Номер части:
Журнал

МАРОККО – СТРАНА ФЕСТИВАЛЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . МАРОККО – СТРАНА ФЕСТИВАЛЕЙ // Евразийский Союз Ученых. Искусствоведение. ; ():-.





Марокко – удивительная страна, колорит и разнообразие ее культуры поражает и завораживает. Она представляет собой уникальную форму мавританской культуры или, как ее еще называют,магрибской. Здесь в единое целое связаны традиции Арабского Востока, мавров Испании, кочевников Сахары и местных берберских племен.

Познакомиться с творческим богатством икультурой страны можно благодаря участию в различных фестивалях и культурных мероприятиях. Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus – праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные [1, с 1402].

Марокко славится своим гостеприимством и радушием, поэтому с давних времен принимает у себя гостей из разных стран, устраивая международные фестивали и конкурсы.

Под девизом объединения культур Востока и Запада, в крупных культурных городах страны проходят международные фестивали посвященные танцу, кинокультуре, музыке, народным промыслам. Их организуют на воздухе, под открытым небом, что придает неповторимую атмосферу и дарит необычные ощущения единения с природой. Замечательная обстановка: слова гостеприимствои феерия,также неотделимы от таких известных фестивалей как «Тимитар» в Агадире, фестиваля всемирной музыки «Мауазин».

Марокканцам удается соединить даже столь разные мероприятия как ярмарка и религиозный праздник. Ярмарка Муссемносит религиозный характер, однако представляет собой веселое празднество. Муссем – это религиозная церемония местного значения, организующаяся в определенный день при том или ином святилище. Она включает паломничество и многочисленные фольклорные мероприятия (джигитовки, ярмарки,танцы и т.д.), в которых участвуют разные племена. Некогда устраивавшиеся исключительно в память того или иного мусульманского святого, сегодня муссемы часто организуются для того, чтобы отпраздновать окончание сбора урожая или любое счастливое событие, произошедшее в деревне[2].

Люди из разных городов, прибывшие издалека, к месту, где захоронен святой, объединяются с целью почтить его память. Очень известен муссемв городеИмильшиль, который посвящен помолвкам. Время ярмарки совпадает со временем проведения духовного обряда, поэтому это грандиозное мероприятие является праздником для всех. Чуть дальше на юг, недалеко от Тан-Тана проводится ярмарка верблюдов, признанная ЮНЕСКО частью Всемирного нематериального культурного наследия.

При праздновании ярмарки муссема, обычно, воздают почести одному из так называемых «Сиди» – святых людей, при жизни отметившихся какими-либо выдающимися поступками. Но и, конечно, празднование смены времен года, сбора урожая. В городе Эрфуде, расположенного у самой пустыни, проводят фестиваль фиников, а вИммузер-Ида-Утанан организуют фестиваль меда. Независимо от того какой фестиваль проходит в Марокко, эти мероприятия всегда собирают много людей, пробуждают в марокканцах желание собраться всем вместе, дух единства нации ощущается в их любви к собственной культуре. Эти празднества помогают лучше понять сплетение обычаев и традиций, а вместе с тем и душу марокканского народа.

Марокканцы одарены яркой и неповторимой флорой, поэтому обойтись без фестиваля цветов страна никак не могла. В середине мая проводится праздник Роз– праздник красоты, гармонии природы. В месте Оуарзазате, так называемой долине Роз, находится завод по производству розовой воды, которая в Марокко пользуется большим спросом. Данный фестиваль очень яркое событие весны. Праздник роз – живой, красочный рынок, где много танцев, песен и торжественный выбор «Мисс Розы».

ГородФес известен своим фестивалем вишен, проходящим в июне с 2011 года, в местечке Сефру недалеко от Феса, на склонах гор Атласа. Праздник дарит возможность выставлять и продавать разные плоды. В этомместе растут тысячи вишневых деревьев, которые дарят известность городку. Фестиваль длится три дня, обычно проходит в выходные дни. Он сопровождается пением, танцами, шествиями, спортивными состязаниями. Кульминацией праздника является выбор «Королевы вишни и черешни». В этой номинации ни раз побеждала вишня Сефру темная и очень сладкая.

Фестивали АРТ кулинарного искусства в Фесе и Танжере – это возможность разным народам говорить на одном языке, на языке вкусов и запахов. Корни марокканского народа открываются через их национальные блюда. Фестивали в Марокко, которые являются кулинарными поединками – уникальны. Ритуалы приготовления, мероприятия связанные с кулинарным искусством проходят в разных местах города. Дворцы, виллы, риады все охвачено ароматами блюд и праздника. Известные мастера западной кухни готовят и совершенствуют рецепты берберской, арабо-андалузской и марокканской кухни. В Марокко прием еды – это не только средство поддержания жизни, это целый ритуал, в котором стол всегда остается центром радости.

Международный кинофестиваль в Марракешеизвестен как мост между культурами Севера и Юга. В фестивале в разные года принимали участие известные деятели кино, в том числе Френсис Форд Коппола, Дэвид Линч, Константин Коста-Гаврас, Алан Паркер, Жан-Жак Анно, Жанна Моро. Андрей Кончаловский – всеми любимый российский режиссер в 2008 году в Марракеше был удостоен высшей премии «Золотая звезда». Награду ему вручил директор кинофорума МелитойТоскан дю Плантье за вклад в развитие мирового кинематографа. А другой фильм «Дикое поле» режиссера Михаила Калатозишвили был отмечен премией гран-при.

Необычный фестиваль циркового искусства проходит с 2011 года в Рабате. Основателем этого фестиваля является Лоран Гаше – дизайнер. Этот праздник циркового искусства направлен на развитие городской культуры, поднятие уровня цирковых артистов, развитие города. Фестиваль проходит вдоль берега Атлантического океана, у легендарных стен Бурдж-Сале. Шоу представлено учениками Национальной школы цирка. Это первая в Марокко школа такойвеличины, поэтому мероприятие проводится на очень высоком уровне, собирая множество зрителей и туристов.

С 2011 года в Марокко, в городе Эс-Сувейраежегодно проводиться фестиваль мистической музыки Гнаоуа– музыка потомков рабов, которых привезли в Марокко из «черной Африки». Фестиваль своими корнями уходит в далекий 1998 год, когда на берегу, в живописном порту проходили шумные праздники. Мероприятие представляет собой синтез мусульманских обрядов и африканской магии. Гипнотизирующая музыка барабанов вводит исполнителей в транс.

Фестиваль «Мауазин» проходит ежегодно в столице Марокко, в городе Рабат с 20 по 28 мая с 2011 года. Рабат – яркий город, изысканный и романтичный, он радует своих гостей, не только городскими пейзажами и океаном, но и неповторимой атмосферой праздника. Множество фестивалей, которые проводятся здесь ежегодно, говорят о насыщенной культурной жизни столицы. И один из них  посвященный музыке народов мира «Мауазин», собирающий огромное количество людей.На улочках Рабата звучит музыка Бенин с шоу Гангбе, цыганские музыканты и духовой оркестр, переплетенные с ритмами Македонии, Турции, Болгарии и музыки Востока. Не обходится выступление без традиционных народных марокканских ансамблей. Разнообразие костюмов способно закружить голову даже самому «изощренному зрителю». Этот фестиваль истинный праздник и для души, и для глаз.

Всемирно известен фестиваль религиозной музыки народов мира, проходящий в городе Фес с 3 по 17 июня с 2011 года. Фес – самый древний и самобытный из всех городов Королевства Марокко. И это культурное мероприятие является очень весомым событием в мире музыки. Показать себя и посмотреть на других приезжают коллективы со всего света. В эти жаркие летние дни музыка наполняет город «до краев». Концерты в дни фестиваля проходят на многих площадках города, одной из самых красивых является дворец Дар-Батха, построенныйв удивительном арабо-андалузском стиле и является одним из замечательных музеев Феса. Двери в этот дворец особые, они оформлены отлично от большинства других, расписные, яркие, содержат надпись на арабском языке, в переводе, которая является представлением двери самой себя, то есть повествование ведется от первого лица. Дверь как живое существо, предлагает зайти внутрь, погостить и посмотреть красоты дворца, но в то же время является надежным стражником покоев.

В течение недели на площадях города и во многих кафе можно услышать африканские госпелы, суфийские речитативы, спиритуальные цыганские песнопения, буддийские мантры, григорианские хоралы. На столь завораживающее зрелище приезжает посмотреть много туристов, но и конечно участников фестиваля. Принимают участие коллективы из Пакистана, Испании, Великобритании, Бразилии, Франции, Сирии, Ливана, Турции, Ирана, Индии, США, Швеции, ЮАР, Мавритании, Узбекистана и Бенина. Помимо основной программы фестиваля, в городе открыты бесплатные выставки.

По инициативе Фонда «Дух Феса» в сотрудничестве с Региональным советом по туризму и ассоциации риады Фес, фестиваль «Джаз в Риадах Фес» помогает популяризации туризма и культурной деятельности в Медине города Фес. Неповторимая идея мероприятия – выбор старейшей Медины мира местом проведения концертов, что поможет познакомиться с удивительной архитектурой города. За годы проведения фестиваля в нем принимали участие американские и французские художники, в том числе Карл, знаменитый пианист из Канзаса, Рон Гутерриша талантливый художник, который увлекается джазом. «Джаз в Риадах Фес» это празднество, которое имеет глобальные масштабы, оно прививает любовь к джазу, открывает миру много  новых групп из стран Арабии, Африки, Востока. В мероприятии предусмотрены лекции, мастер-классы.

Интересен своей самобытностью ежегодный фестиваль музыки и танца в Марракеше, на котором можно увидеть представителей из всех уголков Марокко. Берберы Высокого Атласа танцуют свой ритмичный танец с песенным сопровождением «ауаш», жители Среднего Атласа исполняют хороводный танец «хаидус». Очень впечатляет танец религиозного характера «гнауа» представителей негроидных народностей юга Марокко. Традиционно он танцуется в полнолуние, на квадратных площадях, по периметру которых горят костры, собирается много людей, одетых в чаршафах. По одной стороне сидят старцы, с противоположной стороны то приближаясь, то отдаляясь, ряд танцующих. Под ритмичные голоса барабанов, луна поднимается все выше и выше, достигая кульминации, а танец все продолжается. Танцующие напоминают морскую волну, колышущеюся на морской глади.

Популярен также в Марокко танец «гуэдра», представителей «синих людей» – улед-наиль, живущих на границе с Сахарой. Он имеет религиозные корни, но впоследствии превратился в танец живота. Это необычный племенной и фольклорный способ самовыражения. Танец исполняется под музыку, вводящую в транс. Он  назван так по названию барабана – гибрид барабанов, используемых на Ближнем Востоке и Африке. В данном танце используется только он. «Гуэдра» исполняется женщиной, окруженной людьми. В начале номера она стоит на коленях, полностью укрытая черной вуалью – символ ночи, хаоса. Затем из под ткани появляются две руки, гибкие как змеи и горячие как пламя. Танец несет в себе глубокую семантику – небеса, земля, ветер и пламя, все четыре стихии. Музыкальное напряжение нарастает, и танцовщица начинает активно двигаться из стороны в сторону, напоминая волны. Наступает момент, когда женщина встает, вуаль спадает и зритель может видеть ее, но глаза ее закрыты. Ритм растет, и в кульминации номера, музыка резко обрывается, и женщина падает без чувств. Исполнение танца может довести до состояния гипноза. Важную роль здесь еще играет костюм.

Существенный элемент танца — традиционный костюм. Вуаль сделана из очень большого куска материала, который крепится спереди на двух булавках с длинной, свисающей с них цепочкой. Головной убор украшен ракушками и бахромой ручной работы. Танцовщица вплетает в волосы ленты, чтобы удержать головной убор, который сделан из декоративной проволоки. Это позволяет оставлять голову открытой, что очень практично в жаркой пустыне, а так же продемонстрировать красоту вплетенных в волосы лент и подчеркнуть движения головы. Скрывая все части тела, кроме рук, костюм акцентирует на них внимание. Легко оценить видимую сторону марокканского народного танца, но трудно постигнуть его глубинный смысл[3].

Танцы национального характера очень популярны и с любовью танцуются везде, особенно в деревнях, при любых удобных случаях, праздниках урожая, свадьбах, религиозных празднествах. Все эти танцы больше напоминают ритуалы, нежели традиционный танец, в нашем понимании. Популярны также танцы «Тиссант» – групповой смешанный танец, где мужчина танцует с поясом и кинжалом, «Шикхат» – групповой свадебный танец, исполняемый только женщинами. «Хоувара», чем-то похож на фламенко, «Хадра»– ритуальный танец изгнания нечистой силы, «Ахоуаче» – многочасовой трансовый танец, «Ахидоус» – в нем может солировать только незамужняя девушка.

Ежегодно в начале апреля, в столичном концертном зале «Бахнини» Министерства культуры Марокко проходит Международный фестиваль детской музыки и песни «Адвантайн».

В Фестивале, проходящем под патронажем короля Марокко Мохаммеда VI, принимают участие детские вокально-танцевальные коллективы большинства столичных, провинциальных музыкальных ихореографических школ, танцевальные коллективы,артисты из многих стран. Этот фестиваль всегда является праздником детства, на которомсобирается много детей разных возрастов, они с большим удовольствием дарят свое творчество и делятся впечатлениями.

Марокко – страна контрастов, страна в которой странным образом сплетаются обряды и традиции прошлого с динамичной культурой современности. Мало вероятно, где-то еще туристы смогут  увидеть такое разнообразие и богатство форм танца, песен и музыки. Сохраняя свою самобытность, индивидуальность, религиозность, тем не менее, марокканцы открыты для знакомств с другими культурами и с восхищением приветствуют участников фестивалей – представителей других культур.

Одна из важнейших задач танцевального фестиваля состоит в развитии эстетического вкуса публики посредством знакомства с особенностями различных хореографических школ мира. За многолетнюю историю фестивалей Марокко в них было представлено искусство хореографов и танцоров из многих стран мира (Франции, Аргентины, Германии, Венгрии, Кубы, Бразилии, Украины, Грузии, Великобритании, Беларуси,США, России и многих других). Проведение фестивалей способствует установлению творческих контактов между танцевальными труппами Марокко  и знаменитыми коллективами из разных стран.

В результате наших размышлений над особенностями международных фестивалей посвященных танцу, кинокультуре, музыке, народным промыслам проходимых в Марокко,авторы приходят к выводу, о том, что их роль заключается не только в популяризации и эстетическом воспитании зрителя. Общественный резонанс фестивалей в Марокко и за рубежом стимулирует появление новых хореографических проектов, свидетельствующих как о уровне развития танцевального искусства в стране, так и о значительном творческом потенциале.Концерты и спектакли выполняют также значительную культуротворческую роль, устанавливая новые связи между творческими коллективами Марокко и зарубежья, формируя современную художественно-культурную среду и определяя важнейшие черты нового образа культуры страны.

Список литературы:

  1. Советский энциклопедический словарь. / Гл. Ред. А. М. Прохоров. – С56 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия. 1985. 1600 с., ил.
  2. type=»book» name=»МАРОККО – СТРАНА ФЕСТИВАЛЕЙ» author=»Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Фильчакова Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх