В связи с гуманизацией образовательного процесса в системе современного школьного образования ощущается необходимость в поиске новых подходов к обучению иностранным языкам, направленных на создание благоприятных условий для выявления и развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.
Анализ нормативных документов свидетельствует о том, что современные рабочие программы по иностранному языку в рамках единого образовательного стандарта реализуют уровневую и профильную дифференциацию, которая предлагает различать учащихся по уровню языковой подготовки, возрастным характеристикам, объемам программы и профильной направленности. Как показывает практика, комплекс приемов и способов обучения сводится лишь к делению учебной группы на «сильных», «средних» и «слабых» с учетом их способностей к усвоению языкового материала, что видится недостаточным для развития личности каждого учащегося.
В этой связи в последние годы в отечественной (В.Ф. Аитов, Л.М.Городецкая, М.А. Чошанов) и зарубежной методике (М.Кристисон, Г.Пухта, Р.Снайдер, Дж.Ричард) активно рассматривается многосенсорный подход, в основе которого лежит теория «множественного интеллекта», описанная в 1983 году американским психологом Ховардом Гарднером [4].
Основополагающая идея данной теории заключается в том, что интеллект имеет различные каналы восприятия и его развитие обусловлено культурными особенностями или социальной средой. Учёный Х. Гарднер отмечает, что традиционные тесты АйКъю измеряют лишь логику и язык, но мозг имеет другие не менее важные виды интеллекта и выделяет девять самостоятельных интеллектуальных способностей: логико-математическую, лингвистическую, пространственную, музыкальную, телесно-кинестетическую, межличностную, личностную, натуралистическую и экзистенциальную.
Логико-математический интеллект активизирует логическое мышление, позволяет легко справляться в работе с числами, устанавливать причинно-следственные связи.
Лингвистический интеллект характеризуется искусным владением устной и письменной речью для выражения своих чувств, эмоций и описания окружающего мира.
Пространственный интеллект напрямую связан с визуальной памятью и способностью создавать и управлять мыслительными образами.
Музыкальный интеллект предполагает развитый музыкальный слух, чувство ритма и тональности, способность распознавать и запоминать мелодию.
Телесно-кинестетический интеллект определяет способность чувствовать своё тело, хорошо ориентироваться во времени и пространстве.
Межличностный интеллект проявляется во взаимодействии с другими людьми, способности понимать их настроение и мотивацию.
Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях.
Натуралистический интеллект выражается в уединении с природой и склонности к пониманию представителей флоры и фауны.
Экзистенциальный интеллект подразумевает стремление к изучению важнейших аспектов, касающихся человеческой сущности, и борьбу с глубочайшими вопросами бытия.
Наиболее выраженный многосенсорный канал и будет влиять на индивидуальные интеллектуальные и психологические особенности человека.
Вместе с описанием девяти типов интеллекта и их теоретическими основами можно выделить следующие особенности рассматриваемой теории [2, c.15]:
- каждый человек обладает всеми девятью типами интеллекта с различным уровнем функционирования;
- все перечисленные интеллектуальные способности могут развиваться в процессе обучения до адекватного уровня компетентности;
- типы интеллекта всегда взаимодействуют друг с другом, обусловливая целостность процесса функционирования;
- не существует общепризнанных стандартов, необходимых для того, чтобы считаться умным, исследователи теории «множественного интеллекта» утверждают, что каждый человек уникален и интеллектуально развит по-своему.
На сегодняшний день основы теории «множественного интеллекта» позволили сформировать новый подход в методике обучения иностранным языкам. Реализация многосенсорного подхода в процессе обучения даёт возможность учитывать интересы и способности каждого учащегося, создавая условия для стимулирования его интеллектуальной деятельности.
В этом смысле иностранный язык прекрасно подходит для реализации многосенсорного подхода, так как данная учебная дисциплина не ограничена только лингвистическим компонентом, а охватывает все аспекты коммуникации и может интегрировать в другие предметные области (музыка, математика, естествознание и т.д.). Кроме того, изучение иностранного языка напрямую затрагивает все сенсорные каналы восприятия. Все вышесказанное позволяет заключить, что многоаспектность и многофункциональность языка создают благоприятные условия для реализации многосенсорного подхода в процессе обучения.
В процессе обучения иностранному языку многосенсорный подход может быть использован для осознания и оценки учащимися своих интеллектуальных способностей; для исследования учителем индивидуальных интересов учащихся; для использования разнообразных форм урочной работы и внеурочной деятельности, позволяя каждому ученику продемонстрировать свои знания; для проектирования занятий, направленных на удовлетворение потребностей учащихся [3].
Преимущества использования многосенсорного подхода в обучении иностранным языкам заключаются в новых возможностях организации учебного процесса. Отбор учебного материала осуществляется с учетом потребностей и особенностей учащихся, позволяя каждому ученику успешно справляться с предложенными заданиями, что в свою очередь имеет огромное значение для развития мотивации. Выполнение заданий, нацеленных на разные типы восприятия и мышления, делает дальнейшее обучение более эффективным, основывая его на сильных сторонах каждого учащегося и развивая при этом слабые.
Развитие каждого из названных типов интеллекта в процессе обучения иностранным языкам предполагает использование соответствующих способов и форм организации учебной деятельности. Следуя принципам многосенсорного подхода, можно использовать различные виды упражнений и заданий, которые будут соответствовать интеллектуальным способностям каждого ученика.
Традиционно логико-математическое мышление связывают с математикой и естественными науками, однако его компоненты могут быть активно задействованы при обучении иностранному языку. Развитию логико-математических способностей будут способствовать задания, основанные на логическом выборе или принятии решения, тексты с проблемным содержанием, проектная деятельность. Презентация нового учебного материала строится на систематизации и классификации лексических единиц, а грамматические правила представлены в виде формул.
На сегодняшний день для эффективного развития лингвистических способностей учащимся предлагаются различные коммуникативные упражнения, нацеленные на формирование смыслового восприятия и порождение высказываний в устной и письменной формах.
Учащиеся с развитым пространственным интеллектом воспринимают предметы детально — их форму, линии, расположение в пространстве, цвет. На занятии по иностранному языку могут быть использованы графики, картинки, рисунки, слайды, плакаты, мультимедийные презентации или видео, упражнения, требующие рисования и заполнения схем.
Для лучшего усвоения языкового материала и поддержания интереса к изучению иностранного языка у учащихся с развитыми музыкальными способностями необходимо включение в учебный процесс музыкального компонента. Использование фоновой музыки во время занятия для методики обучения явление не новое. В суггестопедии, например, учитель использует фоновую классическую музыку как сопровождение к уроку для оптимизации и интенсификации процесса обучения. Способность чувствовать ритм, высоту тона и мелодии оказывает положительное влияние на изучение английского языка.
Учащимся с телесно-кинестетическим интеллектом наиболее интересными представляются задания, предполагающие физическую активность. Ярким примером организации учебного процесса в обучении иностранному языку является метод опоры на физические действия, предложенный американским профессором Дж.Ашером в 1967 году и основанный «на положении психологии о координации речи и физических действий, которые её сопровождают» [1, c.92].
Задания для учащихся с развитым межличностным интеллектом предполагают использование парных, групповых и коллективных организационных форм. Работая в группе, учащиеся могут проявить способность понимать настроения, чувства, мотивы и намерения другого человека, тем самым обмениваясь новыми знаниями в процессе совместной познавательной деятельности. Примером организации такого учебного процесса могут быть кооперативное обучение, проблемное обучение, метод проектов или обучение в сотрудничестве.
Развитие личностного интеллекта позволяет учащемуся лучше понимать внутренние аспекты своей личности и выбирать наилучший способ самостоятельного овладения иностранным языком. В процессе обучения иностранному языку учащимся могут быть предложены задания, способствующие развитию самостоятельности, автономии и ответственности, например, составление портфолио, ведение дневника, использование листов для самооценки.
Развитие натуралистического интеллекта могут стимулировать задания, тематика которых связана с окружающим миром. Например, проекты на тему охраны окружающей среды позволят повысить интерес к занятию, тем самым развить мотивацию к самому изучению иностранного языка.
Экзистенциальный интеллект был официально представлен исследователем Х.Гарднером спустя десятилетие после описания предыдущих восьми типов интеллекта. До сих пор данный вид не стал общепризнанным, однако, это не исключает его возможности существования. Учащимся с экзистенциальным интеллектом необходимо предоставлять выбор форм работы. Предпочтительными будут те задания, которые позволят учащимся выразить себя, а не просто запомнить факты, языковой материал. У таких учащихся есть свои собственные цели, и они часто мотивированы, чтобы следовать своим собственным внутренним убеждениям.
Реализуя многосенсорный подход при обучении иностранному языку, преподаватель создает условия для развития интеллектуальных способностей каждого учащегося, комбинируя задания и различные формы работы, которые могут быть разными: коллективная, групповая, парная или индивидуальная работа; зонирование класса по основным типам интеллектуальных способностей при выполнении проектов; использование многосенсорного подхода в обучении иностранному языку во внеурочной деятельности по специально разработанной программе.
Таким образом, применение многосенсорного подхода в обучении иностранному языку создает благоприятные психолого-педагогические условия для организации учебного процесса, в котором каждый ученик отличается своей уникальностью. Учет всех вышеперечисленных типов интеллекта, позволяет каждому учащемуся проявить индивидуальные способности в изучении иностранного языка, делая его активным участником учебного процесса.
Список литературы:
- Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – М: Дрофа, 2008. – 431 с.
- Armstrong T. Multiple Intelligences in the Classroom. Third edition. – Association for Supervision & Curriculum Deve, 2009. — 246 p.
- Christison M., Kennedy D. Multiple Intelligences: Theory and Practice in Adult ESL. ERIC Digest. [сайт] URL: https://www.ericdigests.org/2001-1/multiple.html (дата обращения: 15.03.2016).
- Gardner H. Frames of mind: The theory of the multiple intelligences. Third edition. — New York: Basic Books, 2011. – 528 p.[schema type=»book» name=»ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОСЕНСОРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.» description=»Статья посвящена использованию многосенсорного подхода в обучении иностранным языкам. В работе описана теория «множественного интеллекта», которая лежит в основе многосенсорного подхода, определены девять интеллектуальных способностей, рассмотрена сущность многосенсорного подхода, изложены его основные положения и преимущества, показана необходимость применения данного подхода в обучении иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях. » author=»Фёдорова Наталья Петровна, Трубицина Ольга Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]