Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Понятие «социальные практики» является универсальным, позволяющим многомерно представить проблему идентификации личности, ее взаимодействия с другими членами общества. В этой связи оно востребовано во многих технологических решениях компетентностного подхода (Н. Ю. Перезвонникова).

Практика реализуется посредствам различных форм практической деятельности индивидов: производство материальных благ (труд), а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений и т.п. Под практикой, прежде всего, понимается совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества на протяжении его исторического развития. Современная практика представляет собой результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой, обществом и друг с другом в процессе материального и духовного производства [11].

Для более детального понимания понятия «практика» следует рассмотреть данное понятие в парадигме исторического развития и эволюционирования. Рассмотрение и изучение понятия «практика», как и большинство философских понятий, начинается в эпоху античности. В античной философии можно выделить два противоположных подхода и две модели понимания практики: 1) телеологическая модель (Аристотель) и 2) эстетически-онтологическая модель (Платон, неоплатонизм) [8]. Аристотель вводит в философию понятие «праксис» (praxis). У Аристотеля праксис понимается как «действование, действие», другими словами, «праксис» входит в область рассмотрения науки о деятельности, связанной со свободным выбором совершаемым человеком, ответственным за свои поступки. Помимо этого, Аристотель использует такие понятия как «пойесис» — творчество, прежде всего применимое в искусстве, «теория» – теоретическое созерцание, умозрение. Аристотель понимает практику по-своему, в более узком смысле [1, с. 108-119.]. Для Аристотеля практика – это стремление к осуществлению цели.

В своей эстетически-онтологической модели Платон обращается к практике при анализе структуру социального общества. Основываясь на трех функциях государства, Платон выделил три слоя (касты) общества, выполняющие определенные функции в обществе. Также Платон выделяет три способности души. Все это коррелирует с тремя видами человеческой деятельности. Принципом осуществления деятельности у Платона является сосредоточение человека на одном предмете [8].

Представители стоицизма рассматривали практику как элемент подражания природе, свободной воле и добродетелью. В эпоху античности к практике подходили как к квинтэссенции нравственных, познавательных и эстетических характеристик, как к поступку ориентированному на благо, в основе которого лежит благая мысль [там же].

Стоит отметить, что понятие практики, используемое в современной науке, с философской точки зрения сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума, которое рассматривалось со стороны практических функций, другими словами практического разума.

В эпоху средневековья под влиянием теологических воззрений практика рассматривалась как деятельность, причащающая человека к божественной реальности. В труде и практике христианство видит путь религиозного воспитания и достижения Бога. «Практика в христианстве – прежде всего практика ритуала, литургии, аскезы и деятельности, реализующей религиозные ценности и направленной на спасение души и на достижение ее бессмертия» [там же]. Действие рассматривается как благое и нравственное усилие.

Во всей философии Нового времени в качестве подлинной формы деятельности рассматривается мыслительная деятельность. С развитием науки в эпоху нового времени практика стала рассматриваться как инструмент господства над природой, ее укрощения и власти над ней. Бэкон рассматривает практику как залог истины, а не из-за жизненных благ, которые с ней связаны [2, с. 74]. Философия должна оперироваться на практику, и в ней должно говориться «о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике» [2, с. 79]. В своих трудах Декарт делал ставку на метод дедуктивного рассуждения. Практика рассматривалась как производное от истинного метода рассуждения [3, с. 482]. Спиноза трактует мышление как способ действия мыслящего тела, как универсальную способность действия [9, с. 77]. Дж. Локк понимает практику как нравственный поступок [6, с. 694].

Следующим этапом на пути рассмотрения понятия «практика» стала философия марксизма. Введение практики в теорию познания рассматривалась К. Марксом и Ф. Энгельсом как революционный переворот в философии, который они, по своему мнению, осуществили, сделав практику критерием истинного знания. В ранних философских работах К. Маркс подвергает тщательному анализу категорию «отчуждения», послужившей основанием различения практик. Маркс выделяет два подхода к рассмотрению практики: практика как праксис и как обобщающая категория, обозначающая все материальные виды человеческой деятельности. В своей работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс пишет о том, что «в практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [7, с. 275]. Практика является неотъемлемой частью деятельности и критерием истинности. Практическая деятельность раскрывает естественную неотделимую сущность человека.

Стоит отметить, что в отечественной трактовке идей марксизма практика понимается как обобщенная категория, в более широком смысле: «движущая сила развития человеческого общества в целом» [4, с. 3], что затрудняет понимание практики как уникального явления и процесса.

А.А. Дьяков, основываясь на работах К. Маркса, выделяет два уровня к концептуализации понятия «практика»: личностно-экзистенциональный уровень и социально-методологический (тотальный) уровень [5, с. 208-213].

Одним из важнейших моментов при изучении понятия «практика» является рассмотрение теории практик. В 1972 году французский социолог Пьер Бурдье опубликовал свою работу «Набросок теории практик», а годом позже американский антрополог и социолог Клиффорд Гирц выпустил свою книгу «Интерпретация культур», в которой заметны глобальные изменения, происходившие в американской антропологии того времени — начинается отход от работ в рамках глобальных теоретических схем в пользу разнообразных практических исследований. Однако понятие «практика» и его содержательное исследование представлялось неизвестным для науки. На первых этапах исследования сам термин выполнял символическую функцию.

Практика обладает собственной структурой и включает в себя следующие элементы:

  • потребность;
  • цель;
  • мотив;
  • целесообразная деятельность;
  • предмет, к которому направлена деятельность;
  • средства достижения цели;
  • результат деятельности [10].

Практика существует во множестве форм, которые сопоставимы с различными формами человеческой деятельности. Ученые выделяют следующие формы: экономическая, политическая, социальная, духовная, научная и т.д.

Основываясь на вышесказанном, мы пришли к выводу, что практика представляет собой универсальное, многогранное понятие, существующая во всех сферах деятельности человека и его взаимоотношений с социумом. Практика это, прежде всего, преобразующая деятельность, обладающая собственной структурой и существующая в различных формах человеческой деятельности.

Список литературы:

  1. Аристотель. Этика. СПб., 1908, кн. Х, гл. 10.
  2. Бэкон Ф. Соч., т. 2. М., 1978,
  3. Декарт Р. Соч., т. 2. М., 1994,
  4. Гречко П.К. Практика человека: опыт философско-методологического анализа. М., 1988. 3с.
  5. Дьяков А.А. // Практики как предмет социально-философского дискурса / Вестник ПАГС. 2011, 208-213 с.
  6. Локк Дж. Избр. филос. произв., т. 1. М., 1960, с. 694
  7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М., 2010. 385 с.
  8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. —2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  9. Спиноза Б. Этика. М.–Л., 1932, с. 77
  10. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. — Х.: ИздBво НФаУ: Золотые страницы, 2002. — 364 с.
  11. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983[schema type=»book» name=»ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» description=»Статья посвящена рассмотрению понятия практики в контексте исторического развития. Начиная с античного мира и заканчивая новым временем. Кроме того, автором рассматривается структура практики и ее элементы.» author=»Плотникова Наталья Михайловна» publisher=»практика, структура практики.» pubdate=»2017-05-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2017_04(37)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found