Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Влияние волонтерского участия в международных мероприятиях на мотивацию к изучению иностранного языка



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Влияние волонтерского участия в международных мероприятиях на мотивацию к изучению иностранного языка // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Волонтерское движение является относительно новой для нашей страны формой организации общества, несмотря на существование отдельных добровольческих движений в дореволюционной России, а также в советский, и постсоветский период. Исследование феномена волонтёрства дает возможность актуализировать управление и прогнозирование дальнейшего развития этого явления. В последние годы волонтёрство приобретает все большую значимость, как важная часть молодёжной политики государства. Проведение такого широкомасштабного мероприятия, как Олимпийские и Паралимпийские игры вызвало необходимость организации волонтерских центров, а также контроля их деятельности со стороны государственных структур. В период подготовки и проведения Игр и по настоящий момент можно отметить активизацию разнообразной исследовательской работы, посвященной различным аспектам волонтерской деятельности. В частности, сочинскими учеными был выполнен ряд исследований, направленных на изучение проблем ожиданий и мотиваций волонтеров, а также возможностей развития  института волонтерства. «Эта государственная инициатива получила позитивный отклик в широких слоях общества, потому что по своей сути отвечала как прагматическим, так и идеологическим потребностям субъектов общественных отношений. Идея привлечения неоплачиваемой рабочей силы к проведению краткосрочных социальных проектов различного уровня реализовалась в организации не только спортивного, но и социального волонтерства.» [7,c. 149]

Существуют работы, рассматривающие добровольческую практику как одну из форм профессиональной подготовки, обладающую выраженным образовательным потенциалом для отдельных профессиональных сфер, таких как, социальная работа, психология, медицина, педагогика и др. Ряд отечественных исследователей рассматривают волонтерство, как определенный этап профессионального становления личности, ресурс, способный активизировать творческий потенциал молодежи. Добровольческую деятельность также исследуют как педагогический процесс, формирующий готовность молодых людей к реализации социальной роли гражданина. [4,с. 133]

Будучи ассистентом кафедры иностранных языков, Сочинского института РУДН, я выполняла функции волонтера в период подготовки и проведения Игр, а также Всемирной олимпиады по робототехнике – 2014, проходивших в городе Сочи. Эта деятельность позволяет мне выразить гипотезу, что  участие в подобных мероприятиях повышает мотивацию к изучению иностранного языка, в частности, английского. Для проверки этой гипотезы, помимо личных наблюдений, неформализованных интервью с волонтерами, я проанализировала ряд работ отечественных исследователей, и, в частности, выполненных на базе Сочинского государственного университета.

Согласно Л.И. Божович, «мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом все то, в чем нашла свое воплощение потребность».[10]

Одной из актуальных проблем исследования педагогической психологии остается проблема учебной мотивации студентов. Выделяется множество разнообразных факторов, оказывающих влияние на формирование осознанной мотивации студентов. Сложность и многоаспектность данной проблемы обусловливает множественность подходов к ее пониманию, а также к методам ее изучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К.Левин, А. Н. Леонтьев и др.) Это позволяет определять мотивацию, как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т. д., и, в то же время — говорить о полимотивированности деятельности. [2, c. 274]

Не секрет, что очень часто студенты неязыковых специальностей объясняют отсутствие мотивации к изучению иностранного языка отсутствием целесообразности его изучения. Часто они не видят возможности его применения в жизни и дальнейшей работе. Поэтому, некоторые исследователи, например, Хамедова Г.Н. и Седова Д.В. считают создание развивающей образовательной среды одним из важнейших направлений педагогической деятельности. Таким образом, студенты смогут реализовать свои возможности и потребности в изучении иностранного языка благодаря формированию личностного смысла иноязычных знаний.

В качестве одного из вариантов исследователи предлагают проектирование виртуальной образовательной среды иноязычного общения, «которая не только представляет собой совокупный информационно-технологический ресурс дистанционного образования, но и обладает значимым потенциалом личностно-смысловой актуализации образовательного знания как такового. Особая роль в этом отношении принадлежит так называемым «социальным сетям», позволяющим общаться группе пользователей, объединенных общим интересом».[9, c. 283-284]

 Олимпийские и Паралимпийские Игры, а также другие международные мероприятия (Международный инвестиционный форум, Всемирная олимпиада по робототехнике и др.), имевшие место в городе Сочи явились уникальной образовательной средой иноязычного общения, как для студентов, так и для других категорий горожан. У волонтеров была возможность выполнять функции переводчиков, интервьюеров, заниматься, сервисным и транспортным обслуживанием, регистрировать гостей и т. д.

В ходе исследований, проведенных в период подготовки Игр, были выявлены такие факторы, потенциально влияющие на эмоциональную валентность ожиданий граждан, как межэтническая и международная коммуникация; психологические явления, сопровождающие процесс смены места жительства; психологические явления, связанные с потерей, обретением или перспективой работы; психологические явления, вызванные изменениями экономического и социального благополучия российского общества. В ходе проведенных исследований было выявлено, что наибольший процент среди предварительных ожиданий от волонтерской деятельности получила экспектация новых знаний, умений и опыта. [8, c. 152] Что касается ожиданий взаимодействия с другими волонтерами максимальный процент респондентов назвали знакомство с новыми людьми, приобретение друзей. [7, c. 154] Все эти факторы в той или иной мере могут быть значимы для изучения проблемы повышения мотивации к изучению иностранного языка.

«Изучение ожиданий и мотивации волонтеров Олимпийских и Паралимпийских Игр2014 г. представляется актуальным в силу известной регулятивной функции – «если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям»[7, с. 151].

Во время предварительных интервью, проведенных мной с потенциальными волонтерами, как студентами, так и другими категориями граждан, абсолютное большинство из 120 респондентов в перечне своих ожиданий от Игр назвали общение с иностранными гостями. В период проведения мероприятий у наших волонтеров была возможность развивать коммуникативные навыки, убедиться, что, даже совершая какие-то языковые ошибки, они могут быть поняты, и учиться не воспринимать чужой язык как психологический барьер. После Игр практически все волонтеры, опрошенные в ходе неформальных интервью, отмечали вероятность дальнейшего их участия в подобных мероприятиях и желание совершенствовать знание иностранного языка. К опосредованным последствиям проведенных мероприятий можно также отнести повышение спроса специальности «Лингвистика» среди абитуриентов Сочинского института РУДН, которое было зафиксировано в 2014 году по сравнению с 2013. В 2014 году количество абитуриентов, подавших  документы на специальность «Лингвистика»  на 53% больше, чем в 2013 и, соответственно, на 47% больше абитуриентов было зачислено.

Выдвинутая в статье гипотеза нуждается в дополнительной эмпирической проверке. Однако уже можно прогнозировать положительный эффект участия студентов даже элементарного уровня знания иностранного языка в международных мероприятиях. Это будет способствовать развитию коммуникативных навыков и, как следствие, повышать мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Список литературы:

  1. Аксенова Н.В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе [Текст]// Н. В. Аксенова, Д. В. Шепетовский// Молодой ученый. – 2014. — №7. — с. 481-483.
  2. Каракоч М. Механизмы мотивации в студенческой группе как психологическая проблема// Молодой ученый. – 2014. — №7. – с. 274-276.
  3. Каримов В.Р. Исторические аспекты формирования волонтерской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов// Успехи современного естествознания. – 2010. — № 12 с. 92-95.
  4. Певная М.В. Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного российского вуза//«Известия УрФУ».Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 3 (104), 2012. С. 131-138.
  5. Подхомутникова М.В. Развитие добровольчества в молодежной среде// [электронный ресурс]dom-hors.ru›rus…arhiv…2012-4/podkhomutnikova.
  6. Сон И.С. Факторы, влияющие на поддержание мотивации к изучению двух иностранных языков (японского и английского) в вузе// Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012 с. 226-229.
  7. Романова Г.М., Макарова И.Н., Шашков А.В. Мотивационные аспекты волонтерской деятельности в условиях организации событийных мероприятий в туризме//Известия Сочинского государственного университета.2013. № 4-1 (27). с. 149-158.
  8. Романова Г.М., Макарова И.Н., Шашков А.В. Теоретико-методологические основы исследования ожидания и мотивации волонтеров// Известия Сочинского государственного университета. 2012. №3 (21). – с. 151-161.
  9. ХамедоваГ.Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей//Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №2 (138). — с. 280-285.
  10. Чернова Н.А. Формирование мотивации студентов колледжа к изучению иностранного языка через внеаудиторную деятельность // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3926(датаобращения: 24.11.2014).
  11. Marina A. Maznichenko, Irina N. Makarova, Aleksandr V. ShashkovVolunteering Institute of Russian Federation: Prerequisites and Models of Development//European Researcher/ International, 2013, Vol.(64), № 12-1. — c. 2851-2857[schema type=»book» name=»Влияние волонтерского участия в международных мероприятиях на мотивацию к изучению иностранного языка» author=»Лужанская Наталья Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found