Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [21]. Государство признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Эффективно может развиваться то государство, которое гарантирует социальную защиту, «расширяющую возможности своих граждан путём всеобщего доступа к системе образования и другим социальным услугам» [13].

Образование (образовательные услуги) относят к сфере социальных услуг, эти услуги исключительно важны как для отдельной личности, так и для общества в целом [9]. В связи с этим некоторые авторы называют образовательные услуги (ОУ) – общественным благом.

Общественное благо характеризуется следующими свойствами:

  1. Общедоступность. Сфера потребления распространяется на всех членов общества, исключена их неделимость. В ст 43 п. 1,2 Конституции Российской Федерации отмечено «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [21].
  2. Неконкурентность. Потребление блага одним индивидом не снижает его доступности и полезности для других. ОУ может быть оказана одновременно не только одному обучаемому, а коллективу учащихся, т.е. ей свойственен совместный характер потребления. Причём ОУ одного качества может быть оказана неограниченное количество раз.
  3. Неисключаемость. Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. Согласно ст 43 Конституции РФ производитель ОУ не может препятствовать потреблению её кем бы то ни было.
  4. Долговременность. Текущее потребление общественного блага не сокращает потребление следующего поколения людей. ОУ может неограниченное количество раз тиражироваться производителем в течение определённого периода времени.
  5. Бесплатность. «Обычно предполагается, что общественное благо поставляется государством и оплачивается за счёт обязательного налогообложения. Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен. В связи с этим, возможно рассмотреть образование или комплекс предоставляемых населению образовательных услуг, где производителем выступает государство как общественное благо» [3]. Конституцией РФ гарантируется «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [21].
  6. Влияет на изменение качества жизни всего общества. ОУ приносит выгоду всему обществу, а не только отдельной личности. Кроме того, общество диктует личности тот перечень знаний, которым она должна обладать, чтобы занимать определённое место в обществе, играть в нём определённую роль. Свобода человека получать или не получать ОУ ограничена, поэтому ОУ – общественное благо.
  7. Удовлетворение разнообразных потребностей; при этом в них неимущественный интерес превалирует над имущественным [1, 19].

Блага, не обладающие этими качествами, называются «частными», или «благами индивидуального потребления». Рассмотрим свойства частного блага:

  1. Неделимость, т.е. доступность индивидуальным покупателям. «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование…» [21], т.е. образование можно получить вне конкурса на платной основе.
  2. Выступает объектом купли-продажи. Это значит, что те, кто имеет потребность и возможность оплатить ОУ, получают её, а те, кто не в состоянии или не хочет оплатить, исключаются из потребления.
  3. Направлена на конкретного потребителя. ОУ оказывается конкретному потребителю и только через него – обществу в целом.

На основании вышеизложенного видим, что ОУ можно отнести как к общественному, так и к частному благу. В связи с этим не только ОУ, а большинство социальных услуг являются «смешанно-общественным благом», т.е. сочетают в себе черты как общественного, так и частного блага.

Такой точки зрения придерживаются Пугач В.Н., Абдуллина С.В. «ОУ в большинстве случаев имеют свойства и признаки и частных, и общественных благ. ОУ согласно теории услуг являются «смешанными» общественными благами» [14]. Колесников А.К. также утверждает, что «обладая большим социально-экономическим потенциалом, высшее образование имеет двойственную природу. Сохраняя свою миссию передачи накопленных ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому, оно является общественным благом.

Однако реально существующие в сфере образования экономические отно­шения не вписываются в трактовку ОУ как чистого общественного блага, поскольку они носят также и коммерческий характер. Поэтому услуги высшего образования относят к смешанному благу» [8].

Многие авторы [2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 16, 17, 18, 20] выделяют ряд специфических характеристик ОУ как смешанного блага. К таким характеристикам относят следующие:

  1. Временной характер (сезонность). То есть начало оказания образовательной услуги приходится, как правило, на осенний период времени и заканчивается, чаще всего, в летний период времени. Следовательно приступить к потреблению ОУ можно только в строго установленный период времени.
  2. Несохраняемостью. Оказание и потребление происходит одновременно. ОУ невозможно накапливать, складировать.
  3. Изменчивостью качества. Некоторые авторы утверждают, что «качество образовательных услуг может существенно различаться в зависимости от того, какое образовательное учреждение и как их оказывает». Мы же считаем, что качество зависит не только от производственной и информационной среды (действительно «качество специалистов», у которых есть дипломы одной и той же специальности/направления, но получивших образование в разных образовательных организациях, будет разным даже при одинаковых оценках в дипломах), но и от компетентности профессорско-преподавательского состава, его отношения к образовательному процессу, даже от самочувствия преподавателя.
  4. Отсутствием гарантии. В силу субъективных и объективных причин доказать факт оказания некачественной ОУ (в форме проведения лекций, семинарских занятий, консультаций) даже по истечении непродолжительного периода времени практически невозможно.
  5. Неосязаемость услуги (нематериальность). Её невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности приобретения до момента использования.
  6. Целостность. Для потребителя ОУ имеет ценность только тогда, когда он получит её в полном объёме.
  7. Длительность потребления и последующего использования. Процесс оказания и потребления ОУ растянут по времени (от нескольких дней до нескольких лет), а периодом использования полученной услуги может быть вся дальнейшая жизнь потребителя.
  8. Сложность. ОУ технически и методически настолько сложна, что требует от производителя обязательного уровня квалификации.
  9. Многократность использования. ОУ может неограниченное количество раз тиражироваться производителем в течение определенного периода времени.
  10. Активное участие потребителя. В процессе представления услуги от потребителя требуется активное личное участие и определённый набор навыков, умений, усилий для потребления этой услуги. Качество услуги и её результат определяется не только качеством производственной, информационной среды, компетентностью преподавателя, но и личностью клиента, его настроем, прилежанием, внимательностью, способностями, старанием, трудолюбием и желанием сотрудничества в процессе приобретения услуги. Целью оказания ОУ является не просто передача знаний, умений, навыков, а ещё и усвоение этих знаний и умений со стороны обучающихся. Ни для одной другой сферы услуг не характерно, чтобы в обязанности исполнителя вменялось осуществление систематического контроля (промежуточная, итоговая аттестации) за исполнением обязанностей встречной стороной – обучающимся (потребителем). Специфика, а отсюда и сложность оказания ОУ состоит в том, что её качество в значительной степени зависит от потребителя, который не является профессионалом, но претендует на самую активную роль в процессе реализации ОУ.
  11. Возможность коллективного потребления.
  12. Необходимость непрерывности осуществления процесса для получения максимального результативного эффекта.
  13. Потребность сложной информационной и производственной среды. Для их реализации необходимы профессиональные кадры, причём различного профиля, нужна специальная инфраструктура: лаборатории, оборудование, методологические пособия и т.д.
  14. Качество ОУ зависит от предшествующего уровня подготовки абитуриента.
  15. ОУ приносят пользу не только студенту, но и обществу.
  16. Невозможность непосредственного стоимостного измерения. Невозможно рассчитать все затраты (себестоимость) на оказание ОУ. Это трудно осуществить в силу того, что студенты имеют различный уровень подготовки. В связи с этим, одному студенту стоит просто выдать задание, другому студенту потребуется несколько консультаций для качественного выполнения данного задания. То есть на лицо различные временные и трудозатраты, но, тем не менее, они имеют одинаковое стоимостное измерение.
  17. Многозначность целей. Они оказываются в комплексе с духовно-нравственным, творческим, физическим и т.д. развитием личности. Таким образом, можно сказать, что ОУ непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.
  18. Молодой возраст потребителей.
  19. Измеряемость результатов обучения. Оценивание знаний, умений, навыков – неотъемлемая часть педагогических технологий.
  20. Высокая личностнообщественная значимость. ОУ развивает и преобразует личность потребителя, то есть влияет на развитие личности, а через него на общество.

Учитывая специфические характеристики смешанного блага – ОУ, её можно классифицировать следующим образом [4, 12, 14, 15]:

Классификация образовательных услуг:

  1. По длительности предоставления услуги:

– долгосрочные (более одного года);

– среднесрочные (до одного года);

– краткосрочные (не более двух академических часов).

  1. По источнику финансирования:

– за счёт средств федерального бюджета;

– за счёт средств юридических лиц;

– за счёт средств физических лиц.

  1. По организационно-правовой форме образовательных организаций:

– государственные;

– муниципальными;

– частные.

  1. По типу образовательных организаций:

– дошкольная;

– общеобразовательная;

– профессиональная;

– высшего образования;

– дополнительного образования;

– дополнительного профессионального образования.

  1. По виду ОУ:

– аудиторные занятия (лекционные, семинарские, лабораторные, практические);

– практика;

– промежуточная аттестация (экзамен, зачёт);

– государственная итоговая аттестация и т.п.

  1. По уровню образования:

6.1. Общее образование:

– дошкольное;

– начальное;

– основное;

– среднее.

6.2. Профессиональное образование:

– среднее;

– высшее – бакалавриат;

– высшее – специалитет, магистратура;

– высшее – подготовка кадров высшей квалификации.

6.3. Дополнительное образование:

– дополнительное образование детей и взрослых;

– дополнительное профессиональное образование.

  1. По специализации (направлению):

– экономические;

– юридические;

– технические и т.д.

  1. По форме реализации образовательных программ:

– сетевая форма;

– с применением электронного обучения;

– с применением дистанционных образовательных технологий

  1. По форме получения образования:

– в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

– вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

  1. По форме обучения:

– очное;

– очно–заочное;

– заочное.

В результате проведённого исследования, мы пришли к выводу – ОУ смешанное благо, так как обладает признаками общественного и частного блага, имеет ряд специфических характеристик, отличающих её от других видов социальных услуг. А также, в силу специфики, ОУ можно классифицировать по определённому ряду признаков.

Список использованных источников:

  1. Баринов Н.А.Имущественные потребности и гражданское право. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – 192 с.
  2. Бочков В.Е.Понятие образовательной услуги в гражданско-правовом обороте в контексте формирования системы открытого дистанционного образования как объекта отраслевой экономики // Право и образование. 2004. № 4. С. 5 – 18.
  3. Гневашева В.А. Значимость понятия «общественное благо» при формировании рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2012. № 1. С. 112 – 114.
  4. Гривенная Е.Н. Понятие и сущность образовательной услуги как правовой категории // Общество и право. 2013. № 4 (46). С. 301 – 305.
  5. Демичева Н.В. Взаимосвязь понятий «педагогическая технология» и «образовательная услуга»// Научные исследования в образовании. № 9. С. 19 – 22.
  6. Зотов В.Н. Франчайзинг в сфере услуг: образовательные услуги // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 2 (2). С. 194 – 199.
  7. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. М.: Готика, 2005. – 432  с.
  8. Колесников А.К. Концепция измерения сложности образовательной программы (на примере программ высшего профессионального образования) // Образование и наука. 2011. № 7. С. 33 – 47.
  9. КузнецоваС.В. Теоретико-методологические аспекты развития рынка образовательных услуг // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. 2008. № 3. С. 14 – 21.
  10. Ланцева Т.В. Основные направления совершенствования механизма управления государственным образовательным учреждением / Научные труды XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики и экономики» (часть II). М: МГУПИ, 2009.
  11. Майбуров И.А.Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» // Право и образование. 2003. № 5. С. 34 – 43.
  12. Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // https://base.garant.ru/70291362/
  13. Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2005.
  14. Пугач В.Н., Абдуллина С.В. Образовательные услуги: общие понятия // Интернет-журнал. Науковедение. 2013. № 2 (15). С. 16.
  15. Семендуев В.И., Цыбулина Д.Н. Особенности сферы образовательных услуг России в условиях модернизации социально-экономической системы // Новые технологии. 2011. № 1. С. 118 – 121.
  16. Скутнева Е.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2009. №11. С. 75.
  17. Толстяков Р.Р. Системный подход к определению инновационной образовательной услуги // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8. С. 354 – 360.
  18. Цыремпилова Е.А. Экономическая сущность и специфические особенности образовательных услуг // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 12 (18). С. 92 – 95.
  19. Шешенин Е.Д.Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. ст. М.: Статут, 2001. – 431 с.
  20. Якушина Т.В. Сущность и особенности образовательной услуги как экономической категории // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 6. С. 158 – 160.
  21. URL: (дата обращения 18.11.2014).[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ» author=»Степанова Вера Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found