Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ, ВЛИЯНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ, ВЛИЯНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования.

Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» как категории, объединяющей часто употребляющиеся словосочетания: «образовательная среда», «социальная среда», «социокультурная среда», «развивающая среда».

Как отмечает В. А. Ясвин [11], несмотря на необычайно широкое употребление, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения. В самом общем понимании «среда» понимается как окружение. В толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) даётся следующее значение понятию «среда» — это «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [9].

В философии среда рассматривается как определяющий, но не единственный фактор индивидуального развития.

Словарь по педагогике определяет понятие «среда» как «совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним, как с организмом и личностью» [7].

Следуя определению, предложенному Л. И. Новиковой, мы рассматриваем «среду» как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности» [4].

Анализ научной литературы позволяет зафиксировать различные виды сред: социальную, культурную, образовательную, социально-экономическую, социально-педагогическую, городскую, семейную, эстетическую, информационно-предметную и др.

Термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии.

В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование — это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и включает широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

Образовательная среда как научная категория стала предметом исследования многих отечественных психологов и педагогов (С. Д. Дерябо, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.). Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. В специальной литературе встречается более ста определений этого понятия. Однако, используя понятие «образовательная среда», большинство современных психологов и педагогов основываются на общей идее о том, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

Исходным основанием для понимания смысла термина «образовательная среда» служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек — окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей.

Исходя из высказывания Л. С. Выготского о том, что «единой среды не существует в реальной действительности. Она распадается на ряд более и менее самостоятельных и изолированных друг от друга кусков, которые могут быть предметом разумного воздействия человека, как ничто другое» [1], можно предположить, что образовательная среда многокомпонентна, т. е имеет структуру.

Понимая образовательную среду как комплекс взаимосвязанных элементов, т. е. как систему, разные авторы представили основные теоретические модели образовательной среды, которые содержат соответствующие моделям структурные элементы.

Эколого-личностная модель образовательной среды разработана В.А. Ясвиным. По его утверждению, термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [11]. Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина, включает три структурных компонента:

  • пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
  • социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
  • психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана В. В. Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и с другими участниками образовательного процесса.

В коммуникативно-ориентированной модели В. В. Рубцова выделены следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т. д. [6].

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В. И. Слободчиковым. В качестве базового понятия у Слободчикова, как и у Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации).

Образовательная среда, по Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у Ясвина и Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося [8].

Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена коллективом авторов: В. П. Лебедевой, В. А. Орловым, В. А. Ясвиным и др.

Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, которая развивается при погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Построение этой среды производится в соответствии с познавательными интересами учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В. И. Пановым. Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды у В. И. Панова служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек — окружающая среда».

Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

В качестве основных структурных компонентов образовательной среды В. И. Панов выделяет: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный. Деятельностный компонент, с точки зрения автора, представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.

В качестве ключевых понятий здесь выступают: «территориальность», «персонализация», «место-ситуация» и др. [5].

Анализ научной литературы приводит к выводу о том, что содержание понятия «образовательная среда» зачастую не совпадает в представлениях разных авторов, например, одни исследователи рассматривают образовательную среду как качественную характеристику внутренней жизни образовательного учреждения, другие — как совокупность внешних условий по отношению к образовательному учреждению, третьи — связывают образовательную среду с технологическим уровнем и развивающим эффектом условий, окружающих человека.

На наш взгляд, первый из обозначенных подходов к понятию «образовательная среда» более близок к понятию «учебная среда». Понятие «учебная среда» ещё более конкретизирует понятие «образовательная среда», так как в последней может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может быть и организованной, и стихийной, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения.

Второй подход к понятию «образовательная среда» приближается к понятию «образовательное пространство», которое появилось в 90–ые годы XX века в работах И. Фрумина и Б. Эльконина. В отличие от образовательной среды, образовательное пространство в широком смысле понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред, которые вместе создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определённый уровень образованности, интеллекта и культуры общества.

Образовательное пространство многомерно. С. В. Кривых различает образовательные пространства по территориальному принципу:

  • мировое образовательное пространство;
  • европейское образовательное пространство;
  • образовательное пространство России;
  • региональное образовательное пространство;
  • образовательное пространство учебного заведения[3].

Э. Ф. Зеером и И. В. Мешковой [2] при рассмотрении развивающего профессионально-пространственного образовательного пространства личности выделяются три типа образовательных пространств, расположенных во времени:  актуальное, ближайшее и перспективное.

Актуальное образовательное пространство осознается студентом как структурно-организованная совокупность целей, содержания, средств и посредников  актуализации профессионального опыта, которые должны быть привлечены им для реализации конкретного учебного или внеучебного педагогического мероприятия.

Ближайшее образовательное пространство связывается с осознанием студентом целей и получаемого профессионального опыта на протяжении всего образовательного периода.

Перспективное образовательное пространство осознаётся студентом как структурно-организованная совокупность целей, содержания, средств вхождения в профессию на этапе профессиональной адаптации в период трудоустройства.

Третий подход к понятию «образовательная среда» связан с информационно-технологической стороной образовательного процесса. Современные образовательные процессы не могут проходить без включения в обучение широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации. Информационная среда, созданная на базе высокотехнологичных средств информатизации видится многими исследователями как составная часть образовательного процесса и даже как его основа.

В последние годы, в связи с введением и реализацией нового поколения образовательных стандартов, вопросам анализа, проектирования и организации образовательной среды придаётся огромное значение. Роль педагога заключается не только в передаче знаний, умений и навыков, сколько в организации соответствующей образовательной среды, опираясь на личностный потенциал обучающегося и используя соответствующую технологию обучения. Здесь снова уместно вспомнить слова великого Л. С. Выготского, о том, что опыт школьника «всецело и без всякого остатка определяется социальной средой…И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду…» [1].

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции, смыслов, ценностей.

Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие. Обеспечить, на государственном уровне, трансляцию компетентностного подхода призваны Федеральные образовательные стандарты (ФГОС), в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня выражены в виде перечней компетенций. В требованиях ФГОС СПО к условиям реализации ОПОП не используется понятие «образовательная среда», но сформулировано требование к формированию образовательным учреждением «социокультурной среды», создающей условия для всестороннего развития и социализации личности.

Кроме этого, в данном разделе стандарта перечислены основные педагогические условия, необходимые для формирования компетентности студентов: нацеленность на конечный результат в освоении дисциплин и модулей, обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся, предоставление возможности обучающимся участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, использование активных и интерактивных технологий в учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Данный перечень условий, на наш взгляд, обеспечивает создание образовательной среды, получившей в последние годы название компетентностно-ориентированной среды, «в которой студент как субъект своей деятельности (учебной, исследовательской, профессиональной и др.), имеет условия и возможности для развития своих общекультурных и профессиональных компетенций» [9].

По мнению ученых, целенаправленно проектируемая и создаваемая компетентностно — ориентированная образовательная среда имеет огромный потенциал для развития познавательной, социальной и творческой активности, субъектной включенности обучающихся в процесс своего совершенствования.

Литература:

 

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  2. Зеер, Э. Ф. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов / Э. Ф. Зеер, И.В. Мешкова // Мир психологии. -2008. -№2. С. 205-211.
  3. Кривых, С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах / С. В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — №2. –С. 2-6.
  4. Новикова Л. И. Школа и среда. – М.: Изд-во «Знание», 1985 – 80 с
  5. Панов В. И. Экопсихологическая модель образовательной среды / 4-ая Российская конференция по экологической психологии // Психологический институт РАО. – М.: УМК «Психология» , 2005. — 334 с. С.213 – 216.
  6. Рубцов, В. В., Ивонина, Т. Г. Проектирование развивающей среды школы. — М.: МГППУ, 2002. – С.272.
  7. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров Словарь по педагогике . – М., 2005.
  8. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. — М., 1997. С. 177–184.
  9. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Изд-во ИТИ Технологии. — 2006. – 944 с.
  10. Шкерина, Л. В. Креативная компетентностно-ориентированная образовательная среда подготовки бакалавра-будущего учителя / Л. В. Шкерина // Психология обучения. – 2010. — №10.
  11. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин.- М.: Смысл, 2001[schema type=»book» name=»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ, ВЛИЯНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ» author=»Плюхина Светлана Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found