Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения, осуществляемая различными субъектами, учреждениями, социальными институтами, несет в себе черты социального взаимодействия и партнерства.

Для организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения мы использовали метод моделирования с целью разработки ее модели на основе деятельностно-аксиологического подхода [7].

В современной педагогике выделяется множество различных подходов: аксиологический, деятельностный, комплексный, личностно-ориентированный, гуманистический, системный и др. Многие из представленных подходов нашли подтверждение своей эффективности в практической деятельности [6]. В контексте нашего исследования, для организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения, считаем необходимым дать обоснование деятельностно-аксиологическому подходу, который, по мнению Е.В. Киприяновой, позволит обеспечить интегративное содержательное, процессуальное единство деятельностной направленности и ценностной ориентированности образования [4, 5].

Опираясь на определение, предложенное Е.В. Киприяновой, мы рассматриваем деятельностно-аксиологический подход как методологический принцип, реализация которого позволяет формировать ценности здоровья и здорового образа жизни в процессе индивидуальной и групповой деятельности субъектов образовательного процесса.

На основе деятельностно-аксиологического подхода, нами была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения, которая состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающая цель физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения через последовательное решение ее задач. При построении модели мы опирались на общий принцип организации физкультурно-оздоровительной деятельности, предполагающий более частные принципы целостного педагогического процесса, реализуемые при использовании деятельностно-аксиологического подхода.

Целевой блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности:

Целевой блок модели включает: совокупность целей и задач, направленных на упорядочение всего спектра влияний (физических, природных, психолого-педагогических, социальных) на обучающегося; принципов (сотрудничества, природосообразности, культуросообразности, ориентации на ценностные отношения, субъектности, моделирования взаимодействия, оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости).

Цель модели: осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.

Задачи модели:

  • скоординировать усилия субъектов образовательного процесса при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • согласовать процедуры физкультурно-оздоровительной деятельности и правила ее организации;
  • согласовать взаимодействие социальных партнеров;
  • обеспечить оказание помощи и поддержки субъектам образовательного процесса пропедевтические и по запросу.

 

Рис 1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения на основе деятельностно-аксиологического подхода

 

Организация физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения на основе деятельностно-аксиологического подхода находит свое практическое выражение в определенных выше принципах модели:

  • принцип гуманистической направленности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип субъектности;
  • принцип моделирования взаимодействия;
  • принцип природосообразности;
  • принцип оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости;
  • принцип ориентации на ценностные отношения;
  • принцип преемственности, последовательности и систематичности;
  • принцип сознательности и активности обучающихся;
  • принцип сотрудничества.

Перечисленные цель, задачи и принципы физкультурно-оздоровительной деятельности реализуются в образовательном учреждении через определенное содержание и направление деятельности, которые представлены в содержательном блоке.

Содержательный блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности:

Содержательный блок модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя: оптимизацию двигательной активности обучающихся, укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств обучающихся, организация целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей, формирование представлений и ценностей здоровья и здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса.

Деятельностный блок модели:

В деятельностный блок модели включает физкультурно-оздоровительную деятельность в учебном процессе, внеучебной работе и в семье, осуществляемую с применением психолого-педагогических форм и методов средствами физической культуры.

ФОД в учебном процессе включает в себя:

  • проведение основных и дополнительных уроков физической культуры;
  • психологические тренинги, направленные на развитие личностных качеств (целеустремленность, экстраверсия, сообразительность, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимистичность, самоконтроль, невозмутимость и др.) проводятся в образовательном учреждении штатным психологом один раз в месяц, с целью улучшить психоэмоциональное состояние детей и подростков ОУ, сформировать мотивацию к учебной деятельности, развить их коммуникативные качества и способствовать снятию коммуникативных барьеров между учениками и учителем, учеником и учеником, учениками и их родителями.

ФОД во внеучебной деятельности:

  • проведения индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса;
  • разработка и внедрение комплексов ЛФК с целью профилактики соматических заболеваний обучающихся в образовательном учреждении и дома;
  • участия детей в городских, областных и всероссийских соревнованиях по различным видам спорта;

Проведение индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса позволяет: повысить двигательную активность не только обучающихся детей, но и их родителей и педагогов образовательного учреждения; обратить внимание родителей на собственное здоровье и необходимость активного образа жизни; снять коммуникативные барьеры между субъектами образовательной деятельности. Разработка и внедрение комплексов ЛФК позволяет родителям самостоятельно составить программу профилактики соматических заболеваний детей школьного возраста.

ФОД в семье:

  • составление индивидуальной двигательной активности;
  • соблюдение суточного режима и правил личной гигиены;
  • рациональное и умеренное питание.

Организация в образовательном учреждении учебной и внеучебной деятельности способствует не только формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, устойчивой мотивации к учебной деятельности, но и формирует у обучающихся привычку к ежедневной двигательной активности.

Средства физической культуры:

  • физические упражнения, направленные на развитие физических и личностных качеств;
  • профилактика нарушений осанки, зрения, обмена веществ и плоскостопия;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы.

Психолого-педагогические формы: учебная работа, внеурочные и внеклассные формы работы, общешкольные мероприятия, психологические тренинги, система домашних заданий, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и родителей в средствах массовой информации;

Психолого-педагогические методы: словесные методы, наглядные методы, практические методы, игровые методы, соревновательные методы, метод группового влияния.

Контрольно-оценочный блок модели:

Контрольно-оценочный блок модели необходим для комплексной оценки эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.

Целью разработанной нами системы оценивания физкультурно-оздоровительной деятельности является оценка ее эффективности на основе анализа процессуальных и содержательных характеристик с использованием критериально-оценочного аппарата с последующей разработкой плана корригирующих мероприятий для улучшения физической подготовленности и физического развития детей, укрепления здоровья обучающихся.

Поставленная задача достигается тем, что эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения оценивается на основании критериально-ориентированной диагностики условий, процесса и результата этой деятельности с использованием четырех критериев: критериев процесса (целевой и организационно-деятельностный) и критериев результата (ценностный и здоровьесберегающий). На их основе рассчитывается общая оценка уровня организации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении с помощью интегрального коэффициента физкультурно-оздоровительной деятельности I по формуле:

I = (Кцен + Кзд) – (Кцел + Код),

где Кцен – показатели ценностного критерия;

Кзд – показатели здоровьесберегающего критерия;

Кцел – показатели целевого критерия;

Код – показатели организационно-деятельностного критерия.

Чем выше эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, тем значение I ближе к нулю, т.е. суммарное значение показателей критериев процесса (Кцел, Код) должно соответствовать суммарному значению показателей результата (Кцен, Кзд).

Представленная комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения осуществляется в рамках входного и выходного контроля соответственно в начале и конце учебного года.

Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью реализуется в образовательном учреждении с помощью включения в каждый из перечисленных выше блоков модели компонентов структуры управления, позволяющей организовать физкультурно-оздоровительную деятельность через реализацию следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Более подробно об управлении ФОД изложено во второй главе.

Таким образом, разработанная нами модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности на основе деятельностно-аксиологического подхода состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающих цель физкультурно-оздоровительной деятельности через последовательное решение поставленных задач. Реализация модели физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения обеспечивается организационными условиями, такими как:

  1. реализация деятельностно-аксиологического подхода к физкультурно-оздоровительной деятельности;
  2. управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса;
  3. создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнерами;
  4. комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемьев А. А. Физкультурно-оздоровительная работа в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / под ред. И. Л. Левиной. – Новокузнецк, 2007. – С. 103-109.
  2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / под ред. Э. М. Казина. Кемерово.: КРИПКиПРО, 2009. — 347 с.
  3. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы): Разработки уроков: методическое пособие для учителей / под ред. Н. П. Абаскаловой. – Новосибирск: Лада, 2000. – 292 с.
  4. Киприянова Е. В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: автореф. дис… док. пед. наук. / Е. В. Киприянова. — Челябинск, 2009. – 40с.
  5. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский.- Самара. : Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  6. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике [: монография / А. Г. Кузнецова.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с.
  7. Лапина О. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О.А. Лапина. — М.: Академия, 2008. — 160 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» author=»Артемьев Антон Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found