Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ВОСЬМИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ВОСЬМИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Концепция8 компонентов деятельности появилась вначале 80-х годов как ответ на запрос практики проектирования в различных сферах человеческой  деятельности на основе системодеятельностного подхода.

Отечественный системодеятельностный подход (в первоначальной терминологии «системно-деятельностный подход») появился в лаборатории общетеоретических проблем ВНИИТЭ (1965-1968 гг.). Лаборатория являлась «творческой студией» по выработке новых теоретико-методологических средств в области проектирования» в сфере отечественного дизайна [11, с. 8]. Здесь работали К.М. Кантор, Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, В.Я. Дубровский и другие специалисты. «Основным методологическим средством становления проектной идеологии служил системно-деятельностный подход» [11, с. 10]. При создании метода его авторы видели истоки  в зарубежной системотехнике, теории операций, этнопсихологии, этнолингвистике, антропологии, теории человеческих взаимоотношений. Достижения этого периода становления системодеятельностного подхода представлены в двух сборниках трудов ВНИИТЭ [11, 12], а также в избранных трудах Г.П. Щедровицкого [13].

Системодеятельностный подход в эти годы создавался не только в сфере дизайна и организационно-деятельностных играх (системомыследеятельностный подход методологической школы Г.П. Щедровицкого). Основные направления деятельностного подхода, сложившиеся к 80-м годам XX в., были зафиксированы в обзорных работах Г.В. Суходольского, автора обобщенной психологической теории деятельности [9, 10].

В 60-80-е гг. деятельностный подход превращается в системодеятельностный. Развитие системологии в эти годы оказало существенное влияние на формирование нового качества в развитии деятельностного подхода, имеющего давнюю философскую традицию. Признаки нового качества: 1) из философского и психологического подхода он стал мультидисциплинарным; 2) обогатился достижениями системного подхода (появляется многообразие моделей деятельности с разными вариантами компонентного состава и разными структурами [3, 6]; 3) стал развиваться преимущественно как проектный метод.

В 80-е годы российский вариант системодеятельностного подхода привлёк внимание разработчиков компьютерных систем и вскоре стал международным движением учёных и проектировщиков. С 1986 г. стали проводиться международные конгрессы по исследованиям в области теории деятельности [1]. С 1988 г. по 1994 г. издавался международный журнал мультидисциплинарных исследований по теории деятельности (JournaloftheMultidisciplinaryNewsLetterforResearchActivityTheory). В 1996 г. основные положения теории деятельности были изложены на английском языке (KuuttiK., NardiB.A.)  и стали достоянием широкого круга специалистов в США и других странах [14 -16].

Нижегородская методологическая школа, опираясь на достижения компонентного анализа деятельности, представленного в литературе, разработала  авторскую концепцию восьмикомпонентной  модели деятельности [4, 5, 7, 8].

Восьмикомпонентная модель деятельности представлена на рис.1

Рисунок 1. Система деятельности 

Определение компонентов деятельности

Субъект деятельности – это индивид или сообщество людей, осуществляющих процесс деятельности.

Объект деятельности – совокупность признаков предмета, на которые направлен процесс деятельности.

Средства деятельности – все материальные явления, используемые субъектом для обеспечения процесса деятельности.

Процесс деятельности – структурообразующий компонент системы деятельности; это совокупность взаимодействий системы деятельности.

Результат деятельности – 1) в широком целостном смысле – результат  деятельности – вся система деятельности в её завершенной форме; 2) в узком компонентном отношении – результат – это преобразованный объект, в соответствии с целью.

Условия деятельности – это компоненты других систем, активно включенные в данную систему деятельности.

Система деятельности – процессуальное отношение внутренних компонентов деятельности (структурированный состав внутренних компонентов деятельности).

Среда деятельности – это внешние для деятельности системы, образующие активный фон и потенциал деятельности.

Состав и структура каждого компонента деятельности конкретизируются на более глубоком уровне анализа.Содержание субъекта раскрывается через мотивационную, информационную и операциональную готовность к деятельности (рис.2). Мотивационная готовность раскрывается на трёх уровнях бытия – на уровне цели, задач и программы по её достижению. Информационная готовность выражается в осознании проблемы, выдвижении гипотезы и наличии теории по её решению. Операциональная готовность проявляется в наличии метода, способа и методики осуществления деятельности. Процесс деятельности иерархически представлен действием и составляющими его способами и приемами взаимодействия субъекта с другими компонентами деятельности (рис.2).

Рисунок 2. Система субъекта и процесса деятельности 

Средства деятельности рассматриваются как материальные явления, используемые субъектом для расширения своих возможностей по превращению объекта деятельности в результат.В основу классификации средств деятельности положены следующие три основания: 1) средства деятельности рассматриваются как компенсаторы и усилители телесных (физических), чувственных (сенсорных) и интеллектуальных качеств человека; 2) средства деятельности взаимодействуют с веществом, энергией и информацией; 3) средства деятельности выполняют функции отражения, преобразования, хранения и трансляции.  Взаимодействие этих трёх оснований создает комбинаторику  реально существующих и гипотетически возможных 36 типов средств человеческой деятельности (рис.3).

Рисунок 3. Система средств деятельности 

Содержательное наполнение каждого типа систем представлено в концепции типологии техники [4, с. 85-89].

Результат деятельности типологизируется на соответствующий цели деятельности продукт и отход. Отход, в свою очередь, делится на полезный (положительный) и вредный (отрицательный).

Рисунок 4. Система результата деятельности

Объект деятельности может быть природа, техника, общество, человек (рис. 5). Условия и среда деятельности представлены этими же четырьмя сферами.

Система деятельности типологизируется на 8 базовых сфер (рис. 6) и производное  от их комбинаций многообразие видов и разновидностей деятельности.

Рисунок 5. Инвариант сфер для формирования объекта, условий и среды деятельности

 

Рисунок 6. Система основных родов деятельности

Теоретическая апробация концепции 8-компонентного состава деятельности проходила с 1980 по 2015 годы на ежегодных академических симпозиумах, организованных Нижегородским философским клубом и Общероссийской академией человековедения. Концепция представлена в многочисленных монографиях, статьях, реализованных проектах, защищенных кандидатских и докторских диссертациях представителей Нижегородской методологической школы[7].

Концепция 8-компонентного состава деятельности создавалась и развивалась в диалоге с аналогичными концепциями, представленными в литературе. Сравнительный анализ концепции 8-компонентного состава деятельности с концепциями компонентного состава деятельности других авторов представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ компонентного состава деятельности

№ п/п

Концепция восьми-компонентного состава деятельности

Концепции компонентного состава деятельности других авторов

1 СУБЪЕКТ Маркс (субъект труда, работник), Булгаков С.Н., Мильман В.Э., Куутти К., Эллисон М. и Мак-Грас (субъект – индивидуум и сообщество)
1.1 мотивационная готовность мотив: Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Давыдов В.В., Шадриков В.Д., Суходольский Г.В., Мильман В.Э., Куутти К.
1.1.1 цель Гегель, Маркс, Булгаков С.Н., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Щедровицкий Г.П., Конопкин О.А., Шадриков В.Д., Суходольский Г.В., Мильман В.Э., Куутти К.
1.1.2 задача Давыдов В.В., Щедровицкий Г.П.
1.1.3 программа Конопкин О.А., Шадриков В.Д., Куутти К. (внутренний инструмент –план, программа)
1.2 информационная готовность Шадриков В.Д. (информационная основа)
1.3 операциональная готовность  
1.3.1 метод Щедровицкий Г.П.
1.3.2 способ Маркс, Давыдов В.В. (способ действия)
1.3.3 методика  
2 СРЕДСТВО Гегель, Маркс (средство труда), Рубинштейн С.Л., Щедровицкий Г.П., Мильман В.Э., Куутти К. (внешние инструменты)
3 ОБЪЕКТ Гегель, Маркс (предмет труда, сырой материал), Булгаков С.Н., Щедровицкий Г.П. (исходный материал), Мильман В.Э., Куутти К.,
4 ПРОЦЕСС Маркс (процесс труда), Булгаков С.Н.  (система действий, т.е. технология), Щедровицкий Г.П. (процедура)
4.1 действие Булгаков С.Н., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Куутти К.
4.2 операция Леонтьев А.Н., Куутти К.
4.3 приём  
5 РЕЗУЛЬТАТ Гегель, Рубинштейн С.Л., Суходольский Г.В., Куутти К.,
5.1 продукт Маркс (продукт труда), Булгаков С.Н. (хозяйственный продукт), Щедровицкий Г.П., Мильман В.Э.
5.2 отход  
6 УСЛОВИЯ  Гегель, Маркс (материальные условия труда, всеобщее средство труда), Леонтьев А.Н., Конопкин О.А. (модель условий), Мильман В.Э. (условия среды), Куутти К.
6.1 природные  
6.2 технические  
6.3 общественные Рубинштейн С.Л. (социальная ситуация)
6.4 антропологические (эргономические)  
7 СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Маркс (труд), Булгаков С.Н. (труд), Леонтьев А.Н. (деятельность), Куутти К. (деятельность – система человека «делающего»)
8 СРЕДА Маркс (первоначальная кладовая и арсенал труда), Мильман В.Э.

Взаимосодействие компонентов деятельности  получению конечного полезного результата наглядно раскрывается при сопоставлении 8-компонентной модели деятельности (рис.1) и компонентов функциональной системы, разработанной академиком П.К. Анохиным[2с. 5-61] и его научной школой (рис. 7), сравнительный анализ которых представлен в таблице 2.

 

Рисунок 7. Функциональная система (по П.К. Анохину)[2, c. 46]

Таблица 2.

Сравнительный анализ компонентного состава деятельности и компонентов функциональной системы (по П.К.Анохину

Компоненты деятельности

Компоненты функциональной системы

СУБЪЕКТ афферентный синтез, принятие решения
мотивационная готовность доминирующая мотивация
цель акцептор результата действия
задача  
программа программа действия
информационная готовность память
операциональная готовность принятие решения
СРЕДСТВО обстановочная афферентация
ОБЪЕКТ пусковой стимул
ПРОЦЕСС взаимосодействие компонентов
действие действие
операция эфферентные возбуждения
приём обратная афферентация
УСЛОВИЯ обстановочная афферентация
РЕЗУЛЬТАТ результат действия, параметры результата
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ функциональная система
СРЕДА обстановочная афферентация

 

Выводы:

  1. Сравнительный анализ разработанной 8-компонентной концепции состава деятельности с аналогичными концепциями, существующими в литературе, показал следующие её достоинства: типологическую обоснованность, уровневость, полноту, преемственность и комплементарность с другими  концепциям, эвристичность, практичность для задач исследования и проектирования деятельности.
  2. Разработанная концепция прошла 35-летнюю теоретическую и практическую апробацию в процессе реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы.

Список литературы:

  1. Абульханова К.А., Александров Ю.И. Второй международный конгресс по теории деятельности // Психологический журнал. 1991. — Т.12, №3. – С.143-149.
  2. АнохинП. К. Принципиальные вопросы общей теориифункциональных систем//Принципы системной организации функций (ред. П.К. Анохин). М.:Наука, 1973. – 316 c.[электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  3. Деятельность: теории, методология, проблемы / Составитель И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 369 с.[электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:https://eknigi.org/psihologija/91000-deyatelnost-teorii-metodologiya-problemy.html
  4. Зеленов Л.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т.1: Философия. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2006. – 168 с.
  5. Методология и теория деятельности: Тез. докл. к X Межзональному симпозиуму. – Горький: НТО. — 1982. – 202 с.
  6. Мильман В.Э.Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопр. психол. – 1991. — № 1. – С.71-81 [электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:https://www.voppsy.ru/issues/1991/911/911071.htm
  7. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  8. Справочные методические материалы по разработкам Горьковского философского клуба. Выпуск I «Социум» / авторы обзора: Л.А. Зеленов, А.М. Пищик. – Горький: Философский клуб «Универсум» Горьковского Дома Ученых, 1989. – 26 с.
  9. Суходольский Г.В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности: Дис. …докт. психол. наук: 19.00.03–Л., 1982. – 407 с.
  10. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности.- Л: Изд-во Ленингр. ун-та. — 1988. – 168 с.
  11. Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. Часть I / Составители: О.И. Генисаретский. Е.М. Бизунова. – М.: ВНИИТЭ, 1990. -236 с.
  12. Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. Часть II. – / Составители: О.И. Генисаретский. Е.М. Бизунова. — М.: ВНИИТЭ, 1990. -154 с.
  13. ЩедровицкийГ.П. Избранныетруды. – М.: Шк. Культ.Полит. — 1995. – 800с.[электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://socioline.ru/pages/g-p-schedrovitskij-izbrannye-trudy
  14. Ellison, M. andMcGrath, G. M. 1998. Activitytheoryand process modelling. Proceedings of the 1998 InformationResources Management Association International Conference, Boston, MA, May 17-20.
  15. Kuutti K. Activity Theory and Human-Computer Interaction, by Bonnie A. Nardi (Editor)/ Cambridge (Mass.): MIT Press. 1996. P.17-44.
  16. Nardi B.A. Activity Theory and Human-Computer Interaction // Context and Consciousness: ActivityTheory and Human-Computer Interaction, byBonnieA. Nardi (Editor) / Cambridge (Mass.): MIT Press. 1996. P. 4-8.[электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.ics.uci.edu/~corps/phaseii/nardi-ch1.pdf[schema type=»book» name=»НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ВОСЬМИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» author=»Пищик Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found