Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН СНГ (ОПЫТ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МИИТ)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН СНГ (ОПЫТ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МИИТ) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Корни научно-технического сотрудничества между высшими учебными заведениями и ведущими научными центрами стран СНГ уходят в опыт аналогичного взаимодействия республик СССР. Кафедра физики МИИТ вступила на этот путь примерно 40 лет назад, поэтапно заключая договоры о научно-техническом и учебном сотрудничестве с Черновицким государственным университетом, Тартуским государственным университетом, Севастопольским национальным техническим университетом, Институтом физики НАН Беларуси, Физическим институтом РАН имени П.Н. Лебедева, Киевским НИИ радиотехнических материалов и рядом других организаций. Целью настоящих договоров стало укрепление и развитие многолетнего научного, научно-технического и научно-образовательного сотрудничества между Сторонами в направлениях «Оптика и спектроскопия материалов для оптоэлектроники и информационных технологий», «Фотоника многокомпонентных систем и инструментальных информационно-аналитических технологий», «Спектроскопия наногетероструктур», «Исследования оптических свойств соединений А2В6» и, наконец, «Методы совершенствования фундаментального образования в школах и вузах». Общим итогом проделанной совместной работы стали:

  • совместные учебные пособия и монографии (например, [5 – 7]);
  • многочисленные совместные научные статьи и выступления на конференциях (например, [8 – 11]);
  • взаимная помощь в организации и проведении постоянно действующих научных конференций и семинаров (например, на настоящее время уже XIX-й международной научно-методической конференции «Проблемы совершенствования фундаментального образования», Севастополь или 9-го Белорусско-Российского семинара «Полупроводниковые лазеры и системы на их основе», Минск);
  • совместная подготовка докторских и кандидатских диссертаций (только по кафедре «Физика» МИИТ – 2 докторских и около 10 кандидатских диссертаций).

Возможность взаимного использования дорогостоящих и уникальных установок для проведения научных исследований приводит к получению оригинальных результатов (рис. 1 – совместные исследования спектров люминесценции монокристаллов оксида цинка в широком диапазоне температур от 10 К до 300 К, проведенные в Институте физики НАН Беларуси [7]).

Рис. 1. Спектры фотолюминесценции монокристалла ZnO при разных

температурах (T = 10 ¸ 300 К)

Совместное обсуждение полученных результатов с нашими партнёрами способствует появлению соответствующих публикаций в центральных изданиях в России и за рубежом [1, 3, 6, 7].

Образовательная система XXI-го века (обучение через исследование) требует современных средств и методов обучения. Международное сотрудничество позволило реализовать один из основных пунктов инновационной образовательной программы нашего университета: на базе кафедры общей физики, объединяющей высококвалифицированных специалистов, создан научно-образовательный центр (НОЦ) многофункционального назначения [2]. Центр оснащён современной спектрально-аналитической аппаратурой, поставляемой из-за рубежа (малогабаритными оптоволоконными спектрометрами фирмы Avantes BV, спектрофлуориметрами СМ-2209 из Беларуси и Carry-Eclipse из США, Фурье-спектрометром FTS-7000 из Австралии и т. д.). Таким образом, в настоящее время НОЦ представляет собой современный технопарк, обеспечивающий возможность проведения научно-исследовательских, проектно-технологических и опережающих учебно-образовательных работ на мировом уровне [4]. Пример проводимых работ: экспресс-анализ качества промышленных и природных объектов – воды, горюче-смазочных материалов, лекарств, пищевых продуктов, драгоценных камне     й и т. д.

Выполнение центром образовательной функции потребовало усилий по адаптации ряда установок к возможности работы с ними студентов, по созданию целых учебно-методических комплексов, включающих не только сами приборы, но и специально написанные учебно-методические пособия (как в печатном виде, так и в электронной форме). В частности, лабораторный практикум для студентов на базе малогабаритных волоконно-оптических модулей фирмы «Avantes BV» и разработанное к нему учебное пособие «Модульная многофункциональная оптоволоконная спектрометрическая система» представлены на сайте www.avantes.ru. Существенно, что в подготовке подобных пособий, в опробовании описываемых методик работы на новом оборудовании принимают участие сами учащиеся.

По понятным причинам в учебный процесс, осуществляемый в рамках центра, привлекаются не все студенты, а лишь те из них, которые имеют на это желание и к тому же достаточно хорошо подготовлены (остальные учащиеся выполняют работы в рамках стандартного лабораторного практикума по физике). Вот некоторые из тем учебно-исследовательских работ: оптические исследования различных материалов; освоение современных компьютерных программ, позволяющих в режиме «online» наглядно представлять результаты выполненных измерений; приобретение навыков проведения низкотемпературных исследований и работы с жидким азотом. Силами студентов начато формирование библиотеки коротких видеофайлов с заснятыми в НОЦ сюжетами для последующей их демонстрации на лекциях в больших аудиториях. Подобные файлы планируется включать также в комплекты раздаточных материалов, которыми перед началом очередного семестра обеспечиваются студенты (как «очники», так и те, кто обучается дистанционным образом). К подобным материалам относятся, в частности, представленные в электронной форме комплекты лекций, задачников, сборников методических указаний к выполнению лабораторных работ, к решению задач по физике и т.д. Работа по созданию банка электронных пособий на кафедре ведутся давно, в настоящее время этот банк объединяет несколько сотен файлов.

Работа на современном оборудовании, решение актуальных учебных задач исследовательского характера, возможность последующего участия в выполнении хоздоговорных работ – факты, привлекающие внимание молодёжи, стимулирующие ответственное отношение к процессу обучения (в том числе – физике). Зачастую учебно-исследовательская работа в НОЦ перерастает в научную, результаты которой оказываются достойными сообщений не только на ежегодной университетской конференции молодых специалистов и студентов, но и на конференциях, проводимых за пределами стен МГУПС. Методы наиболее эффективной организации учебно-исследовательской деятельности студентов, способы решения возникающих проблем и много другое не раз становились предметом обсуждения на встречах с представителями вузов стран СНГ, ЕС, ШОС.

Отметим, что разработанный комплекс лабораторных заданий и сам центр служат основой для проведения курсов повышения квалификации преподавателей вузов и специалистов транспорта, а также экскурсий школьников и студентов. Большую роль в организации НОЦ сыграли стажировки рабочей группы представителей кафедры на фирмах-производителях «Avantes BV», «Varian» и в Институте физики НАН Беларуси, в том числе,  в рамках уже упомянутого договора о научно-техническом сотрудничестве.

В заключение заметим, что научно-техническое сотрудничество способствует культурному взаимопониманию договаривающихся сторон (организуются экскурсии, дискуссионные «круглые столы» и т. д.), что имеет в настоящее время важное значение для дальнейшего развития СНГ и ЕврАзЭс.

  1. Андреев А.И., Кривошеев Я.В., Некрасов В.В., Никитенко В.А., Рыбалко М.А., Кокин С.М. Лазерная диагностика синтетических и природных разновидностей бериллов. // Изв. Вузов. Физика. 2013. Т. 56, № 2-2. С. 25-27.
  2. Андреев А.И., Кокин С.М., Кривошеев Я.В. и др. Создание научно-образовательного центра – путь повышения роли физики в системе инженерного образования // Материалы 10-ой международной конференции «Физика в системе современного образования». СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 145-147.
  3. Budilova E.N., Nikitenko V.A., Kokin S.M. Sensitizing ZnO ultraviolet luminescence // Bulletin of the Russian Academy of Sciences, Physics. 2015. V. 79, N 2. P. 160-164.
  4. Вакуленко В.А., Никитенко В.А., Некрасов В.В. Контроль качества товаров в мультимодальных перевозках // Мир транспорта. 2010. № 5. С. 34-39.
  5. Верещагин И.К., Косяченко Л.А., Кокин С.М. Введение в оптоэлектронику. М: Высшая школа, 1991. 187 с.
  6. Калачёв Н.В., Кокин С.М. Оптимизация физических практикумов. Теоретические аспекты преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования. Palmarium Academic Publishing, 2013. 272 c.
  7. Калачёв Н.В., Кокин С.М. Оптимизация физических практикумов. Практические аспекты преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования. Palmarium Academic Publishing, 2013. 276 c.
  8. Никитенко В.А., Мухин С.В., Пыканов И.В. Роль лития в формировании оптических и электрофизических свойств оксида цинка // В сб. статей 5-го Белорусско-Российского семинара «Полупроводниковые лазеры и системы на их основе». Минск: НАН Беларуси, 2005. С. 111-114.
  9. Никитенко В.А., Кокин С.М. Способы усиления ультрафиолетовой люминесценции монокристаллов ZnO // В сб. статей 9-го Белорусско-Российского семинара «Полупроводниковые лазеры и системы на их основе». Минск: НАН Беларуси, 2013. С. 111-114.
  10. Никитенко В.А., Кокин С.М., Стоюхин С.Г., Мухин С.В. Аномальное температурное поведение экситон-фононной люминесценции и экситон-электронное взаимодействие в оксиде цинка // В сб. статей 10-го Белорусско-Российского семинара «Полупроводниковые лазеры и системы на их основе. Минск: НАН Беларуси, 2015. С. 118-121.
  11. Tarkpea K., Ots A., Nikitenko V. EPR of [FA]0-centres in zinc chalcogenides // J. Phys. Chem. Solids. 1994. V. 55, N 11. P. 1353-1356.[schema type=»book» name=»НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН СНГ (ОПЫТ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МИИТ)» description=»На примере кафедры физики Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) показана эффективность научно-технического сотрудничества между научными и учебными учреждениями стран Евразийского союза. Подобное сотрудничество полезно как для проведения научных исследований, так и для совершенствования учебного процесса в университетах стран-партнёров.» author=»Кокин Сергей Михайлович, Никитенко Владимир Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana jendralsmaya slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot deposit pulsa slot 2024 slot gacor
404: Not Found