Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Успешность овладения речевой деятельностью на иностранном языке в современном вузе обусловлена многими факторами, но, в значительной степени, определяется  мотивацией студентов. Благонравова М.А. отмечает, что мотивация помогает преодолеть объективные трудности, вызванные  недостатком способностей или отсутствие практики в языковой среде, которая более доступна изучающим иностранный язык студентам в других странах [2, c.4].  Факторы успешности  можно объединить в следующие группы:

  1. Общепедагогические факторы (например, влияние личности преподавателя);
  2. Методические факторы (методы, приёмы, отбор материала обучения и т.д.);
  3. Общепсихологические факторы (мотивация обучения, ценностные ориентации личности и т.д.);
  4. Индивидуально-психологические факторы (например, объём восприятия, типы памяти, скорость протекания мыслительно-речевых процессов и т.д.)

Что касается уровня лингвистической компетенции, достигнутого в результате обучения, он зависит не только  от преподавателя, но и от студента, и от организации учебного процесса, отмечает Благонравова М.А. [1, с.10].

Оптимальная методическая система связана с набором и использованием методик, позволяющих решать учебные задачи различных уровней на основе учёта логики развития процесса усвоения и способностей обучаемых. Она должна исходить из когнитивных требований дидактического творчества, учитывать их способности и индивидуально-психологические особенности, комбинировать содержание занятий, применять разнообразные формы, методы и средства обучения, усложнять или упрощать занятия в зависимости от педагогических ситуаций.

Как уже отмечалось, успешность овладения речевой деятельностью на иностранном языке в современном вузе обусловлена многими факторами, но, в значительной степени, определяется  мотивацией студентов. Благонравова М.А. подчеркивает, что мотивация помогает преодолеть объективные трудности, вызванные  недостатком способностей или отсутствие практики в языковой среде, которая более доступна изучающим иностранный язык студентам в других странах. [2, с. 5].

При активном внедрении в учебный процесс  специального комплекса мер по повышению мотивации студентов, значительно повышается уровень овладения речевой деятельностью на иностранном языке. Суть любой методической системы, направленной на повышение мотивации студентов в области изучения иностранного языка – это поэтапная многоступенчатая работа преподавателя, взаимодействие педагога и студента, оптимизация дидактического обеспечения.

Целенаправленное развитие лингвистических способностей студентов происходит в русле развития их интеллектуальных способностей,  взаимодействия преподавателя и мотивированных студентов  в процессе обучения.

Говоря об использовании приемов, повышающих  мотивацию студентов к обучению иностранных языков, нельзя не остановиться на социально-психологических и возрастных особенностях студенческого возраста.

Изучением особенностей развития студентов занимались такие исследователи,  как Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Давыдов В.В.,  Дворяшина М.Д. , Грановская Л.С. , Лисовский В.Т., Зимняя И.А., Кон И.С. и др.

Маркова Ю.А., Мареева Е.Б. и  Севидова Л.Ю. отмечают, что, несмотря на наличие большого количества типов студентов с учетом разнообразных критериев, существует и множество общих характеристик, обусловленных периодом юности и непосредственным влиянием процесса обучения в вузе на психику студента и на развитие личности [5, с.1130].

 Исследователи отмечают, что для студенческого возраста характерно:

  • интенсивное интеллектуальное развитие;
  • рост самосознания;
  • выбор жизненных ценностей;
  • формирование профессиональных навыков и рост экономической активности;
  • выбор последовательности действий для самореализации в ближней и отдаленной перспективе [3, с. 540];
  • потребность в самообразовании и рефлексии;
  • повышение познавательной мотивации [4, с.231];
  • преобладание сознательных мотивов поведения.

Помимо вышеперечисленных характеристик в студенческом возрасте активно развиваются такие качества, как самостоятельность, настойчивость, решительность, целеустремленность, самообладание.

Таким образом, студенческий возраст является важным периодом для развития  человека как части социума, в то время как высшее образование, во всей его предметной совокупности,  оказывает огромное влияние на  психику и развитие  личности. При наличии благоприятных условий, за время обучения в вузе у студентов происходит развитие всех уровней психики, определяются направленность ума, т.е. формируются склад мышления.

Одним из таких благоприятных условий является использование на уроках иностранного языка приемов и методов, повышающих мотивацию студентов к изучаемому предмету. Их подбор, в свою очередь, необходимо осуществлять с учетом социально-психологических и возрастных особенностей студенческого возраста и специфики их  мотивации.

Мотивация включена в учебную деятельность и является неотъемлемой ее частью. Она определяется следующими факторами:

  • системой образования в целом;
  • спецификой и специализацией вуза;
  • организацией учебного процесса в вузе;
  • индивидуальными особенностями студентов;
  • индивидуальными особенностями преподавателя;
  • спецификой иностранного языка, как учебного предмета.

Учитывая социально-психологические особенности студентов, перечисленные выше, можно отметить, что необходимыми условиями их мотивации в области изучения иностранного языка  являются:

  • потребность в овладении знаниями и навыками;
  • цель овладения знаниями и навыками;
  • положительные эмоции в процессе обучения;
  • отношение в системе «преподаватель-студент»;
  • интерес к предмету и методам обучения.

Действия преподавателя, направленные на поддержание  мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку должны характеризоваться целенаправленностью, динамичностью и методичностью. Это  может достигаться путем

  • создания специально-разработанной системы упражнений, выполняя которые студенты ощущали бы результаты своей деятельности;
  • использования эмоциональной сферы в процесс обучения;
  • позитивного отношения преподавателя к группе/отдельным студентам;
  • дополнительное стимулирование группы/отдельных студентов;
  • использования IT технологий в процессе обучения;
  • использования личностно-ориентированного подхода в процессе обучения;
  • вовлечения студента в самостоятельную работу и проведение исследований;
  • выбором проблемности заданий и ситуаций;
  • тщательным подбором инструментов контроля знаний, умений и навыков;
  • обеспечением обязательной обратной связи в системе «студент – преподаватель»;
  • использование сценарных форм проведения занятий в рамках использования коммуникативной методики обучения иностранному языку.

Указанные ниже выводы о целесообразности использования методов, повышающих  мотивацию студентов в процессе изучения иностранных языков, базируются на личном педагогическом опыте автора.

Отбор и организация учебного материала, используемого на уроках иностранного языка должна проводиться с учетом профессиональной направленности вуза, что способствует интеграции в процесс знаний студентов и выработке профессионально важных для них качеств. Студенту важно знать, понимать и принимать то, что он изучает и для чего он это делает. В современных условиях знание иностранного языка повышает конкурентоспособность выпускника вуза, поскольку  возрастает востребованность специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда. Таким образом, вопрос «Для чего изучать иностранный язык?» практически не задается современными студентами. Использование же коммуникативной методики обучения иностранным языкам в современном образовательном контексте позволяет развивать лингвистические способности студентов и повышает эффективность обучения. Коммуникативный контекст должен присутствовать на всех этапах овладения различными компетенциями. Перед преподавателем иностранного языка стоит задача, прежде всего, научить общаться на  нем, а любое общение – это коммуникация.

Выбор средств обучения и совокупности приемов целесообразно производить с учетом индивидуальных характеристик студентов, обучаемых в конкретной группе. Безусловно, это усложняет процесс подготовки преподавателя к занятию со студентами, но такой личностно-ориентированный подход обеспечивает высокий уровень успешности овладения иностранным языком.

Сценарные формы проведения занятий и учебные ситуации должны быть в большей степени нацелены на будущую профессиональную деятельность студентов, как уже отмечалось ранее.  Так, например, ролевая игра является эффективным средством создания мотива к изучению иностранного языка. Она стимулирует интерес к участию в общении, ориентирует студентов на планирование своего речевого поведения, является одновременно упражнением, позволяет проявлять активность, взаимовыручку, учит работать в коллективе.

Необходимым условием для мотивации является создание в процессе обучения условий, когда у студентов есть возможность проявить самостоятельность, инициативность и  выразить свою точку зрения. Создание и разрешение проблемной ситуации также заинтересует студентов, поскольку преодоление трудностей в процессе обучения является одним из условий возникновения интереса к изучаемому предмету. Использование метода мозгового штурма на уроках иностранного языка помогает студентам высвободить творческую энергию и является инструментом вовлечения студентов в активный процесс получения и переработки знаний.

Метод кейсов, активно используемый в процессе преподавания иностранных языков, также повышает мотивацию и вызывает интерес у студентов. Коммуникативные ситуации, предлагаемые студентам, моделируются на примере конкретных случаев их будущей профессиональной деятельности. В процессе анализа таких ситуаций, на всех этапах работы с кейсом, студенты и преподаватель находятся в постоянном взаимодействии, мотивируют свои действия и аргументируют выводы. Активное использование дискуссий и диалогов не только тренируют коммуникативную компетенцию студентов, но и учат соблюдению норм и правил поведения.

Чрезвычайно важно установить доверительные, партнерские отношения между студентами и преподавателем. Педагогика сотрудничества, положительные эмоции и непринужденная атмосфера в процессе обучения облегчают усвоение студентами иностранного языка. Каждый студент, независимо от базового уровня владения иностранным языком, должен испытать ощущение успеха, что, безусловно, повысит его  мотивацию.

Одним из способов вовлечения студента в самостоятельную работу и проведение исследований является метод проектов, который в последнее время приобрел популярность и среди преподавателей иностранного языка. Это один из видов личностно-ориентированного обучения, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы студентов и научный поиск. Метод проектов – это своего рода переход от дискуссий к исследованию, от упражнений к активной мыслительной деятельности, которая требует определенного уровня владения иностранным языком. Знания и умения, полученные на уроках иностранного языка, воплощаются в конечный интеллектуальный продукт, за качество которого отвечает сам студент. Данный метод интересен студентам тем, что он позволяет им проявлять самостоятельность, как в выборе темы, так и в планировании своей деятельности, делает видимыми результаты их работы, повышает общий уровень интеллекта и грамотности.

Также необходимо отметить, что при работе со студентами приемы учебной работы, используемые методы и учебный материал должны быть разнообразными. Новизна – это один из важнейших мотивационных факторов. Задачей преподавателя иностранного языка при работе со студентами является гармоничное сочетание нового материала и закрепление пройденного.

В последние десятилетия, определяя цели и результаты образования человека, исследователи все больше уделяют внимания единству мотивации и поведения в структуре личности студента [6, 231]. На современном этапе обучение иностранным языкам в вузе требует сочетание различных подходов и вариативности методов, учитывающих социально-психологические особенности студентов. Вопрос языковой компетенции студентов стоит особенно остро, поскольку знание  иностранного языка повышает конкурентоспособность выпускников вузов. Возрастает востребованность специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда, что и является источником повышенного интереса к данной дисциплине на сегодняшний момент. Это влечет за собой изменения к требованиям к уровню владения иностранным языком, определению новых подходов к методам преподавания и отбору содержания и организации материала по данной дисциплине [6, 237]. Организация обучения студентов иностранному языку требует комплексного подхода, целостного понимания особенностей социально-психического развития студентов и способов мотивации их учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Благонравова М.А. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе. Материалы ХVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. 2016. С.10-16.
  2. Благонравова М.А. ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ. // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе. Материалы ХVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. 2016. С.4-10
  3. Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480с. Стр. 231
  5. Маркова Ю.А., Мареева Е.Б., Севидова Л.Ю. Социально-психологические и возрастные характеристики периода студенчества. // «РМЖ» №18 от 17.08.2010 – Электронный ресурс https://www.rmj.ru/articles/psikhologiya/Socialynopsihologicheskie_i_vozrastnye__harakteristiki_perioda_studenchestva/#ixzz4H6iMUI00 Режим доступа 10.08.2016
  6. Сизова Ю.С. МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И МЕСТО В НЕЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА. // ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЛИНГВООБРАЗОВАНИЕ. Материалы шестой международной научно-практической конференции. Уварова Наталья Львовна, Рыбалко Татьяна Григорьевна. 2012. С. 230-238.[schema type=»book» name=»МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА » description=»В данной статье рассматривается взаимосвязь успешного овладения речевой деятельностью в процессе изучения иностранного языка, мотивации студентов и их социально-психических особенностей. Опираясь на исследования в данной области и личный педагогический опыт, автор рассматривает возможности для эффективного формирования языковой компетенции путем использования на уроках иностранного языка методов, повышающих мотивацию студентов.» author=»Сизова Юлия Сергеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-10″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found