Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ МАРИЙСКОЙ АССР С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В 1956–1985 ГОДАХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ МАРИЙСКОЙ АССР С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В 1956–1985 ГОДАХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Одним из важнейших направлений деятельности органов милиции Марийской АССР в 1956–1985 годах являлось укрепление связей с общественностью. Необходимым условием повышения уровня и эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка являлись связь с народом, опора на его опыт, инициативу и энергию. На протяжении советской и постсоветской истории уровень, масштабность этих связей, формы и методы их осуществления заметно разнились. И это не удивительно, поскольку многогранные задачи, решаемые органами милиции на различных этапах социалистического строительства, тоже были разными, как были разными сами органы правопорядка, состояние их боеспособности, а также сознательность, организованность и активность самих масс. Все это породило немало мифов, идеализирующих процесс вовлечения общественности в правоохранительную деятельность.

Согласно одному из них участие населения в обеспечении общественного порядка было порождено «снизу», энтузиазмом масс добровольно и бескорыстно выполнять функции по охране правопорядка. Подобное объяснение природы возникновения общественных объединений правоохранительной направленности, мотивов их участия в оказании помощи милиции, полагаем, правомерно применительно лишь к отдельным периодам отечественной истории. Например, к первым годам Советской власти, когда резко взметнулась вверх преступность, а  государственная машина в одиночку без опоры на массы оказалась не способной обеспечить должный правопорядок в стране. Именно революционный энтузиазм тогда побудил тысячи, сотни тысяч людей реально взаимодействовать с органами правопорядка [10, с. 544].

Но так происходило не всегда. По мере утверждения авторитарных методов управления инициатива масс «снизу» уступала место массовому скепсису, энтузиазм дружинников угасал. Попытки стимулирования деятельности добровольных стражей порядка были крайне робкими, не всегда своевременными, или просто не производились. В таком случае добровольные народные дружины (далее ДНД) не иначе, как насаждались «сверху».

Анализ показывает, что даже с преодолением культа личности Сталина, в условиях либерализации страны подобная практика не была приостановлена. Именно партийно-советские органы с завидным постоянством давали правоохранительным органам указания о количестве и сроках создания подобных дружин. В решениях XX, XXI и XXII съездов КПСС, постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 года, в постановлении ЦК КПСС от 16 августа 1961 года постоянно ставилась задача добиться резкого сокращения, а затем и искоренения преступности и нарушений общественного порядка в стране. В этих документах подчеркивалось, что организация работы по укреплению социалистического правопорядка является важнейшей политической задачей в деле строительства коммунисти­ческого общества. Ответственность за организацию этой работы в первую очередь были призваны нести партийные комитеты и первичные партийные организации. Им предписывалось «организовать народные добровольные дружины, районные (городские) штабы и обеспечить их успешную деятельность по поддержанию общественного порядка в стране». Борьба с преступностью признавалась повседневной заботой всех трудящихся [4, д. 520, л. 9]. В целях стимулирования деятельности народных дружинников было издано Постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1967 «Об учреждении нагрудного знака «Отличный дружинник».

Благодаря принятым мерам в Марийской АССР, как и по стране, активность общественности в борьбе с нарушителями социалистического правопорядка заметно повысилась. Народные дружины, созданные на предприятиях и учреждениях, проводили большую работу по предупреждению и пресечению антиобщественных проявлений

С не меньшей интенсивностью и размахом работа по повсеместному формированию добровольных народных дружин велась и в последующие годы. Были приняты важные нормативно-правовые акты, направленные на совершенствование деятельности добровольных народных дружин: Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» от 20 мая 1974 г., Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» от 20 мая 1974 г., Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с преступностью» от 23 июля 1966 г. Вопросы о деятельности ДНД специально рассматривались на заседаниях бюро обкома, Президиума Верховного Совета, сессиях горрайисполкомов республики [4, д. 391, л. 23]. Деятельность добровольных народных дружин жестко контролировалась. Министерство охраны общественного порядка (МВД – с 1968 года) Марийской АССР издавались специальные приказы, содержавшие анализ состояния и проблем формирования ДНД.

Во всех районах и городах были созданы районные, городские шта­бы добровольных народных дружин. На 1 января 1978 года в республике было 932 ДНД с общим количеством дружинников 29169. [11, с. 175] 15 из них к середине 1970-х годов возглавлялись секре­тарями горкомов и райкомов партии, 2 – заместителями председа­телей райисполкомов. Непосредственное руководство деятельностью дружин, как правило, возлагалось на одного из заместителей пред­седателей рай(гор)исполкомов. В аппарате МВД, ГОРОВД выделялись работники, ответственные за орга­низацию взаимодействия милиции с ДНД [6, д. 92, л. 23]. По инициативе «сверху» в 1970–1980-е годы проводились смотры работы опера­тивных комсомольских отрядов дружинников [9, c.184]. Лучшим дружинам стали вручать переходящее Красное знамя Совета Министров Марийской АССР.

Укреплению взаимодействия органов милиции и общественности активно содействовали и средства массовой информации. Еще в совместном постановлении «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел Марийской АССР» от 28 ноября 1956 года Совет Министров Марийской АССР и бюро обкома КПСС обязали редакции газет «Марийская правда», «Марий коммуна», «Молодой коммунист» шире освещать на страницах газет положительный опыт работы милиции, общественности по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка [3, д. 599, л. 122] В печати систематически публиковались специальные статьи, освещавшие положительный опыт работы добровольных народных дружин, материалы совещаний партийного актива [13], актива органов внутренних дел, республиканского совещания работников милиции, собраний общественности, обращения [15].

Все это свидетельствует, что деятельность народных дружинников проводилась под непосредственным контролем и руководством партийных и советских органов, при активном взаимодействии с представителями горкомов, райкомов партии, комсомола, исполкомов Советов, секретарей парторганизаций. С одной стороны, результатом такого подхода к ДНД стало значительное расширение круга «борцов» с преступностью, которые с большим рвением и желанием безвозмездно выполняли обязан­ности внештатных сотрудников ми­лиции, помощников участковых уполномоченных, общественных ин­спекторов госавтоинспекции, пас­портных аппаратов, детских ком­нат и т. п.

С другой стороны, это привело к проникновению формально-бюрократических начал в их деятельность, падению энтузиазма и активности дружинников.

В качестве второго мифа можно назвать астрономические цифры участия общественности в работе органов милиции. В Марийской АССР, по официальным данным, в 1959 году число дружинников составляло 7 тыс., в 1964 г. – 18 тыс. [12], в 1973 г. – 22 тыс. [5, д. 67, л. 28]. И в последующие годы добровольные народные дружины рассматривались как весьма внушительная общественная сила, являющаяся грозой для тех, кто не прочь был нарушить общественный порядок. Считалось, что в стране постоянно совершенствуются формы непосредственного участия граждан в управлении делами государства, что общественные начала всю глубже входят во все сферы нашей жизни, число добровольных помощников милиции растет. В 1985 году в республике насчитывалось 995 народных дружин, объединявших свыше 37 тыс. дружинников, действовало 517 специализированных дружин, групп дружинников, из которых 61 – по борьбе с хищениями социалистической собственности, 342 – по безопасности дорожного движения, 108 оперативных комсомольских отрядов дружинников [1, д. 462, т. 1, л. 154 ].

К сожалению не обошлось без фальсификации численности дружинников. Многие из народных дружин числились лишь на бумаге, были малочисленны и пассивны. Отдельные дружины крайне робко включались в профилактическую работу среди на­селения.

 Во второй половине 1970-х годов активность добровольных народных дружин особенно снизилась в сельской местности. По существу они вели дежурство только в праздничные дни. И это накладывало свой отпечаток на состояние правопорядка и законности. На сельскую местность тогда приходилось более половины всех пра­вонарушений в республике. В деревнях и селах имели место неединичные случаи групповых хулиганских про­явлений, совершения тяжких преступлений в обществен­ных местах [7, c.108].

Третий миф, окружающий добровольные народные дружины, связан с преувеличенными представлениями об их вкладе в поддержание общественного порядка. На самом деле отдача от общественности все же была невелика. Так, в начале 1970-х годов количество преступлений в республике в шесть раз было меньше числа дружинников [5, д. 67, л. 28]. К примеру, в 1971 году свыше 22 тыс. дружинников, насчитывавшихся в республике, задержали 60 преступников, 700 мелких хулиганов, выявили 220 случаев самогоноварения, доставили в медицинские вытрезвители 2,1 тыс. пьяных граждан [2, д. 104, т. 1, л. 94].

В 1985 году с участием дружинников было раскрыто около 100 преступлений, задержано 150 преступников, 6,7 тыс. нарушителей общественного порядка, проведено 420 проверок сохранности социалистической собственности, в ходе которых удалось выявить 16 преступлений и 1,4 тыс. мелких хищений [9, c.184].

Еще один миф связан с утверждением о том, что к поддержанию общественного порядка привлекалась «лучшая часть комсомольцев и молодежи». [15, Ст. 25]

Как справедливо отмечает В.И. Харламов, погоня за численностью, показуха и очковтирательство в дружинах достигли невероятных масштабов. Имели место факты, когда на дежурство в ДНД направлялись за отгулы случайные люди, не имевшие отношения к дружине. [16, С.40 ]

Таким образом, в рассматриваемые годы получают распространение экстенсивные формы взаимодействия милиции и общественности, главное внимание уделяется количественным показателям, которые подчас не отражали реальности. В то же время в советские времена, следует признать, что народные дружины были исторически обусловлены, отвечали природе социалистического государства и являлись прогрессивной формой сотрудничества силовых структур с общественностью. Они сыграли свою позитивную роль в укреплении общественного порядка, в борьбе с нарушениями правил социалистического общежития и другими антиобщественными проявлениями, заслужили авторитет и признательность у широких масс населения.


Список литературы

  1. Архив МВД по Республике Марий Эл. Ф. 12. Оп. 1.
  2. Архив МВД по Республике Марий Эл. Ф. 33. Оп. 8.
  3. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П–1. Оп. 7.
  4. ГАРМЭ. Ф. П–1. Оп. 18.
  5. ГАРМЭ. Ф. П-1. Оп. 39.
  6. ГАРМЭ. Ф. П-1. Оп. 41.
  7. Заседание Верховного Совета Марийской АССР девятого созыва (тринадцатая сессия). 11 апреля 1979 г. Стенографический отчет. – Йошкар–Ола, Мар. книжное изд–во, 1979. – С. 108.
  8. И дух, и буква закона: сборник выступлений В. С. Глушкова, председателя Верховного суда Марийской АССР в 1971–1990 годах/ сост.: Ф. В. Габрахманов, Ю. Н. Маляшова. Йошкар-Ола, 2009. 154 с.
  9. Иванов В. А. МВД по Марий Эл в реализации государственной политики: 1985–2010 гг. Йошкар-Ола, 2013. –612 с.
  10. Иванов В.А. Милиция в Марийском крае в 1917-1941 гг.: проблемы организации и деятельности. М.: Логос, 2005. 640 с.
  11. История марийской милиции. К 65-летию Великой Победы/ под общ ред. А.В. Хохорина. – Йошкар-Ола, 2010.-233 с.
  12. Марийская правда. – 1964. – 23 июля
  13. Марийская правда. – 1966. – 20 августа
  14. Обращение участников республиканского совещания представителей народных дружин и товарищеских судов ко всем народным дружинникам, членам товарищеских судов, общественным организациям, ко всем трудящимся республики// Марийская правда. – 1966. – 23 июля
  15. Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 года № 218 // СП СССР. – 1959. – № 4. – Ст. 25.
  16. Харламов В.И. Исторический опыт и проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в Российской Федерации // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: материалы «круглого стола» 27 января 2006 г. в Академии управления МВД России. М., 2006. C. 28-44.[schema type=»book» name=»ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ МАРИЙСКОЙ АССР С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В 1956–1985 ГОДАХ» author=»Бояринцева Ирина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found