Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Большое внимание в методической литературе, посвященной проблемам лингвистической подготовки студентов в неязыковом вузе, уделялось применению активных методов обучения, которые позволяют повысить уровень профессионального языкового образования выпускников вузов, развить необходимые деловые качества и компетенции и повысить их возможности успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся спросу на рынке труда. Имитационное моделирование, как метод активного обучения и педагогическая технология, занял достойное место в педагогической практике, так как является эффективным средством познания студентами особенностей своей профессии и необходимых для нее компетенций, определения адекватности профессиональной подготовки студента и мотивации к самообразованию и саморазвитию. Разделяем мнение многих учёных (Чернилевский Д.В., Сибирская М.П., Левитес Д.Г. и др.) о том, что в основе имитационных технологий лежит игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Активные методы обучения, такие как дидактические игры, дискуссии, моделирование производственных ситуаций формируют профессиональные качества специалиста в том случае, если они будут отражать суть их профессии, будут максимально приближены к реальности, содержать актуальные на данный момент проблемы.

Среди вышеперечисленных активных имитационных методов обучения особого внимания в сфере изучения иностранного языка заслуживает деловая игра и, как ее творческий этап, ролевая игра. Для ролевой игры характерны наличие задачи или проблемы и распределение ролей между участниками её решения. Деловая игра представляет собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. При этом знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе обеспечения игровых действий. Следует выделить, что качество знаний, получаемое в игровой форме, значительно зависит от личности и авторитета преподавателя. Преподаватель должен иметь хороший контакт с обучающимися, вызывать у них доверие своими знаниями, человеческими качествами, мастерством. В противном случае деловая игра не будет иметь ожидаемого результата или, возможно даже, будет иметь противоположный результат, так как при активном обучении формируются субъект-субъектные отношения, а, следовательно, роль педагога претерпевает изменения, которые выражаются в субъективизации роли педагога. Очевидно, что необходимым условием проявления субъектности учащимися является субъектность педагога, процесс ее развития в профессиональном образовании. Субъектностьпедагога является также фактором развития демократического общества, целью педагогического образования, ведущим условием реформирования современной школы, объективной необходимостью сложившейся социокультурной ситуации. Только наличие таких условий, как субъектность педагога, субъект-субъектные отношения между педагогом и студентами, позволят качественно и результативно проводить имитационные методы обучения в высшей школе.

Поскольку оценка результатов деловой игры фиксирует качество принятых управленческих решений, для повышения эффективности обучения студентов и их мотивации к изучению иностранного языка ролевая игра имеет особое значение, так как оценка ее результатов сфокусирована на качестве проигрывания ролей.

Качество исполнения ролей в процессе имитационного моделирования ситуаций профессионально-ориентированного общения зависит от множества факторов, среди которых достигнутый студентом уровень владения языковыми компетенциями и качество инструкций, разработанных преподавателем, педагогически целесообразное распределение ролей, правильная постановка целей перед участниками игры. Существенным нам видится то, что при организации обучения коммуникативным навыкам следует выбирать для обучения такие проблемные ситуации, которые могли бы активизировать мыслительную деятельность обучаемых, вызвать потребность в их обсуждении и таким образом мотивировать их к изучению иностранного языка.

Особенно остро вопрос мотивации изучения иностранного языка возникает у студентов неязыковых вузов, где язык не является профилирующей дисциплиной. В этой связи важно напомнить, что мотивация может быть, как внутренняя, так и внешняя. Подразделение мотивации на внутреннюю, порожденную самой учебной деятельностью, и внешнюю, являющуюся как бы внешней по отношению к деятельности обучающегося на занятии, можно найти в работах Л.И. Божович, П.Я. Гальперина и др.

Такие мотивы, как стремление быть высококвалифицированным и компетентным специалистом, найти работу с достойным заработком, использовать знание иностранного языка в своей будущей карьере, становятся в наши дни всё более частым и сильным мотивом познавательной деятельности.  Ещё одним существенным вектором профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе является функционально-понятийный подход к организации языкового материала, который, по мнению С.Ф. Шатилова, «позволяет использовать языковой материал для решения более творческих коммуникативных задач с минимальным количеством переводных ситуаций и с меньшим количеством речевых ошибок».

 Наиболее важной развивающей целью в использовании активных имитационных методов в изучении иностранного языка является совершенствование навыков критического мышления студентов, в основе которых лежит рефлексивное мышление. Критическое мышление определяется как «способности человека видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению, нормам поведения или собственному представлению о них; осознавать истинность или ложность положения; умение отделять неверное от правильного; анализировать, доказывать или опровергать; оценивать задачу и т.д.» [ Вьюгина С.В.] Именно перечисленные в определении умения и навыки являются необходимыми при проведении «проблемного обучения». Именно включение в обучение иностранному языку проблемных ситуаций способно сформировать такой тип мышления, который необходим для решения нестандартных профессионально-ориентированных задач.

 Очевидна тесная взаимосвязь критического мышления с проблемным и творческим «креативным» мышлением. Творчество является реализацией внутреннего побудительного мотива деятельности. Творческое мышление и творческие способности составляют психологическую основу креативной педагогики, так широко популярной в наши дни. Чёткого определения творческому мышлению нет, но это понятие часто определяется как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях; способность нестандартно мыслить, создавать новое. Помимо логических операций (обобщение, синтез, анализ и др.), творческое мышление характеризуется ещё и наличием инсайта, интуиции, порождающей новый продукт (способ решения задачи, проблемы и др.), оно даёт возможность давать оценку полученной информации и предпринятых действий, в том числе и самооценку.

Как технология развития критического мышления имитационное моделирование активизирует образовательный процесс, позволяет преподавателю осуществить индивидуальный подход в обучении студентов и повысить их самостоятельность в использовании лексико-грамматических средств, языковых стилей, терминологической базы.

Для того чтобы описанные методы, технологии, виды активного обучения в сочетании с развитием навыков критического мышления студентов и их мотивацией к обучению достигли синергетического эффекта, необходимо разработать критерии оценки работы студентов и их самооценки, включить в обучение контрольно-оценочный компонент. Это позволит усовершенствовать, распространить и повысить эффективность использования методов имитационного моделирования в обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку. Контрольно-оценочный компонент связан с периодической проверкой хода педагогического процесса и оценкой его результатов. «Данный компонент входит в структуру модели профессионального обучения иностранному языку наряду с мотивационным, содержательным, целевым и процессуальным компонентами».[Образцов П.И., Иванова О.Ю.]. При этом результаты контроля являются основой для оценивания успеваемости студентов. Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета целесообразно различать следующие виды контроля:  предварительный, текущий,  промежуточный и итоговый. Именно данным видам контроля и целесообразно отдавать предпочтение при обучении студентов иностранному языку.

Система критериев оценки результативности проведения деловых и ролевых игр должна учитывать разнообразные аспекты изучения иностранного языка в группе, качество самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к имитационному моделированию речевых ситуаций, количественное соотношение часов с использованием традиционных форм и активных форм обучения, уровень познавательной активности и мотивации студентов и другие факторы.

Использование оценки и самооценки результатов работы студентов по итогам деловых и ролевых игр на основе системы критериев позволит преподавателю благоприятно повлиять на мотивацию студентов на основе признания студентом приращения знаний и определения целей дальнейшего развития его языковых компетенций.

Таким образом, деловые и ролевые игры как виды имитационного моделирования и, следовательно, как средства развития критического мышления повышают мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Самооценка, как элемент критического мышления, является для студентов сильнейшим стимулом для повышения уровня своих языковых компетенций.

Литература:

  1. Богданова О. Образовательная деятельность как условие развития когнитивных оснований межкультурной компетентности личности: на материале лингвистического образования: дис. …канд. пед. наук. Томск, 2009. 231 с.
  2. Вьюгина С.В. Роль критического мышления студентов при проблемно-развивающем обучении.- Казань: КНИТУ, 2010, с.4.
  3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : учеб. пособие / под ред. П.И. Образцова. — Орел : ОГУ, 2005. — 114 с.
  4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения [Текст] // Материалы научной конференции. – СПб., 2006.
  5. Шатилов С.Ф., Агафонова Л.И. Некоторые проблемы создания петербургского учебника иностранного языка на осонове усовершенствованного варианта учебной программы: Сб.материалов научно-практической конференции. – СПб., 1994.- с.31-35[schema type=»book» name=»АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ» description=»в статье определяется прямая связь между использованием активных методов в обучении студентов иностранному языку и развитием их критического мышления, а также необходимостью критериев оценки и самооценки результатов работы студентов в деловых и ролевых играх для повышения их мотивации.» author=»СоколоваН.И., БелогашМ. А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found