Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕПРОДУКЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ В МЕДИЦИНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕПРОДУКЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ В МЕДИЦИНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

Одной из наиболее острых проблем современной российской науки является восстановление системы воспроизводства научных кадров, имеющей целью сохранение научных традиций и диапазона направлений научных исследований [1,с.120]. Согласно статистическим данным в целом в российской науке отмечается тенденция к снижению численности кандидатов наук  и увеличение числа докторов наук [2, с.66]. Официальная статистика объясняет процесс уменьшения численности кандидатов наук  оттоком из науки в другие отрасли экономики профессиональной, работоспособной и относительно молодой по возрасту (преимущественно в возрасте 30-39 лет) части научных кадров[5, c.77].

В то же время изучение научных кадров  в медицине носит в основном статистический характер, практически отсутствуют исследования формирования научного потенциала в динамике профессиогенеза [11, c.112; 10, c.58]. В связи с этим не разработана концепция отбора наиболее перспективных  для научной деятельности специалистов, и формирование научных кадров носит «стихийный» характер [4, c.91]. На наш взгляд, это одна из основных причин  нерационального распределения исследователей в медицине, провоцирующих  в свою очередь стагнацию в развитии отдельных медицинских наук [3, c.84].

Учитывая сосредоточение основного числа исследователей в медицине в секторе  высшего профессионального образования [6,c.80], мы провели медико-социологическое исследование студентов выпускного курса медико-биологического факультета как модели формирования научного потенциала на додипломной стадии профессиогенеза.

Основной причиной выбора специальности  студенты называют желание работать в медицине (44,2% респондентов), при этом желание заниматься научными исследованиями  в этой области отметили только 11,2%. Многие выбрали специальность по совету родителей и знакомых (27,5%), а 12,3% вообще не смогли указать причину своего выбора. Обращает внимание, что не более 11,3% считают выбранную специальность престижной, а четкое представление о специальности при поступлении в вуз имело всего 5,5%.

Отсутствие четкого представления о выбранной специальности вполне адекватно объясняет тенденции в изменении отношения к ней за время обучения в вузе у большинства студентов (у 72,1% респондентов), среди которых — «очень сильно изменилось» у 27,8%; изменилось в «лучшую сторону» — у 11,1%, появилось разочарование – у 33,4%.     Только у 5,55% респондентов отметили, что отношение к ней за время обучения в вузе не изменилось.

Таким образом,  больше половины выпускников (61,2%) медико-биологического факультета в разной мере испытывали кризис социально-профессиональной адаптации, связанный с отсутствием четкого представления о выбранной специальности, у значительного числа из которых (68,3% рассматриваемой группы) появилось разочарование. Учитывая, что 27,8% респондентов ответили, что у них «изменились планы на будущее», можно предположить, что более половины выпускников медико-биологического факультета, разочаровавшиеся в профессии готовы уйти из профессионального поля уже на этапе окончания вуза, даже не приступив к практической деятельности.

Для детализации перспектив профессиональной реализации респондентам был задан гипотетический вопрос: «Если бы Вам представилась такая возможность, что бы из перечисленных вариантов Вы реализовали?». Более трети выпускников (38,5%) выбрали вариант «перевелся на другой факультет медицинского университета», 5,5% — в университет немедицинского профиля; 5,5% — ушли бы в бизнес; 5,5%- готовы при возможности продолжить обучение за рубежом по той же специальности.

Менее половины студентов (44,2%)  оставили бы  все по-прежнему (часть из которых, возможно, не хочет изменений по несвязанным с профессией причинам).

Особый интерес в контексте нашего исследования представляют  перспективы практической реализации  полученной специальности выпускниками. Большинство выпускников (44,5%) надеются на востребованность в практическом здравоохранении. В то же время 11,2% даже на выпускном курсе не знают, чем будут заниматься после окончания вуза. Третья часть опрошенных (33,4%) предпочли бы заняться преподавательской и/или научной деятельностью. При этом 33,6% хотели бы работать в современной лаборатории за рубежом. Таким образом, реализовать теоретические знания и аналитические навыки готовы 67,2% (больше половины выпускников), из которых половина  хотела бы уехать за границу.

Социальная диагностика удовлетворенности полученного образования показала, что только 27,8% студентов «устраивает» (в разной степени) организация учебного процесса в вузе. При этом 27,5% респондентов не смогли ответить на вопрос. Значительная часть респондентов (44,6%) отметили перегруженность программ клиническими дисциплинами («лучше меньше хирургии и терапии»).

Полученные результаты позволяют эксплицировать возможные маркеры деформации системы воспроизводства научных кадров в отечественной науке: немотивированный выбор профессионального поля[7,c.137];  неадекватность учебной программы необходимым для специальностям компетенциям[12, c.78];   отсутствие  целенаправленного заказа на выпускников (значительная часть которых готова уйти из специальности)[9,c.157]; отсутствие перспективы благоприятных условий профессиональной реализации в национальной системе[8, c.48].

Таким образом, проведенный медико-социологический анализ формирования научных кадров на модели  специальности «медицинская биохимия» в динамике профессиогенеза  позволяет научно обосновать необходимость  создания системы заказа научных кадров для различных научных направлений медицины.

 

Список литературы:

  1. Доника А.Д. Научный потенциал в области медицины: структура и тенденции/ А.Д.Доника, С.А.Блюдников, А.В.Карпович // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. — № 3. – C.120-121
  2. Доника А.Д. Профессионализм как система ценностей: континентальный подход/ А.Д.Доника, А.Ю.Руденко, И.В.Засядкина //Успехи современного естествознания. – 2011. — № 12 – С.66-67
  3. Доника А.Д. Формирование мобильности профессионала в реалиях высшей школы / Доника А.Д., Доника Д.Д., Блюдников С.А.
    // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 3. — С. 83-84.
  4. Доника А.Д. Проблемы высшей школы в контексте интеграции в мировое образовательное пространство / Доника А.Д., Доника Д.Д.
    // Международный журнал экспериментального образования.- 2011. — № 3. — С. 90-91.
  5. Доника А.Д. Влияние образования на социально-профессиональный статус / Доника А.Д., Блюдников С.А., Карпович А.В.// Международный журнал экспериментального образования.- —  № 3. — С. 77.
  6. Доника А.Д. Маркеры деформации системы воспроизводства научных кадров в условиях высшей школы / А.Д. Доника, С.А.Блюдников // Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований. – 2011. — № 5 – С.80-81
  7. Доника А.Д. Приоритеты научных исследований на модели медицинских специальностей / А.Д.Доника, С.А.Блюдников // Международный журнал экспериментального образования . – 2011. — № 10 — С.137-138
  8. Доника А.Д. Современные подходы к определению статуса медицины / А.Д.Доника, С.Ю.Трофименко, Засядкина И.В. // Международный журнал  прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. — № 10 – С.47-48
  9. Доника А.Д. Социально-психологические проблемы интеграции в профессиональную группу врачей / А.Д.Доника, В.А.Леонова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. — № 3 – С.156-157
  10. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 — № 1(15) – С.58-60
  11. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты:дисс…д-ра соц. н. – Волгоград – 2010 – 368 с
  12. Карпович А.В. Профессионально-ролевой репертуар врача-руководителя в условиях модернизации института здравоохранения: дис. к.мед.н., Волгоград, 2011. – 154 с.[schema type=»book» name=»РЕПРОДУКЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ В МЕДИЦИНЕ » description=»В статье изложены результаты авторского медико-социологического исследования модели формирования научного потенциала в динамике профессиогенеза. Сделан вывод о необходимости создания системы заказа научных кадров для различных научных направлений медицины.» author=»Карпович Анатолий Васильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found