Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Культурология. ; ():-.

Многообразие подходов к изучению культуры ставит перед исследователем задачу выбора метода, который соответствует сущности самого феномена. В современной культурологии этому критерию отвечает антропологический подход, но не в традициях культурантропологии и социальной антропологии, а тогда, когда он имеет всеобъемлющий характер и возведен в ранг парадигмы.

Термин «парадигма» происходит от греческого  paradeigma — «пример», «образец». Этимология слова как нельзя лучше отражает сущность того, чем является парадигма – образцом мышления, характерного для той или иной культурно-исторической эпохи. В широком смысле парадигма определяется как набор убеждений, ценностей, образцов решения конкретных задач, исследования конкретных вопросов. В целом, она задает тот круг проблем, которые имеют смысл и принципиально решаемы. Некоторые из парадигм имеют философскую природу, они общи и всеохватны, другие – руководят научным мышлением в довольно специфических областях. На этой основе  в современных философских теориях строится «парадигмальный» [10] подход к исследованию явлений разного порядка.

История введения в науку термина «парадигма» насчитывает уже около пятидесяти лет. Приемлемым теоретическим концептом систематизации философско-антропологических учений является внесенное Т.Куном в философию науки понятие «парадигма» для характеристики общепризнанных научных достижений. Современный исследователь сталкивается с поливариантностью этого понятия, применение которого можно встретить в как в естественных науках, так и в философии, культурологии, психологии, социологии и др.

Вклад в развитие методологии философских парадигм внесли такие отечественные исследователи,  как Н.Б.Бакач [1], В.А.Конев [6],  Н.С.Розов [9],   В.С.Степин [10,11] и другие. В их трудах обосновывается правомерность  использования «парадигм» не только в научном, но и философском знании,  что значительно расширяет рамки применения понятия «парадигма» и актуализирует его для гуманитарных исследований.

Концепция философских парадигм, развивавшихся в западной философии, выработанная В.А. Коневым, выступает в качестве одного из основных  методологических  постулатов для обоснования антропологической парадигмы. «Антропологическая парадигма, обращаясь к проблемам человеческой сущности, делает основанием новой философской парадигмы размышление над проблематикой человеческого мира» [6, с. 29].  Важность  антропологической парадигмы для исследователя культуры вытекает из следующего положения:  «Парадигма existenz повернула философскую мысль к человеку. А неуловимость для рационального мышления неповторимого и единственного бытия человека как личности заставила философию искать этому индивидуальному бытию замещающий объект, который был бы объективным бытием человека, репрезентировал бы его и одновременно был бы доступен рациональному размышлению. Таким бытием выступает культура. Она объективирует в себе человека как возможность становления его бытия и его судьбы — его индивидуальности. Культура является необходимым условием и пространством существования, жизни и деятельности человека. Философская мысль, стремящаяся постигнуть человеческое бытие через культуру, должна стать философией культуры и сделать культуру объектом своих размышлений» [6, с. 63].

Идеи того, что философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры выдвигают многие отечественные философы, среди которых В.С.Библер [3], П.С.Гуревич [5], М.К.Мамардашвили [8]. Под основаниями культуры понимается обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира. Речь идет о так называемых, «культурных, мировоззренческих универсалиях» [11, с. 9], систематизирующих и аккумулирующих человеческий опыт. Культурные универсалии являются онтологическими и экзистенциальными константами человеческого существования. Каркас антропологической парадигмы  строится именно на  универсалиях культуры, что наглядно подтверждается обращением к широкому философскому и художественному контексту.

Применение обозначенных теоретических обоснований к исследованию русской культуры второй половины XIX века позволяет отчетливо выявить существование «особой антропологической парадигмы» [7, с. 55], принципиальным отличием которой является то, что она разворачивается на всем поле русской культуры исследуемого периода, охватывая и философию, и искусство.

Анализ антропологической парадигмы русской культуры второй половины XIX века приводит к следующим выводам:

  1. Антропологическая парадигма русской культуры видится как культурно-национальная, историческая форма парадигмальности, которая является более  широким    понятием  относительно  понятия «парадигма». И  хотя антропологизм изначально  —  западноевропейское явление, именно в культуре России он проявил себя в статусе парадигмы.  Отсюда – всепроявленность антропологической тематики и в философии, и в искусстве.
  2. Антропологическая парадигма – принципиально многомерна, проявляет себя во всем многообразии философских и художественных «текстов» (в самом широком смысле). Различные виды искусства, философия взаимно отражают друг друга, и взаимно отражаются друг в друге.
  3. Антропологическая парадигма принципиально рефлексивна (философия — по своей сути, а литература и живопись – в силу своего материала, особенностей художественного языка).
  4. Назначение антропологической парадигмы состоит в рассмотрении бытия человека с позиции самоценности любого человека, его точки зрения, его голоса в общем «хоре», и вместе с тем,  уникальности бытия каждого индивида [4]. Культурная функция антропологической парадигмы в том, чтобы создать  единый  облик  русской культуры ХIХ века как культуры, основанной на «идее человека» (М.М. Бахтин).
  5. Каркасом антропологической парадигмы выступают такие культурные универсалии, как «народ», «народ как великая личность» [4, с. 95], «человек как высшая ценность», «страна», «национальная идея», «свобода», «правда как истина» и другие.
  6. Антропологическая парадигма ориентирует на саморазвитие, самодетерминацию, индивидуализацию человека, в этом ее ценностно-регулятивный и системный аспект. Культура всегда ориентирована на адресата — потребителя художественных ценностей. Художественная культура – специфическая практика такого личностного и духовного роста, и парадигма фиксирует эту действенно-практическую особенность: практика выращивания и сохранения внутреннего мира индивида.
  7. Антропологическая парадигма организует не только предметное содержание (бытие человека), но и его восприятие. Обязательным элементом являются культурные институты «посредничества»:  феномен критики и самокритики: писатели  — не только писатели, а критики, граждане, общественные деятели; музейная и выставочная деятельность; церковные, учебные заведения, предоставляющие трибуну и кафедры  и многое другое. Все это  выступает показателем того, что  антропологическая парадигма в определенном смысле формировала институты, через которые возможно было осваивать духовные ценности.

Выделенные характеристики не исчерпывают всего методологического и теоретического содержания антропологической парадигмы как формы парадигмального анализа. Но достоверно подтверждают его гуманистическую ценность и перспективность для изучения разных периодов культуры.

Список литературы:

  1. Бакач Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа: дисс. … канд. философ. наук: 09.00.11 / Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 1998. – 157 с.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. – 445 с.
  3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., – 413 с.
  4. Бурлина Е.Я. Межкультурная коммуникация. Толерантность: Избранные статьи, исследования, проекты. 1997-2007. Самара: [Самарское книжное издательство] , 2007. – 304 с. : ил, портр.
  5. Гуревич П.С. Антропологический «ренессанс» как философская проблема // Философия человека: Традиции и современность: сб.обзоров ИНИОН АН СССР. – М., 1991. Вып. 2. – С. 5-25.
  6. Конев В.А. Социальная философия. Самара: Самар. ун-т, 2006. – 283 с.
  7. Конева Л.А. Антропологическая парадигма в русской религиозной философии / Философия культуры: межвуз. сб. науч. ст. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. – С. 54-62
  8. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. – М., 1991. – С. 8-22.
  9. Розов Н.С. Рациональная философия истории: ценности, сферы бытия и динамические стратегии // Гуманитарные науки в Сибири. – 1997. – № 1. – С. 40-44.
  10. Степин В.С. Парадигмальные образцы решения теоретических задач. – М., 1998
  11. Степин В.С. Философский анализ универсалий культуры // Гуманитарные науки. – 2011. – №1. – С. 8 –15.[schema type=»book» name=»ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА)» description=»В статье рассматривается актуальность применения парадигмального подхода к изучению культуры на примере русской культуры второй половины XIX века. Исследование философского и художественного содержания русской культуры позволило автору статьи выявить существование антропологической парадигмы и выделить ее характерные черты.» author=»Скотникова Нина Станиславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa
404: Not Found