Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЦЕННОСТНАЯ ДОМИНАНТА ТВОРЧЕСТВА Л. ФЕЙЕРБАХА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЦЕННОСТНАЯ ДОМИНАНТА ТВОРЧЕСТВА Л. ФЕЙЕРБАХА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Мир на рубеже XX – XXI веков качественно изменил ракурс своего развития. Взрывной рост численности населения и интенсификация интеграционных процессов, где главную роль играет проблема общего благосостояния народа, явились приоритетными по отношению к благосостоянию индивидуальному. Однако некоторые современные исследователи, например Р. Инглхарт и Х. Вельцель, считают, что изменение уровня социально-экономического развития также привело к переходу от «приоритета коллектива к приоритету индивида» [3, с. 206]. В данной ситуации, безусловно, весьма актуальное значение приобретают идеи Л. Фейербаха о ценности человека как родового, природного существа, о ценности коммуникации, любви и «естественной религии». Целью данной статьи является выявление аксиологической доминаты творчества Л. Фейербаха, сформировавшейся в контексте антропологического материализма философа. В связи с этим нами было проанализировано творчество мыслителя и выявлена специфика его аксиологических представлений.

Согласно антропологическому материализму Л. Фейербаха, человек, как психофизическое единство души и тела, есть совершенная часть бесконечной во времени и пространстве природы. Мыслитель писал: «Человек – это высшее существо природы» [8, с. 190], безусловно наделенное страстями, которые направляют его ценностные ориентиры. Страсти обеспечивают защитную реакцию, как с эгоистичной целью, так и с целью достижения наивысших целей. Термин «эгоизм» в современном понимании принимает исключительно негативную окраску, но следует заметить, что в контексте работ Л. Фейербаха они имеют несколько иные смыслы. Эгоизм, как отмечал философ, может принимать различные виды, он может быть как добрым, участливым, так и бесчеловечным, злым и корыстным. Мыслитель утверждал, что «индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь повсюду я – индивидуальное существо» [6, с. 496]. Данная идея актуальна сегодня и отражается в ориентации на эмансипацию личности; индивидуализм проявляется во многих тенденциях, имеющих мировой масштаб.  Индивидуализм, или, как сказал бы Л. Фейербах, эгоизм по отношению к себе, обретает ценностную завершенность только тогда, когда человек эгоистичен по отношению к другому – к роду, семье, родине; когда, являясь самоотречением, долг Я диктуется наличествующим Ты.

Сущность человека являет себя благодаря «тайне» Бога и религии. Л.Фейербах открыл абсолютно иную форму религии, ядром которой стала ценность человека, человеческих отношений. Обожествление социальной связи в модусе Я-Ты фундаментальным образом являет себя в сущности отдельного человека, «сущность человека составляет не только основу, но и предмет религии» [7, с. 24]. Кем же является фейербаховский Бог? Бог есть сущность человека. До того как явить свою сущность в себе, человек проявляет ее вне себя. Бог есть всего лишь слово, «смысл которого составляет человек» [9, с. 331].

По мнению мыслителя, христианство является одной из форм религиозного отчуждения человеческой сущности, одной из форм объективирования, выхода за рамки индивидуального и перевоплощения в полярную человеку личность, которой человек начинает поклоняться как трансцендентному субъекту. Таким образом, человек, боготворя вышестоящее существо, не подразумевает, что обожествляет самого себя. Саморазорванность человека, утверждает Л. Фейербах, может быть устранена перестановкой ценностных ориентиров, поклонение трансцендентному Богу замещается поклонением Богу в лице человека. Современность демонстрирует активное развитие аналогичных тенденции. Р. Инглхарт и Х. Вельцель в своем исследовании «Модернизация, культурные изменения и демократия» указывают, что религия на сегодняшний день не исчезает, наблюдается лишь трансформация её функций, где «место институционализированной догматической религиозности … занимают индивидуализированные духовные запросы, удовлетворяющие потребность в осмысленности существования в обществе» [3, с. 55].

Религия всегда отображала ценностные ориентиры рода человеческого и не удивительно то, что мыслитель, элиминировав традиционное религиозное содержание, предложил считать «религию» высшей ценностью человечества. Так что же есть эта «истинная религия»? Высшей ценностью, истинной религией, по мнению Л. Фейербаха, должны стать философия, этика, образование и политика, то есть то, что направляет человека к гармоничному, нравственному и ценностному со-существованию с Ты и обществом.

Религия испокон веков определяла ценностное отношение к себе благодаря наличию идеи загробной жизни. Л. Фейербах, согласившись, что главной религиогенной эмоцией является страх, переставляя ценностные ориентиры, вверял людям истину биологической конечности, некую значимость смерти. Утверждение конечности жизни – утверждение ценности жизни. Принятие смертности человека ни в коем случае не дестабилизирует нравственные, ценностные ориентиры человеческого рода, а даже наоборот, будет способствовать конструированию истинно ценностной парадигмы. Люди осознают очевидное, люди поймут, что только они, только здесь и сейчас обязаны строить верную жизнь, так как «смерть – только условие абсолютного совершенства»  [7, с. 331]. Также как и единственный Бог – человек, также и единственный дьявол есть существо человеческое. «…Грубый, суеверный, своекорыстный, злой» [7, с. 809-810] он существует только в диалоге Ты-Я, поэтому не следует редуцировать зло к трансцендентному бесконечному началу.

 Индивидуализм и обращенность к миру есть начальный этап антропологического миросозерцания в целом. Самоценность человека как совершенного существа заключается в «разуме, воле и сердце» [7, с. 25], в сознании, свободе и любви.

Высшей ценностью мыслитель считал любовь. «Истинность жизни и истинность индивидуальности опирается только на истинность чувств. Жизнь жизни – это любовь» [6,  с. 496-497]. Любовь есть сострадание, она отличает бытие от не бытия, она есть страсть, «и только страсть есть признак бытия» [6, с. 184]. Действительно, разве только мышлением человек узаконивает себя в предметном мире? Ценность человеческих взаимоотношений остро обнаруживает себя в XX веке, или, как именовал его А. Камю, в «веке страха». В современной ситуации особую актуальность обретают тезисы Фейербаха о любви как принципе человеческого бытия. Единение мужского и женского выступает условием человеческого сообщества, которое Л. Фейербах именует родом. Так что же такое любовь? Любовь это – «единство мышления и бытия. Бытие – это женщина, мышление – мужчина» [8, с. 178].

Л. Фейербах отмечал, что гармоничное ценностное бытие человека в мире являет себя только в процессе жизнедеятельности, в любви, коммуникации, в со-существовании. Человек как родовое существо, синтезирует в себе онтологические, гносеологические и аксиологические составляющие именно благодаря общению. «Истина и совершенство заключаются лишь в связи, в единстве равноправных существ» [6, c. 204]. Коммуникация снимает обособленность отдельного человека, придавая ему надприродную перспективу. Модусом бесконечного со-существования, утверждал мыслитель, выступает чувственность, примат чувств над мышлением являет существо человеческого общения. Если вне моего Я существует другое Ты, то только тогда существует нормальное стремление к общечеловеческому счастью. В.А. Васильев в своей работе, посвященной Л. Фейербаху,  проницательно подмечает данный аспект: «Я есть только посредством тебя и с тобою» [2,  с. 178],  Я открывается самому себе благодаря единению с Ты.

Философ, который  «постоянно мыслил свободно и ясно», как отмечает Т.А. Тажуризина [5], особую роль отводил свободе. Когда ты один, ты ограничен, только в направлении Я-Ты раскрывается ценность независимости, так как  «чувство общения есть чувство свободы» [9, с. 123]. Истина, любовь, совесть, образование, счастье, философия тесно переплетены с ценностным содержанием свободы. В то время как несвобода есть синоним страха, теологии, веры в сверхъестественное. Религия является одним из источников заточения человеческой сущности. Свободным является лишь тот, кто заключает свою цель и свой объект в себе, лишь тот, кто «свободен также от религиозных предрассудков» [1, с. 733]. Таким образом, свободомыслие тесно связано с освобождением человеческой сущности от власти религии.

Коммуникативная ценность любви посредством взаимопереплетения чувственности и разумности, в диалоге Я – Ты, Мужчина – Женщина, Человек – Человек, через призму не отчужденной до трансцендентальных пределов человеческой сущности является, пожалуй, аксиологической доминантой творчества Л. Фейербаха.

Выход за пределы своего наличного бытия в целостность общего со-существования является закономерной составляющей каждого человека.  Поиск ценностных структур означает стремление к благу, которое по своей природе с необходимостью есть общее достояние. Только воплотив ценностные ориентиры в диалоге Я-Ты сердце явит существо «новой религии», так как «только общественный человек является человеком» [8, с. 457]. Л. Фейербах считал, что в основе каждого человека лежит стремление к счастью, ценность которого являет не религия, а нравственный долг межиндивидуального общения. Конечно, мы вправе не разделять точку зрения мыслителя, но как проницательно отметил И.Н. Тюрин в работе «О сущности Христианства Людвига Фейербаха»: «Не только обращаясь к Богу, мы обращаемся к самим себе, но и, оспаривая Фейербаха, мы оспариваем самих себя» [4, с. 136].

Список литературы:

  1. Антропов В.В. Этика и религия в философии Людвига Фейербаха // Вестник Московского университета. Сер.7, Философия. – 2004. — N 1. — С. 98-116.
  2. Васильев В.А. Л. Фейербах о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – N 2. – С. 173-188
  3. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011. – 464 с.
  4. Тюрин И.Н. О «Сущности христианства» Людвига Фейербаха // Философские науки. – 2005. – N 8. – С. 134-136.
  5. Тажуризина З.А. «Я постоянно мыслил ясно и свободно». Гуманистический атеизм Людвига Фейербаха // Философия свободомыслия: (к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха). М.: Изд-во РАГС. – 2004. –227 с.
  6. Фейербах Л. Избранные философские произведения: [В 2 т.]. Т. 1. М.: Акад. наук СССР. Ин-т философии, 1955. — 787 с.
  7. Фейербах Л. Избранные философские произведения: [В 2 т.]. Т. 2. М.: Акад. наук СССР. Ин-т философии, 1955. — 822 с.
  8. Фейербах. Л. Сочинения: [В 2 т.]. Т. 1. М.: Наука, 1955. — 501с.
  9. Фейербах. Л. Сочинения: [В 2 т.]. Т. 2. М.: Наука, 1955. — 424 с.[schema type=»book» name=»ЦЕННОСТНАЯ ДОМИНАНТА ТВОРЧЕСТВА Л. ФЕЙЕРБАХА» author=»Южанинова Екатерина Рафаэлевна, Матвеева Марина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found