Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В настоящее время в связи с обновлением всех направлений дошкольного и начального общего образования происходят значительные изменения в содержании физкультурно-оздоровительной работы с детьми, что в свою очередь требует совершенствования качества подготовки будущих специалистов к предстоящей профессиональной деятельности. Обозначим наиболее важные направления.

В системе физкультурного образования заметно усилился процесс реорганизации подготовки специалистов в сфере физической культуры.  Изменяется структура и спектр специальностей, появляются альтернативные образовательные учреждения. Следовательно,  вузовской системе образования требуется гибкая ориентация на подготовку специалистов, востребованных в развивающейся системе образования. В условиях перехода на стандарты третьего поколения повышаются требования, предъявляемые обществом к соответствующему кадровому составу, к уровню его профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования личности. Нормативной основой данных преобразований являются: Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», и др.

«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предлагает пути и механизмы развития массового спорта среди различных социально-демографических групп населения (начиная с дошкольников и заканчивая взрослым населением), а также развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва. В данном документе подчёркивается, что вся работа по физическому воспитанию и развитию спорта среди дошкольников, школьников и студентов должна осуществляться с учетом реальных потребностей, занятия должны быть интересными обучающимся. Организационная работа по проведению занятий и ее содержание должны основываться и осуществляться на научной основе, учитывать новые, эффективные формы, методы и средства проведения занятий, с учётом возможностей, спортивной подготовки обучающихся. Результатом успешной работы будет формирование устойчивого интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельных, ведении здорового образа жизни не только во время обучения, но и в последующей жизнедеятельности. Подчеркивается необходимость качественной подготовки кадров и эффективного повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта. Предлагается увеличить количество специалистов данной сферы за счёт привлечения к работе волонтеров, создания спортивных клубов, формирования устойчивого интереса к ведению здорового образа жизни.

 В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» [5] выделен ряд проблем, которые влияют на развитие физической культуры и спорта и возможные пути их решения. Обозначим наиболее значимые проблемы: недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой; недостаточное количество профессиональных тренерских кадров; отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. Данные документы определяют основные задачи и ориентиры профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре с учётом ценностно-мотивационного отношения к предстоящей деятельности.

 Уместно подчеркнуть основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, выделенные в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 2010 г. Перечислим некоторые из них:

обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, как необходимого условия развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам [6].

Таким образом, содержание вышеперечисленных документов является нормативной основой исследования качественной подготовки кадров и эффективного повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта в условиях непрерывности и преемственности физического воспитания подрастающего поколения.

Концепция непрерывного образования определяет единую линию общего развития ребёнка, организуя школьный учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, полученное детьми в дошкольном учреждении. В новом законе РФ об образовании 2013 года  (Закон об образовании 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование представлено как отдельный сегмент, первый уровень общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование). Выделены уровни  профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации). Согласимся, что такой подход к реализации единой линии развития человека на разных этапах образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Ступени образования представлены не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит каждой последующей образовательной ступени опираться на развитие ребенка, получаемое ранее в учреждении.

С выходом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. ФГОС дошкольного образования предполагает реализацию ведущих направлений (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), которые обеспечивают социальную успешность детей за счёт формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранения и укрепления здоровья. Одним из ведущих направлений является «Физическое развитие», которое формирует у дошкольников интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; обогащает двигательный опыт детей.

Подчеркнём значимость документов, содержание которых ориентирует на физкультурно-оздоровительную работу с учётом сохранения, укрепления и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей [Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников].

Важно обратить внимание на усиление практико-ориентированной направленности содержания профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организациях и школы. Следует подчеркнуть  эффект взаимовлияния отдельных дисциплин на формирование ключевых  профессиональных компетенций данных специалистов. Взаимосвязь  дисциплин  «Теория и методика физического воспитания и развития детей», «Физкультурная деятельность детей в непрерывном образовании»,  и практических спецкурсов «Основные движения и подвижные игры», «Общеразвивающие упражнения физкультурной деятельности дошкольников», «Методика обучения спортивным играм», «Акробатика в ДОУ», «Практикум по образовательной области «Физическая культура» и др., усиливает практико-ориентированную направленность соответствующего образования. Кроме того, организация лабораторных занятий на базе  дошкольных образовательных организаций и школы способствует более качественной подготовке специалистов, где студенты применяют профессионально-практические умения в работе с детьми, активно занимаются  научно-исследовательской деятельностью.

 Реализация непрерывного образования требует обеспечение преемственности в физическом воспитании подрастающего поколения. Именно принцип преемственности в  физкультурной деятельности детей играет значительную роль в развитии физических качеств, последовательном обучении технике основных движений, сохранении и стимулировании здоровья [2]. В связи с этим, следует систематизировать  работу специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организаций (ДОО) и учителей физической культуры начальной школы. Данная работа  позволит учителям физической культуры начальной школы планировать физкультурную деятельность детей с учётом индивидуальных показателей физической готовности детей к школе. Таким образом, важно осуществлять профессиональную подготовку студентов в условиях непрерывной физкультурной деятельности детей.

Подготовка инструкторов по физической культуре в ДОО и учителей физической культуры ориентирована на работу со здоровыми детьми. Однако в последнее время увеличивается количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Более 20% детей, выпускников ДОО, имеют дефицит массы тела, 50% – хронически больные. Контингент детей, поступающих в школу с первой группой здоровья, составляет 10%. Причинами резкого ухудшения здоровья будущих первоклассников являются снижение двигательной активности, увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе [1]. Таким образом, возрастает потребность реализации технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения [3]. В ходе подготовки инструкторов по физической культуре в ДОО и учителей физической культуры важно использовать специальные курсы «Психогимнастика», «Когнитивное развитие дошкольников средствами физической культуры»,  «Теории и технологии физического развития детей с ОВЗ», «Практикум по здоровьесберегающим технологиям» и др.

В итоге, перспективы подготовки специалистов по физической культуре к реализации физкультурной деятельности детей в непрерывном образовании могут быть связаны:

— с развитием у студентов ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности в условиях непрерывного образования;

— с активизацией научно-исследовательской деятельности студентов;

— с развитием ключевых компетенций у будущих специалистов (социальной, коммуникативной, социально-информационной, когнитивной, специальной), востребованных в развивающейся системе физкультурного образования;

— с использованием современных здоровьесберегающих технологий, в том числе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей с ОВЗ;

— с использованием документов, касающихся качественной подготовки кадров и эффективного повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта в условиях непрерывности и преемственности физического воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Ильина, Г.В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе: кол. монография — Красноярск, 2014.-С. 88-108
  2. Ильина, Г.В. Реализация преемственности в развитии физических качеств детей: монография — Германия, 2014. — 404 с.
  3. Ильина, Г.В. Формирование готовности студентов к реализации непрерывной физкультурной деятельности детей. Магнитогорск: МаГУ, 2014. — 227 с.
  4. Ильина, Г.В. Физкультурная деятельность детей в непрерывном образовании: учебно-методический комплекс / Г.В. Ильина. – Магнитогорск: МаГУ, – 115 с.
  5. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» (с учётом изменений от 11 января 2006 г. №7 Постановление Правительства РФ от 21.12.2010 № 1078).
  6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». – М., 2010.[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ» author=»Ильина Галина Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found