средой. Переход к мышлению в понятиях раскрывает перед подростком мир объективного общественного сознания, поэтому он начинает лучше понимать и самого себя, свой внутренний мир. А понимание окружающей его действительности и других [2, с. 62] приводит к формированию логического мышления и расширению мировоззрения. Он подчеркивает тесную связь между восприятием и логическим мышлением, как осмысленное восприятие. По его мнению, у ребенка интеллект есть функция памяти, у подростка память есть функция интеллекта. Так ребенок думает, припоминая, а подросток вспоминает, думая. Ребенок становится подростком тогда, когда переходит к внутренней психотехнике, которую он называет логической памятью или внутренней формой опосредованного запоминания [2, с. 132]. Это ведет к развитию воображения, следуя логике указанного исследователя. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии. При этом фантазия движется от наглядного образа через понятие к воображаемому образу и важной особенностью фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Фантазия подростка через интимную сферу переживаний зачастую скрывается от людей, становится исключительно субъективной формой мышления «для себя» [2, с. 217]. Он прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну» и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии. Однако «именно в фантазиях подросток впервые нащупывает свой жизненный план» и «творчески приближается к его построению и осуществлению» [2, с. 218]. Основываясь на самосознании, он осуществляет переход к овладению внутренней регулировкой психических процессов, рефлексии.

Становление личности напрямую связано с осознанием себя как личности, т.е. знание человека о самом себе, а также осознание себя в системе общественных отношений. Образ мира не является перцептивной картиной, а содержит в себе относительно стабильное смысловое образование, что дает человеку представление о мире и месте в нем.

Рассмотрим ключевые идеи А.Н. Леонтьева введенные им в научный оборот категории «образ мира» [3]:

–         образ мира опосредует взаимодействие субъекта с реальностью, которую субъект использует в освоении мира;

–         образ мира представляет собой некоторое относительно устойчивое представление о реальности, имеющее прошлый опыт (традиции, обычаи) и интенции, направленные в будущее;

–         образ мира отличает целостность восприятий, как реальность конструируется сознанием, оценивается, воспринимается и переживается субъектом;

–         сущностная характеристика образа мира проявляется как исторически последовательное разворачивание его во времени и одновременно как сосуществование в пространстве множества культурных миров;

–         образ мира есть способ адаптации к окружающему миру и стремление к созданию своего собственного мира.

Идеи А.Н. Леонтьева продолжили свое развитие в научных исследованиях С.Д. Смирнова, Ф.Е. Василюка, В.В. Петухова и др. Изложено следующее, о первичности образа мира по отношению к отдельным чувственным восприятиям (С.Д. Смирнов); в «восприятии целое предшествует своей части» и «не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека» [4, с. 23]. Автор, соглашаясь с А.Н. Леонтьевым, связывает понятия «образ мира» и «картина мира», рассматривая образ мира как системообразующий элемент картины мира.

Интересна для нас позиция Ф.Е. Василюка. Для него образ мира базировался на эмоциональной компоненте, а конкретнее, учитывались особенности переживания субъектом обстоятельств реальности и себя, своего места и роли в этих обстоятельствах. Причем, ученый наделяет принципиальным свойством образа непосредственно субъективность: в своем поведении индивид исходит не столько из «объективных» особенностей реальной ситуации, сколько из собственного восприятия последней. Так эмоционально-ценностный компонент образа мира приобретает особую значимость как фактора, детерминирующего поведение субъекта в зависимости от способов восприятия им мира, с которым он строит свое взаимодействие [1, с. 117]. Следовательно, в основе мировосприятия субъектом образа мира лежит эмоциональная сфера и ценностные смыслы.

Очевидно, что в созидании подростка как субъекта становится важным общезначимость, всеобщность деятельных актов, осуществляемых при развитии особых систем отношений взаимодействия индивидов, реализующих в них свою субъектную позицию и выступающих в них в качестве реальных субъектов как носителей мышления, воображения, самой проективной и созидаемой деятельности. И в этой деятельности, созидающей новый мир и развертывающиеся в ней отношения, наделяются смыслами. Так мир, создается человеком, его деятельностью как субъекта действия, а мир, в свою очередь, предъявляет требования и одновременно перспективы субъектной реализации.

Продолжая мысль, отметим:

–         образ мира имеет субъективную природу;

–     образ мира содержит в себе глубинные слои психики, которые несут информацию, накопленную предшествующими поколениями (архетип по К. Юнгу);

–         образ мира – это единство внутреннего и внешнего пространств – мира и человека (по В.Н. Топорову).

Подросток, выступая как активно действующий субъект, и в своем индивидном становлении и развитии он не только реализует свои возможности, способности, но и сохраняет, воспроизводит культурно-исторические приобретения, достижения, особенности, которые он как бы присваивает в своем осуществлении. Таким образом, именно возникновение определенных закономерностей функционирования деятельности и психики, деятельности и сознания, их развития во взаимосвязи и взаимообусловленности и т.д. и их взаимодействие обусловливают ценностное восприятие образа мира.

Исследуемая проблема показала широту научных воззрений при ее подробном изучении. И следует отметить, ценностное восприятие образа мира зависит от субъектности растущего человека, что позволяет ему проектировать свою будущую деятельность, предвидеть возможные события с учетом ценностно-смысловых ориентиров и их значений.

Список литературы:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. Т.4. – 432 с.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т.II. М. : Педагогика, 1983.
  4. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1981. № 2.
  5. Таньчева И.В. Самоопределение подростка в процессе творчества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №3 (25). – С. 145-147.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс. 1996. – 197 с.[schema type=»book» name=»ОБРАЗ МИРА ПОДРОСТКА» author=»Таньчева Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found