Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПОПЫТКА РЕШЕНИЯ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» В ПРОГРАММЕ РЕФОРМ П.А. СТОЛЫПИНА (1906-1911 ГГ.)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПОПЫТКА РЕШЕНИЯ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» В ПРОГРАММЕ РЕФОРМ П.А. СТОЛЫПИНА (1906-1911 ГГ.) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

«Еврейский вопрос» относился к числу наиболее болезненных национальных проблем Российской империи. Значительную часть жизни Столыпин провел в своем имении Колноберже, в Ковенской губернии, населенной преимущественно поляками, литовцами и евреями. В процессе активной хозяйственной деятельности он тесно общался с местным населением, в том числе с евреями, и не понаслышке знал положение последних.

После назначения Столыпина на пост председателя Совета министров его первой публичной декларацией была программа правительства, опубликованная 24 августа 1906 г. В числе мероприятий предусматривалось, что в области “еврейского вопроса” безотлагательно будут рассмотрены существующие ограничения и явно отжившие могут быть отменены немедленно. Был предложен новый законопроект, основные положения которого состояли в следующем. В губерниях черты оседлости евреям разрешалось жить только в местечках и сельской местности. Евреи, имеющие право жительства вне черты оседлости, также могли проживать в сельской местности. Им разрешались вести торговлю, заниматься промыслами, участвовать в акционерных компаниях и приобретать в городских поселениях и ряде поселков недвижимое имущество [1, с. 796-800]. Таким образом, частично отменялись некоторые стеснения в правах еврейского населения. Завершался проект всё-таки вопросом, следует ли его издавать по 87 статье или внести в Думу нового созыва. Принять решение должен был сам царь.

В самом начале декабря 1906 г. Столыпин направил законопроект царю на утверждение. Ссылаясь на личный опыт, Столыпин доказывал в проекте несостоятельность многих ограничений в правах российских евреев [2, с. 208]. Он отправил Николаю II письмо, где указывал: «Исходя из начал гражданского равноправия, дарованного Манифестом 17 октября, евреи имеют законные основания домогаться полного равноправия»; принятие этого законопроекта по 87 статье успокоит «нереволюционную часть еврейства» и избавит «законодательство от наслоений, служащих источником злоупотреблений». Николай II уже на следующий день согласился с предложением Столыпина [3]. Однако дальнейшие события в стране привели к иным результатам.

С 14 по 18 ноября 1906 г. «Союз русского народа» (почетным членом которого был Николай II) проводил свой второй съезд. В это время просочились слухи о рассмотрении Советом министров вопроса расширения прав евреев. 15 ноября делегат съезда, товарищ председателя союза В. М. Пуришкевич заявил с трибуны съезда, что Главный совет союза обратился к своим отделам с предложением просить императора воздержаться от утверждения законопроекта. Резолюция съезда выступала против всяких уступок «еврейским притязаниям», каждая уступка расценивалась как проявление слабости государственной власти. В резолюции высказывалось требование производить любые изменения законов о евреях только в общем законодательном порядке, но не по 87 статье. «По прошествии 24 часов у ног Его Императорского Величества было 205 телеграмм» с указанной просьбой (в союзе было 205 отделов) [4, c. 52]. По мнению члена Думы В. А. Маклакова, эти телеграммы стали истинной причиной отклонения законопроекта царем – Николай II поддержал антисемитов «дорогого» ему «Союза русского народа» [5, c.40].

Став во главе Совета министров в разгар революции, Столыпин хотел противопоставить демократическому движению и либеральной Думе активную массовую организацию правого толка и пытался делать ставку на «Союз русского народа». Это подтверждает присущую Столыпину политическую гибкость, поскольку он хорошо знал, что «Союз» был ярым противником и столыпинских реформ и самого существования Думы. К представителям власти, являвшимся вдохновителями еврейских погромов, никакие репрессивные меры не принимались. Связь с «союзниками» Верховной власти и правительства дискредитировала Столыпина.

Третьеиюньский переворот стал переломным моментом во внутренней политике Столыпина, в том числе, и в еврейском вопросе. Курс был взят на политику национализма в стране под лозунгом «Россия для русских». В прошедшей революции верховная власть обвиняла в первую очередь лиц еврейского происхождения, активно участвовавших  в деятельности леворадикальных партиях.

Был принят ряд законов, ограничивших доступ евреев к высшему и среднему образованию. Еще циркулярами министерства народного просвещения от 1 и 6 июля 1887 г. в стране были введены процентные нормы для лиц иудейского исповедания, поступавших в средние и высшие учебные заведения. Но уже в 1905–1906 гг. эти нормы во многих местностях перестали соблюдаться, чему содействовал циркуляр, предоставлявший руководству учебных заведений право принимать на вакантные места детей из еврейских семей. В университетах решение принимали советы, пользовавшиеся противоречиями между прежними, не отмененными постановлениями, и новыми, вызванными волной революционных выступлений [6, c. 118]. Так, администрация многих высших учебных заведений просто явочным порядком отменяла данные процентные нормы.

Однако 11 марта 1911 г. был подписан закон «О процентных нормах допуска евреев к экзаменам в качестве экстернов в предусмотренные в означенном положении средние учебные заведения [7]. Действительный смысл закона состоял в запрещении сдавать именно евреям экзамены экстернатом, ибо у лиц христианского вероисповедания, имеющих право на обучение без всяких ограничений, и так не было никакой необходимости в экстернате.

Националистическая истерия в Думе нарастала. 20 марта 1910 г., в весьма напряженные для Столыпина дни, к нему обратился с письмом некто И.П. Балашев, автор изданной еще в 1906 г. брошюры, в которой содержались грубые и резкие антисемитские выпады [8]. Автор призывал Столыпина не уходить со своего поста, пока он не выполнит «национальную» программу и не снизит в законодательстве норму представительства депутатского корпуса от национальных меньшинств. Он предлагал ему «явиться на думское заседание с роспуском в кармане». В отношении еврейского населении предлагалось в городах и городских поселениях, где проживало более 50 % евреев от общего числа жителей, избирать их не более 20 % от общего количества гласных, установленного законодательством; если евреи составляли менее 50 % жителей, они смогли бы избирать не более 10 % от общего числа гласных; в тех городах и местечках, где евреев было меньше 10 %, количество гласных от них определялось бы процентным отношением числа евреев ко всему населению; и, наконец, при 2 % евреев, они имели бы право избирать всего двух гласных. Правда, обсуждение и принятие законопроекта в Думе происходило уже после смерти Столыпина.

Как же оценить в целом политику П.А  Столыпина в «еврейском вопросе»?

Столыпин был представителем своего времени и того политического строя, в рамках которого он осуществлял свою деятельность. Его попытки провести какие-то законодательные изменения для облегчения положения  евреев в стране наталкивались на давление правых политических кругов. Он не смог сделать решительных шагов отчасти из-за обремененного национальными предрассудками общественного сознания, но в большей степени из-за недальновидной позиции императора, не желавшего менять традиционную национально-государственную политику в стране. Подытоживая сказанное о различных аспектах «еврейской политики» Столыпина, можно утверждать, что, несмотря на попытки провести прогрессивные преобразования, оздоровить национальную политику и приблизить ее к европейским стандартам общественной жизни, она по существу провалилась, а в ряде моментов обострила национальные противоречия в России, что еще более усугубило общую предреволюционную ситуацию в стране.

Список литературы:

  1. О пересмотре постановлений, ограничивающих права евреев // Особые журналы Совета министров России. 1906 год. Т. IV. М., 1982. — 896 c.
  2. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903–1919 гг. Кн. 1. М., 1992. – 432 c.
  3. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1276, оп. 20, д. 4, л. 215.
  4. Труды второго съезда уполномоченных дворянских обществ 31 губернии. СПб., 1906. — 134 c.
  5. Маклаков В. А. Вторая государственная дума: Воспоминания современника. М., 1992. — 256 c..
  6. Шварц А. Н. Моя переписка со Столыпиным. Мои воспоминания о Государе. М., 1994. — 280 c.
  7. Полное Собрание Законов Российской Империи. Т. XXXI. 1911. СПб., 1914. № 34900.
  8. Балашев И. П. Записка о необходимости изменения закона о выборах в Государственную думу. СПб., 1906.[schema type=»book» name=»ПОПЫТКА РЕШЕНИЯ «ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» В ПРОГРАММЕ РЕФОРМ П.А. СТОЛЫПИНА (1906-1911 ГГ.)» description=»В статье исследуется политика П.А. Столыпина в отношении «еврейского вопроса» — одной из наиболее болезненных национальных проблем Российской империи. Столыпин, с одной стороны, пытался проводить политику реформ и отменять ограничения евреев. С другой стороны, он служил царю, который поддерживал черносотенные организации.» author=»Сапир Михаил Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found