Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИМНАСТИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИМНАСТИКИ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.

Педагогический потенциал игры является предметом неисчерпаемых научных исследований. Многими учёными отмечается роль игры в познании мира, развитии психических свойств, свойств интеллекта, в приобретении навыка общественных отношений и нравственного поведения, в формировании трудовых навыков и т.п. [1,5,7,8]. Развивающее и воспитывающее воздействие игровой деятельности настолько велико, что предоставляет широкие возможности для целенаправленного использования её в педагогическом процессе. Игра может выступать не только в качестве средства нравственного воспитания и физической подготовки, но и являться методом развития и обучения [4,5].

Следует отметить особое значение игр в физическом воспитании школьников. Многолетней практикой доказано их положительное влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся [3,4,5]. Благодаря эмоциональности игровой деятельности с большим интересом выполняются как простые, так и сложные двигательные действия. Стихийность и непредсказуемость игровых действий создаёт благоприятные условия для развития широкого круга двигательных способностей, которые проявляются во взаимосвязи т.е. комплексно.

Особое место занимает проблема использования игр в учебном процессе по гимнастике. Специфичность гимнастических упражнений предъявляет к физической и психической подготовленности учащихся особые требования. Многие гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами согласования движений. Кроме того, обучение этим движениям связано с требованием выполнять упражнения в гимнастическом стиле. Все это для большинства учащихся непривычно и сложно, и поэтому зачастую основано на проявлении значительных волевых усилий. Возникающее при этом состояние психической напряженности ухудшает внимание и работоспособность занимающихся, вызывает утомление. Использование игрового метода, напротив,  позволяет активизировать деятельность учащихся. Эмоциональность игровых ситуаций снижает психическое напряжение, способствует максимальному проявлению физических и духовных сил [6,8].

Проведённые исследования показывают, что абсолютное большинство специалистов признают эффективность игровой деятельности в педагогическом процессе по физической культуре [2]. Однако на уроках с гимнастической направленностью игры используются неоправданно мало. Обучение элементам гимнастики происходит с преимущественным использованием  методов строгой регламентации, игровой и соревновательный методы используются редко. В то же время, большинство опрошенных считают, что наибольший интерес к изучению гимнастических упражнений наблюдается при использовании игрового метода обучения [2].

При обучении гимнастическим упражнениям наибольшее применение игровой  метод  находит  на  этапе  совершенствования, меньше используется на этапе ознакомления  и  разучивания.

Использование игрового метода на уроках  гимнастики  затруднено рядом причин,  среди которых недостаток научно-методической литературы;  отсутствие игрового материала для уроков с  гимнастической направленностью;  малое внимание к данному вопросу при подготовке специалистов в ВУЗе.

В результате педагогических наблюдений было обнаружено, что при решении образовательных задач  игровой  метод учителями практически не используется, тогда как при  оценке  эффективности данный метод  обучения педагоги поставили на одно из ведущих мест [2].

Игровой арсенал учителей отличается небольшим объемом и  однообразием. Содержание игр, как правило, не связано со спецификой гимнастических упражнений и не отражает  структуры  и  содержания изучаемого на уроке материала.

В большинстве наблюдаемых случаев, игры организуются в конце основной части урока и составляют 1,4-1,5% времени  всего  урока, при этом, игры чаще всего используются с целью эмоциональной разрядки и развития двигательных способностей.

Таким образом, несмотря на широкие возможности игрового метода в учебном процессе, на уроках с гимнастической направленностью он применяется недостаточно. Причиной этого явления видится недостаточное владение специалистами технологией организации педагогического процесса с использованием игры. Особенно важным является умение моделировать систему игровых средств, направленную на овладение учебным материалом по гимнастике. Данная система непременно должна учитывать специфику  учебного материала, возрастные особенности, а так же интересы учащихся.

Процесс развития двигательных способностей, а так же усвоение и закрепление учебного материала с использованием игры эффективно только тогда, когда игра отвечает конкретной педагогической задаче. Это значит, что игровые средства должны содержать в себе действия сходные по структуре  и характеру нервно-мышечных напряжений с изучаемым элементом.

В качестве критериев, определяющих степень  пригодности  той или иной игры для решения конкретной педагогической задачи,  можно принять следующие положения:

а) соответствие игрового средства поставленной задаче;

б)   игра должна  частично или полностью  отражать содержание и структуру изучаемого двигательного действия;

в) возможность контроля над качеством исполнения;

 г)  используемые игровые  средства  должны  соответствовать возрастным особенностям учащихся, их подготовленности и  интересам;

д)  безопасность при проведении игры;

е) возможность участия в игре  всех учащихся одновременно.

Определив состав игровых средств необходимо систематизировать их. Систематизация игрового материала  заключается  в  определении последовательности и объема  использования  игровых  средств. Последовательность применения игр напрямую зависит от  последовательности решения педагогических задач,  возникающих  в  процессе обучения. Объём использования игрового метода определяется спецификой изучаемого двигательного действия, его сложностью, новизной и подготовленностью учащихся.

В процессе обучения гимнастическим упражнениям игровой метод целесообразно использовать в сочетании с методами разучивания в целом и по частям,  методом  слова  и  наглядным методом. Соотношение этих методов определяется уровнем  владения  техникой изучаемого двигательного действия и его сложностью.  Кроме  того, вопрос оптимального сочетания игрового метода с другими  методами обучения рассматривается в тесной взаимосвязи с этапами формирования двигательного навыка.

На начальном этапе обучения, при ознакомлении с техникой, доминирующее место занимают методы,  несущие объяснительно-словесную и  чувственную  информацию  о  параметрах действия, поэтому игровой метод здесь практически не используется.  На стадии углублённого разучивания применяется в сочетании с методами  разучивания в целом и по частям. На этапе совершенствования игровой метод используется в наибольшем объеме.

На начальных этапах обучения рекомендуется использовать игровые средства, в которых наибольшее значение имеет правильное исполнение гимнастических упражнений, быстрота выполнения игрового задания в большинстве случаев не учитывается. На стадии совершенствования двигательного действия внимание уделяется как качеству, так и быстроте его выполнения.

Для систематизации игрового материала  процесс обучения разбивается на ряд последовательных этапов, где для каждого этапа разрабатываются частные задачи и определяются методы обучения и сами игровые средства.

Таким образом, процесс моделирования игровой учебно-познавательной деятельности включает следующие стадии:

1) определение цели и педагогических задач;

2) подбор игровых средств;

3) систематизация игрового материала;

5) реализация игровой учебно-познавательной деятельности в конкретном педагогическом процессе.

 

Список литературы

  1. Газман О.С. О понятии детской игры.//Игра  в  педагогическом процессе.- Новосибирск, 1989.- с. 3-12.
  2. Загрядская О.В. Игровой метод обучения гимнастическим упражнениям на уроках физической культуры в 5-6 классах: автореф. Дисс… канд. . пед. Наук – СПб, 1999.- 17 с.
  3. Иванов М.А. Игровой метод как фактор повышающий эффективность специальной подготовки юных гимнастов: Автореф.  дис.  канд. пед. наук.- М., 1984.- 14 с.
  4. Игра в педагогическом процессе /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Н.П.Аникеевой.- Новосибирск,1989.- 121 с.
  5. Неверкович С.Д. Об оценке эффективности обучающих игр. //Методология и практика имитационных игр.-,М., 1984.
  6. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии.//Игровое моделирование.- Новосибирск, 1987.
  7. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педгиз, 1978. 1978.- 304 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИМНАСТИКИ» description=»Игровая деятельность с давних пор является общепризнанным способом воспитания, обучения и развития детей. Применение игры в физическом воспитании позволяет развивать двигательные способности в их взаимосвязи, а так же оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательных навыков. Эффективность воздействия игровых технологий в педагогическом процессе определяется качеством моделирования игровой учебно-познавательной деятельности.» author=»Загрядская Ольга Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх