Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОГО БОРЦА ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОГО БОРЦА ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В содержание комплексного контроля в любом виде спорта входит применение методов этапного, текущего и оперативного контроля, позволяющее объективно оценить перманентное, текущее и оперативное состояние двигательных функций спортсмена в рамках однократного обследования (Запорожанов В.А., 1982; Булкин В.А., 1983,1996; Годик М.А., 1988). Проведение такого обследования включает в себя: контроль за динамикой показателей устойчивого состояния, достоверные сдвиги которых могут быть получены через один-два месяца подготовки; контроль за динамикой показателей, отражающих кумулятивный эффект от серии тренировочных занятий в рамках двух-трех микроциклов подготовки; контроль за показателями оперативного состояния, отражающими срочный эффект от выполненной тренировочной нагрузки в рамках одного микроцикла подготовки.

Регламент комплексного педагогического контроля в греко-римской борьбе определяется спецификой формирования контролируемых состояний юного спортсмена-борца (оперативных, текущих, этапных) с учетом их системных характеристик в зависимости от вида тренировочной и соревновательной деятельности, поставленных задач и индивидуальных особенностей спортсмена. [8] Все вышеперечисленные формы контроля объединяются в комплекс, который является основой получения, переработки и подачи информации для реализации управленческих решений (Булкин В.А., 1987) и улучшению усовершенствованию и развитию тренировочных программ и методик обучения спортсменов, особенно на начальном этапе. В греко-римской борьбе осуществление данного контроля связано с необходимостью оценивать динамику состояния физической, технико-тактической и психологической подготовленности юного спортсмена, развивающиеся как в результате длительного периода тренировочного процесса, так и под влиянием нагрузок отдельных упражнений, занятий, микроциклов и макроциклов. Это позволяет планировать тренировочный процесс борца наиболее рационально, исходя из возможностей спортсмена, возрастной группы, в определенный отрезок времени, специфики воздействия на его организм отдельных упражнений и их комплексов, индивидуальных и групповых особенностей адаптации организма спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам, учитывая все факторы.

Важно учитывать, что основными задачами поэтапного контроля являются определение изменения состояния спортсмена-борца под воздействием относительно длительного периода тренировочного процесса и разработка и усовершенствование стратегии на последующие этапы и периоды подготовки спортсмена, необходимо отметить, что в процессе данного контроля всесторонне оценивается уровень развития различных видов подготовленности (специальная подготовка юного борца и общефизическая подготовленность), выявляются возможные недостатки этих аспектов и устанавливаются дальнейшие резервы их совершенствования. [7] В результате разрабатываются и усовершенствуются индивидуальные планы построения тренировочного процесса по греко-римской борьбе для юных спортсменов на отдельные периоды подготовки (микроциклы и макроциклы) или на весь годичный тренировочный цикл, в зависимости от подготовленности спортсмена и его уровня владения техникой и спортивного разряда.

В практике подготовки квалифицированных юных борцов греко-римского стиля, как перспективного костяка для взрослой команды,  поэтапный контроль реализуется путем проведения углубленных комплексных обследований  и этапных комплексных обследований. [4,6] Например, этапные комплексные обследования целесообразно проводить три-четыре раза в течение годичного тренировочного цикла, причем первое и второе обследование следует осуществлять в подготовительном периоде (рис.1.), а третье и четвертое  этепное комплексное обследование, обычно, проводятся в соревновательном периоде подготовки. В блок задач комплексных обследований поэтапно входит определение уровня физической подготовленности борцов, оценка функционального состояния спортсменов, установление уровня технико-тактической подготовленности, коррекция индивидуальных планов подготовки.

Рис.1. Тренировочный процесс юных борцов греко-римского стиля

Реализация и внедрение вышеперечисленных задач комплексное обследования, которое проводится поэтапно, предусматривает включение в их программу тестов для оценки общей и специальной подготовленности борцов, спортивно-технических показателей для определения динамики технико-тактического мастерства, тестов для оценки уровня функциональной подготовленности на основе данных о состоянии нервно-мышечной системы и вестибулярного анализатора, электрокардиографического и психофизиологического обследования. [1]

Для углубленного комплексного обследования и комплексного обследования, которое  аналогично проводится поэтапно, необходимо грамотно и правильно подобрать тесты и показатели, на результатах которых не отражается динамика повседневных состояний юных спортсменов под влиянием кратковременных нагрузок, например, если неправильный выбор тестов  приводит к тому, что фиксируется не действительный уровень показателей состояния юного борца в результате длительного периода тренировки, лишь некоторые текущие изменения, которые могут существенно колебаться в течение короткого временного отрезка, в связи с этим необходима объективная оценка подготовленности юного спортсмена с помощью специфических для греко-римской и спортивной борьбы тестов, требующих предельной мобилизации функциональных возможностей борцов (соревновательная встреча-схватка). Данной специфической нагрузкой, которая требует максимального проявления психологических, физических, функциональных и технико-тактических возможностей, является нагрузка, которую переносит юный борец в ходе проведения соревновательного поединка с равным по силам соперником-борцом. Текущий контроль осуществляется в течение двух-трех микроциклов, используется для оценки реакции организма юного борца на нагрузки различного характера и определения влияния этих нагрузок на функциональные возможности спортсмена, оценивается соревновательная деятельность юного спортсмена, его готовность, благодаря чему осуществляется правильная коррекция планов дальнейшего тренировчного процесса в подготовке к следующему соревновательному периоду.  Авторы Тараканов Б.И., 1983; Новиков А.А., 1990; Никуличев В.А., 1990; Кулибаба В.Л., Тараканов Б.И., Кудлай С.А., 1997; Дашинорбоев В.Д., 1999 рассматривали спортивно-технические показали борцов в разное время.

Рассмотрим предельную  частоту пульса в специальных упражнениях для борцов, включаемых в аэробную гимнастику во время разминки, уд/мин. (табл.1), темп выполнения упражнений из комплекса разминки аэробной гимнастики  определяется спортсменами-борцами (лидеры разминки) во время каждой тренировки борца.

Таблица 1

Предельная частота пульса юных борцов в специальных аэробных гимнастических упражнениях, ключенных в разминку, уд/мин.

Физическая подготовленность

Граница возраста юного борца, лет

10-11 11-12 12-13 13-14 15-16
Слабоподготовленные 78 79 81 78 76
Хорошо подготовленные 79 78 76 74 72
Подготовка высокоподготовленные 75 76 74 72 68

Оперативный контроль за подготовкой юных борцов греко-римского стиля направлен, преимущественно, на коррекцию программ тренировочных занятий, что позволяет использовать наиболее разнообразные методы и тесты для определения оптимального для каждого юного спортсмена режима нагрузок и отдыха, а также для установления индивидуальных характеристик показателей тренировочных нагрузок на ближайшие тренировочные занятия для дальнейшего развития спортсмена. Рациональный выбор данных показателей и характеристик связан с многогранными путями реализации оперативного контроля за уровнем физической и технико-тактической подготовленности юных борцов (его психологические особенности характера необходимо учитывать) в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия спортсменов в тренировочных сборах и соревнованиях разных уровней.

В  греко-римской борьбе, как и в других видах спорта, функциональные качества спортсмена входят и психологические показатели, а именно на  желание и положительные эмоции юных борцов влияет методика оценки их деятельности, отношение их тренера-преподавателя к их успехам в выполнении тех или иных заданий, методика формирования их социального статуса. Из этого следует, что  тестирование физической подготовленности юных борцов целесообразно проводить индивидуально  для каждого спортсмена во время выполнения разнообразных заданий на общей тренировке. Тренер для себя фиксирует полученные результаты или записывает особенности выполнения различных упражнений, что способствует улучшению планирования и составления тренировочной программы и подготовки к соревновательному периоду индивидуально учитывая особенности каждого спортсмена, грамотно подбирая комплекс технических упражнений.

В заключении, необходимо сказать, что грамотное распределение во времени физических, координационных, ситуативных и психострессорных заданий и упражнений на этапах спортивной подготовки юных борцов, как в греко-римской борьбе, так и в других видах единоборств, распределение этих нагрузок в зависимости от биологического возраста, индивидуальных характеристик юного спортсмена. В связи с этим необходима и желательна индивидуализация заданий и разработка тренировочного процесса для максимально каждого юного спортсмена, если рассматривать его как «перспективный материал» для будущих побед и красивой техничной борьбы.

На ранних этапах подготовки нежелательно нагружать юных спортсменов общефизическими нагрузками в ущерб расширению двигательной культуры,а наоборот уделить внимание скоростным упражнениям на развитие ловкости, скорости. Проигрывая  несколько встреч на соревнованиях или несколько соревнований длительное время, многие юные спортсмены могут ощущают в себе робость перед теми, у которых они уже могут и выиграть из-за своего внутреннего страха или неуверенности в своих силах, вспоминая предшествующие проигрыши. Поэтому тренерам и педагогам необходимо учитывать этот фактор и максимально настраивать таких юношей на преодоление своего внутреннего страха, помочь ребенку во время  следующих соревнований и турниров провести свой «коронный» прием или комбинацию приемов, почуствовать уверенность в освоении навыков выполнения отработанной им техники выполнения броска или движения в партере, дать понять, что у юного борца есть все шансы победить и успешно выполнить и провести свою технико-тактическую комбинацию и стать победителем.

Список литературы:

  1. Coakley J.J. Sport in society : Issues and controversies. — 3rd ed. — St. Louis [и др.]: Times mirror: Mosby college publishing, 1986. — 375 p.: Pictures.
  2. Roberts G.C. Learning experiences in sport psychology / Roberts G.C., Spink K.S., Pemberton C.L. — Champaign (Illinois): Human Kinetics, 1986. — 141 p.: Figs., tables.
  3. Автоматизированный многопараметрический педагогический контроль как фактор подготовки специалистов по физической культуре / Александр Витальевич Полянский [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2008. — N 3 (37). — С. 75-79.
  4. Баламутова Н.М. Педагогический контроль физического состояния студентов по результатам исследования функциональных показателей сердечно-сосудистой системы = Pedagogical control of students’ physical state after research results of cardiovascular system functional indicators / Баламутова Н.М. // Физическое воспитание студентов. — 2013. — N 1. — С. 7-11.
  5. Крикуха Ю.А. Греко-римская борьба: основы подбора и планирования учебного материала в группах подготовки юных борцов : учеб. пособие / Крикуха Ю.А., Грузных Г.М.; СибГАФК. — Омск, 1999. — 71 с.
  6. Тарабрина И.В. Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал: Педагогические науки. №4. 2015. – 137 с., — С. 108-116
  7. Тарабрина И.В. Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции /Под общ.ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – 466 с., — С. 425-430
  8. Худадов Н.А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации : дис. … д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Худадов Н.А.; ВНИИФК. — М., 1997. — 121 с.: ил.[schema type=»book» name=»КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОГО БОРЦА ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ» description=»Комплексный контроль динамический ситуаций организации и реализации технико-тактических действий юного борца греко-римского стиля остается одним из наиболее актуальных изучаемых вопросов в спортивной борьбе. На основе результатов всех видов контроля тренер-преподаватель получает возможноcть грамотно построить тренировочный процесс практически для каждого юного спортсмена-борца индивидуально, учитывая его особенности, при этом вся группа спортсменв одновременно развивается и готовится поэтапно к соревновательному периоду, учитывая нагрузку выполняемых упражнений. » author=»Тарабрина Ирина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found