30 октября 2013 г. Владимир Путин провел заседание Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Оно было посвящено вопросам реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, эффективности принятых в последнее время законодательных и административных мер. В его докладе отмечался целый ряд шагов по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях государственного управления, исключению противоправных, двусмысленных норм, открывающих лазейки для самоуправства и злоупотребления чиновников.
Говоря об антикоррупционной работе наших правоохранительных органов, Президент сослался на данные МВД 2012-2013 гг. Количество выявленных преступлений коррупционной направленности по этим данным, сократилось с 34049 до 29501. «Конечно, — заявил Президент, — нужно внимательно проанализировать эти цифры… с учетом скрытого, латентного характера коррупционных преступлений».
Практически со всем, о чем говорил Президент, очень сложно, практически невозможно спорить. Тем не менее, в контексте решения задач диссертационного исследования вполне уместно развить (прокомментировать) его идею о латентности коррупции.
Исследование, проведенное научным коллективом под руководствомСергея Иншакова, позволяет сделать вывод о том, что если в 2009 году было зарегистрировано 83,3 тысяч преступлений коррупционной направленности, то число фактически совершенных преступлений (зарегистрированные + латентные, не попавшие по тем или иным причинам в поле зрения правоохранительных органов) составило 1604,2 тысячи. Иными словами, соотношение зарегистрированной и латентной преступности составило 1 к 20.
Наиболее латентными коррупционными преступлениями, по оценкам Иншакова и его коллег, стали получение и дача взятки (ст. 290 и 291 УК РФ). Соотношение зарегистрированных и латентных преступлений составило по ним 1 к 75 и 1 к 70 соответственно. То есть, на каждое зарегистрированное преступление в виде получения взятки приходится 75 таких же преступлений, оставшихся вне поля зрения правоохранительных органов.
На этом основании авторы исследования сделали вывод, с которым согласен автор статьи: рост зарегистрированных коррупционных преступлений можно оценивать как показатель повышения активности правоохранительных органов, а снижение их числа — как показатель снижения этой активности. Не более того.[1]
Откат — любое негласное вознаграждение служащего административного органа за принятие выгодного ему управленческого или хозяйственного решения в рамках его должностных полномочий. Откатополучатель — это всегда управленец или менеджер, в силу своего положения имеющий возможность распоряжаться ресурсами своей организации (бюджеты, товары, услуги и т.д.) принимает решение об их использовании руководствуясь не только интересами своей организации, но и личной выгодой. Форма, которую принимает благодарность откатодателя в данном случае не важна. В вульгарном случае это может быть конверт с наличными, в хитроумном — контракт с перечислением энной суммы на счет карманной фирмы откатчика, например, за проведение некоего абстрактного «научного» исследования («лекции» депутата Пономарева).
Даже поверхностное ознакомление с территорией «отката» позволяет определеить величину «откатных». Его показатель находится в диапазоне 5-10% от объема сделки. Традиционно настоящим заповедником считается сфера бюджетных закупок и контрактов, где этот показатель составляет около 35%. До 50% могут доходить откаты чиновникам, например, в такой области как закупка импортной медицинской техники.[2]
Здесь следует отметить, что в странах глубоко укоренившегося капитализма уже давно выработались «антитела» против вируса отката в виде законов и этических кодексов, регламентирующих поведение менеджеров и госслужащих. Откаты стали опасным занятием, а потому откатчики вынуждены задействовать все более сложные и закамуфлированные схемы. Самые откатоопасные направления в нашей стране и на Западе одни и те же: IT-рынок, фармакология, страховой бизнес, маркетинг, реклама. Правда, «наши»откаты, как правило, принимают неприкрытую и беззастенчивую форму. То ли наши откатчики слишком бесстрашные, то ли мало пуганные.
Подробная классификация коррупции представлена в следующей таблице:
Таблица
Типология коррупции
(по М.Н. Билинской, В.В. Моисееву, В.Ф. Ницевичу) [3]
Критерий типологии | Виды коррупции |
Кто злоупотребляет служебным положением | — государственная (коррупция чиновников)
-коммерческая (коррупция менеджеров фирм) -политическая (коррупция политических деятелей) |
Кто выступает инициатором коррупционных отношений | — вымогательство взяток по инициативе руководящего лица
— подкуп по инициативе просителя |
Кто является взяткодателем | — индивидуальная взятка (со стороны гражданина)
— предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) — криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей, например наркомафии) |
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя | — ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)
— тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) — взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю) |
Степень централизации коррупционных отношений | — децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по своему усмотрению)
— централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и вышестоящими чиновниками) — централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки собираемые вышестоящими чиновниками частично делятся с нижестоящими) |
Уровень распространения коррупционных отношений | — низовая коррупция (в низшем и среднем эшелоне власти)
— верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) |
Форма выгоды от коррупции получаемой взяткополучателем | — денежные взятки
— коттеджи, квартиры, машины, доходная должность и др. |
Из приведенной таблицы следует одно: коррупция многолика и тем самым имеет основательный потенциал для приспособления, а стало быть живучести существования.
Список литературы:
- Иншаков С.М. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография. ЮНИТИ-ДАНА. М., 2011-839 с.
- См. Денисов Дмитрий. Территория «отката».-«Бизнес-журнал» №8 от 26 апреля 2006 г. Правда, А.Макаревич в открытом письме В.В. Путину оперирует показателем отката в 70%.
- См.: Билинская М.Н., Моисеев В.В., Ницевич В.Ф. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия.[schema type=»book» name=»Латентная коррупция» description=»в статье отмечался целый ряд шагов по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях государственного управления, исключению противоправных, двусмысленных норм, открывающих лазейки для самоуправства и злоупотребления чиновников, констатируется существование взаимосвязи между коррупцией, коррупционной преступностью.Масштабная коррупция среди руководящих работников высокого уровня в исполнительной, судебной и законодательной ветвях власти может оказывать разрушительное влияние на демократию, принципы верховенства закона и социально-экономическое развитие. » author=»Кондратенко Г.Г» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]