Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСЦИПЛИН В АРХИТЕКТУРНОМ ОБУЧЕНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСЦИПЛИН В АРХИТЕКТУРНОМ ОБУЧЕНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Вопросы междисциплинарных связей постоянно присутствуют в тематике научно-исследовательской работы кафедры и выявляются в процессе обучения студентов. Стандартные программы изучения каждой дисциплины выстроены в соответствии с логикой и последовательностью их изучения. При этом существующая взаимосвязь со смежными дисциплинами в явной или неявной форме присутствует в процессе изучения предмета.

Среди значительного количества обязательно изучаемых дисциплин существуют и такие, качественно освоить которые невозможно без одновременного изучения дисциплин, взаимосвязанных с ними. В архитектурном образовании прослеживается множество таких связей. Например: «История архитектуры» и «Архитектура жилых и общественных зданий», «Основы архитектурного проектирования» и «Дизайн окружающей среды», «Черчение» и «Планировка населенных мест», «Строительная физика» и «Строительные материалы».

Рассмотрим связанные дисциплины «Строительная механика» и «Конструкции зданий и сооружений». Первая относится к теоретическим (прикладным), вторая к профессиональным (для архитектора – к инженерным) дисциплинам. При этом они так глубоко проникают друг в друга, что участвуют в профессиональной деятельности архитектора в равной степени.

При этом дисциплина «Строительная механика» не только является базовой в этом случае, но и позволяет получить методику определения любых конструктивных решений, связанных с прочностью, жесткостью, деформативностью и устойчивостью здания или сооружения. Расчет конструкций основывается на методах строительной механики. Разница заключается в усложнении строительных расчетов учетом свойств материала,  из которого будет выполнена данная конструкция, условий ее работы при различных сочетаниях нагрузки, а также введением  соответствующих коэффициентов.

Среди студентов-архитекторов существует заблуждение насчет важности дисциплин инженерного характера, полагая, что специальные разделы проектов разрабатываются только соответствующими специалистами. Им предстоит осознать, что именно архитектор выполняет главную руководящую функцию: является «первопроходцем» в разработке объекта, координатором производственных связей и ответственным за соблюдение требований проекта. Только студент, понимающий связь изучаемых дисциплин и умеющий правильно распорядиться этими знаниями, может стать высококвалифицированным специалистом, конкурентоспособным на рынке труда.

Студенты младших курсов в силу определенных обстоятельств испытывают сложности с освоением дисциплины «Строительная механика». Это связано с тем, что:

— математическая подготовка современных школьников недостаточна для качественного освоения элементов высшей математики, предлагаемой вузом и необходимой для понимания процессов механики;

— студенты еще не в состоянии полностью оценить важность изучения механики для понимания работы конструкций в общей системе подготовки специалиста,

— объемы смежных дисциплин и темпы их изучения наращиваются при существующей тенденции к сокращению аудиторных занятий и возрастанию самостоятельной работы студентов.

Отсюда необходимость изучения механики на ранних этапах общей программы обучения. Это обеспечивает формирование понимания механизма работы зданий и, в свою очередь, уяснение роли конструкций в создании архитектурных образов зданий и сооружений, правильному их применению.

Предлагается полнее и глубже использовать межпредметные связи вышеуказанных дисциплин, учитывая их несомненную общность:

— в объекте изучения;

— в практическом применении методов расчета;

— в основных понятиях и терминологии;

— в использовании конкретных (строительных) материалов;

— в обращении к примерам из инженерной практики конструктивных решений.

Современные реалии таковы, что требуется поиск новых форм освоения знаний.

С целью большего взаимопроникновения обозначенных курсов предлагается использование междисциплинарной интеграции. Безусловно, наибольший эффект обучения возникнет не только при одновременном параллельном изучении дисциплин, но и ввода «конструктивной» составляющей в содержание занятий по механике без изменения объема учебного материала.

Анализ образовательного процесса позволяет предложить усиление практического воплощения приобретенных теоретических знаний. Не продуктивно на практических занятиях по  «Строительной механике» рассматривать примеры с отвлеченными условиями задач, с несуществующими в строительной практике расчетными схемами. Это касается также согласования в предлагаемых к решению задачах геометрии сечения со свойствами применяемых материалов, их прочностными характеристиками. Студент должен понимать, как инженерно реализуется тот или иной вид опор (шарнир, жесткое защемление и т.д.), что в реальности стоит за понятием «нагрузка». Важно рассматривать получение результата не только с точки зрения его математической правильности, но и оценки его с позиции возможностей конструирования. Таким образом, у студента формируется способность конкретного применения полученных знаний, возникает понимание определенной последовательности действий: перехода от «механической» составляющей к математической и  далее — к «конструктивной».   Желательным, на наш взгляд,   может стать итоговое рассуждение об исходных данных и соответствующей корректировке их для практической реализации задачи.

Все элементы теории необходимо объяснять и иллюстрировать конструктивными решениями, принятыми в современном проектировании. Задачи должны носить прикладной характер.

Данное предложение может рассматриваться, как возможность оптимизации учебного процесса, позволяя избежать повтора при изучении одинаковых вопросов на занятиях смежных дисциплин.

Такой вид занятия, где одна и та же тема рассматривается сразу двумя предметами, называется бинарным. Он формирует у студента умение анализа и синтеза полученных знаний общеобразовательных дисциплин для постижения специальных дисциплин.

При организации учебного процесса с целью наиболее полного использования межпредметных связей необходимо учесть соответствующие особенности восприятия учебного материала студентами архитектурно-художественного профиля.

Здесь возможна, как вариант, такая форма взаимообучающего домашнего задания, как объединение студентов в группы для совместного выполнения расчетно-графической работы. Это может быть и практическое занятие с возведением объемно-планировочных частей здания в определенном масштабе из заранее подготовленных студентами макетных элементов (то есть, создание трехмерного макета в четко определенном масштабе с учетом соответствующих размеров и толщин), что наглядно продемонстрирует «работу» основных составляющих здания: стержней и пластин.

Предлагается к рассмотрению и модель «общеобразовательные дисциплины – специальные дисциплины», а тип междисциплинарных связей, как учебно-междисциплинарные прямые связи. Это соответствует тому, что овладение дисциплиной, связанной с изучением конструктивных основ здания, понимания работы его в целом и его элементов в отдельности, базируется на знании другой дисциплины – механики. Такая методика позволит «подвести» студента  к инженерному осмыслению работы конструкций, увидеть единство, преемственность, взаимное проникновение учебного материала.

Проведение комплексных занятий, безусловно, потребует от преподавателя более углубленных профессиональных и теоретических знаний, применения практического и жизненного опыта, значительного времени по подготовке к ним.

Безусловно, для воплощения подобных предложений, необходима серьезная подготовительная работа по изучению возможности корректировки учебно-методической документации, рассмотрение модели и типа межпредметных связей.

Список литературы:

  1. Рабинович И.М. Строительная механика стержневых систем. – Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. – 545с.
  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 344с.[schema type=»book» name=»ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСЦИПЛИН В АРХИТЕКТУРНОМ ОБУЧЕНИИ » description=»В статье освещаются проблемы взамосвязи изучаемых дисциплин в системе педагогического профессионального образования. Приведена попытка выявить связи конкретных дисциплин на примере «Строительная механика» и «Конструкции зданий и сооружений».» author=»Кругликова Татьяна Вячеславовна, Сатарова Татьяна Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found