Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ВОПРОСУ ОБ «ИЗМЕРЕНИЯХ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ ОБ «ИЗМЕРЕНИЯХ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами. То, что они собой представляют, совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, следовательно, зависит от материальных условий их производства»(Соч. 2-е изд. Т.3. С.19). Следовательно, если считать образование специфической сферой духовного производства, важнейшая функция которого состоит в производстве самого человека как социального существа, то такой подход обусловливает необходимость пересмотра не только целей и содержания всех этапов профессионального образования, но и смысла деятельности обучающегося, уровня его активности и позиции в образовательном процессе высшей школы. В связи с этим, вопрос об условиях духовного производства личности современного специалиста, есть, прежде всего, вопрос о формах, методах, средствах и условиях обучения на всех этапах профессиональной подготовки в высшей школе.

Г. Спенсер писал: «Великая цель образования – это не знания, а действия» [1, с.344]. В этом ракурсе значение знаний, представленных знаковыми системами, не абсолютизируется, но и не отрицается. Познание в философском толковании — это «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий» [7, с.348]. Следовательно, целенаправленные сознательные человеческие действия по преобразованию объекта деятельности осуществляются на основе знаний, которые становятся средствами регуляции деятельности субъекта и выполняют функции ориентировочной основы деятельности.

Таким образом, приобретенная будущим специалистом триада «знания, умения и навыки» должна выполнять функции средства регуляции профессиональной деятельности, то есть становиться ориентировочной основой всей совокупности компетентных действий специалиста. С этих позиций личностный смысл активности студента – будущего специалиста, должен заключаться не только в усвоении обобщенного и систематизированного опыта человечества, представленного в знаковых системах, а в формировании через их посредство целостной структуры профессиональной деятельности.

Такой подход требует использования системного научного знания (полноценного знания), компонентами которого являются ядро фундаментальных знаний и вариативные ему профессиональные знания, в качестве ориентировочной основы компетентных действий будущего специалиста на всех этапах его подготовки в вузе. В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения не формального «включения» фундаментальной дисциплины в процесс профессиональной подготовки, которое позволит сформировать к ней личное ценностное отношение, основанное на понимании значимости фундаментального образования и его влиянии на результаты профессионализации.

Экспериментальное изучение проблемы формирования мотивов профессиональной деятельности позволило определить: в учебной деятельности студента как осознанной активности личности при осуществлении целостной деятельности (профессиональная подготовка) его представление о системе подготовки выражается в мотивации, реализующейся как субъективная модель подготовки специалиста (ценностные ориентации, мотивы учения, мотивы выбора профессии, установки).

Это означает, что уже на этапе фундаментальной подготовки необходимо развивать индивидуальный ментальный опыт в процессе овладения модельным представлением о целостной профессиональной деятельности, то есть приблизиться к решению реальных профессиональных проблем. При этом в процессе обучения фундаментальной дисциплине развитие индивидуального ментального пространства в познании объективных закономерностей реальной действительности должно обусловливать положительную динамику формирования профессиональных мотивов и ценностного отношения к содержанию будущей профессиональной деятельности. С этих позиций обучение каждой естественнонаучной дисциплины должно быть детерминировано будущим, и внести свой весомый вклад в формирование профессиональной грамотности будущего специалиста, которая является социальным индикатором и общепризнанным интегральным показателем эффективности образовательной системы вуза.

 В этой связи заслуживают пристального внимания и осмысления работы Л.Н. Лесохиной и А.Н. Лапицкого, в которых обоснована необходимость широкого понимания профессиональной грамотности [3]. По мнению ученых профессиональная компетентность человека «измеряется»  не только профессиональной грамотностью на уровне знаний, навыков, умений (узкое понимание профессиональной грамотности), но и его грамотным (нравственным) поведением. Именно широкое понимание профессиональной грамотности позволяет сформировать адекватные представления о содержании профессиональной деятельности и на этой основе осуществить ее моделирование в обучающей среде учебной дисциплины (в том числе и фундаментальной естественнонаучной дисциплины).

Категория «грамотность» как социальный индикатор и показатель эффективности образовательной системы исходит из связи образования и человеческой деятельности (в том числе и профессиональной деятельности). Под таким углом зрения «грамотность» принимается как качественная характеристика социального и жизненного опыта человека. Именно поэтому конструктивные решения, направленные на повышение грамотности, следует принимать на основе возвышения личного опыта человека, расширения свободы выбора, приобщения к общецивилизованным процессам. Вместе с тем, возвышение индивидуального опыта должно быть неразрывно связано с воспитанием грамотного поведения, то есть воспитания и развития способности регулировать и саморегулировать осуществляемую деятельность (учебно-познавательную, профессиональную) на основе нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей [2].

В философии «труд» определяется «как материально — преобразующая предметная деятельность, которой человек обязан как своим первоначальным становлением так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств» [7, с.114]. При этом осуществление материально — преобразующей предметной (профессиональной) деятельности следует понимать как «процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природыобъектом своей деятельности» [7, с. 114].

Грамотное поведение специалиста в процессе освоения явлений природы и познания ее объективных закономерностей позволяет ему осуществлять сознательные и целенаправленные преобразования вещества природы, результаты которых изменяют содержание материального и духовного мира специалиста. В целостном процессе преобразования вещества природы, объединяющем относительно самостоятельные процессы теоретической и материально — технической деятельности, грамотный специалист  «относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе и особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. …не просто взаимодействует с природой, а постепенно ее саму включает в состав своей материальной и духовной культуры» [7, с.114].

В согласии с методологическим принципом дополнительности профессиональная грамотность на уровне знаний, умений, навыков и грамотное поведение следует рассматривать как формы проявления и обнаружения сущности профессиональной деятельности специалиста. Следовательно, для воспроизведения целостности профессиональной деятельности специалиста, только, вместе взятые, эти формы исчерпывают всю поддающуюся определению и передаче информацию о содержании профессиональной деятельности. Широкое понимание профессиональной грамотности дает основание считать основными, содержательными компонентами  профессиональной деятельности знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт ценностных отношений. В диалектическом единстве указанных системных компонентов профессиональная деятельность обретает свою целостность. Тогда обеспечение диалектического единства указанных системных компонентов становится необходимым условием для осуществления моделирования целостной профессиональной деятельности в обучающей среде любой учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалиста [4, 5,6].

Список литературы

  1. Борохов Э.А. Энциклопедия афоризмов. – М.: “АСТ”, 1999.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975, с.20
  3. Лесохина Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности: Автореф. д.п.н.: АПНСССР НИИ непрерывного образования взрослых. – СПб,1991.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996,308 с.
  5. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес,2002, 320 с.
  6. Ревен Д. Компетентность всовременном обществе:выявление, развитие и реализация: пер. с англ.М.: Когнито-центр, 2002,396 с.
  7. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова.- 6-е изд.- М.: Политиздат,1991. 560 с.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ ОБ «ИЗМЕРЕНИЯХ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА» description=»В статье профессиональная компетентность специалиста «измерена» не только профессиональной грамотностью на уровне знаний, навыков, умений (узкое понимание профессиональной грамотности), но и грамотным (нравственным) поведением специалиста при решении профессиональных проблем.» author=»Медведева Людмила Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/http://jurnal.umsu.ac.id/public/http://jurnal.univrab.ac.id/slot-gacor/https://fbs.unj.ac.id/wp-content/slot-gacor/https://jurnal.ikipjember.ac.id/slot-online/