Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СЕМИОТИКА КОСТЮМА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА МОДЫ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СЕМИОТИКА КОСТЮМА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА МОДЫ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

На современном этапе развития научных направлений актуальность приобретают исследования, проводимые в интегративной области. Одной из таковых представляется пространство гуманитарных изысканий. Задавая объект и предмет настоящего исследования, обратимся к важному свойству семиотики – ее междисциплинарности, которое позволяет мыслить язык костюма как систему знаков и изучать его многомерное пространство. Исходя из этого, объектом настоящей статьи представляется собственно междисциплинарный аспект интерпретации языка костюма, а предметом – актуализация данного свойства в различных направлениях – философии, культурологии, искусствоведения, социологии, психологии, межкультурной коммуникации, экономики, филологии – в которых семиотика костюма находит свое специфическое выражение.

В связи с тем, что понятие «мода» имеет гораздо более широкое значение и сферу влияния, чем мы привыкли представлять, несколько поясним, не вдаваясь на данном этапе в пространный анализ этого термина в широком смысле, круг наших интересов применительно непосредственно к настоящей работе: это, безусловно, «мода» в понимании костюма, надеваемой человеком одежды, семиотика моды (костюма), как часть семиотики искусства.

Анализ исследований в области изучения костюма в контексте феномена моды позволяет выявить многомерность подходов, в числе которых отметим: семиотический (направлен на анализ символизации процесса потребления); когнитивный (мода рассматривается как семиосфера, система ценностей, каналов передачи и переработки информации); прагматический (включает цель и стратегии рекламы и потребления продуктов моды); антропологический (изучает систему «мода-человек»); социологический и культурологический (исследуют системы «мода-общество», «мода-культура», ранжируя субъектов как потребителей); феноменологический (вычленяет из мира повседневности моду как феномен, детерминирующий сознание); герменевтический (способствует пониманию процессов, происходящих в индустрии моды); синергетический (выявляет гармонию между хаосом и порядком в мире моды).

Разнообразие подходов обусловливает применение различных методов, среди которых перечислим: аналитико-синтетический (вычленение отдельных элементов как знаков с последующим их обобщением); сравнительно-типологический (сопоставление различных концепций моды); контекстуальный (рассмотрение модного образа в режиме «здесь» и «сейчас»); системно-функциональный (установление целостности феномена моды); конкретно-исторический метод (выявление специфики эволюции моды).

Методологической основой исследований явились фундаментальные положения о моде как: знаковой системе взаимосвязанных элементов, языке культуры, феномене межкультурной коммуникации; а также положения, утверждающие единство формы и содержания, связь теоретического и эмпирического знаний в философии и культуре, диалектическую взаимосвязь моды, познания, человеческой культуры и действительности.

Начнем с некоторых фундаментальных трудов, вдохновивших дальнейшее изучение феномена моды в различных ее ипостасях. В этой связи особую ценность в направлении исследуемой проблемы представляют работы французских философов Р. Барта и Ж. Бодрийяра. К примеру, Ролан Барт рассматривает моду как особый язык культуры, как коммуникацию особого содержания [1]. Жан Бодрийяр, в свою очередь, представляет современность как специфическую систему кодов, выражением которой служит мода [2]. Анализ семиотических систем, предпринятый Р. Бартом и Ж. Бодрийяром в рамках «философии подозрения», способствует выявлению сходства их концепций о том, что создаваемые обществом культурные объекты одновременно и произвольны в качестве знаковых систем, и обоснованны в качестве рациональных процессов [6].

А.Б. Гофман исследует структуру и функции моды на основе социологического объяснения «модного» стиля жизни [4]. А немецкий социолог Г. Зиммель одним из первых использовал понятие «дуализм моды». Согласно ученому, мода, с одной стороны, есть подражание какому-то образцу поведения, принятого в данном обществе; с другой стороны, она развивает у индивида стремление к дифференциации в обществе, к выделению из общей массы [7].

 Существенным прорывом в области семиотики для нас представляются труды отечественного философа, культуролога, семиотика Ю.М. Лотмана. Выдающийся ученый оставил богатое научное наследие в области исследования семиотики культуры, семиотики поведения в целом и семиотики модного поведения в частности. Согласно Ю.М. Лотману, мода – динамическая составляющая культуры, одно из значимых ее явлений. Мода определяется автором как «синхронно замкнутая структура», и в этом нет противоречия. В этом положении заложен принцип диалектического развития: с одной стороны, мода – замкнутая структура, с другой стороны, она обладает свойством изменяться [10, с. 499].

Попробуем в общих чертах в пределах данной статьи обобщить некоторые исследования последнего десятилетия, проведенные в области изучения костюма (моды) в обозначенных направлениях по следующим специальностям: Теория и история искусства; Теория и история культуры; Религиоведение, философская антропология и философия культуры; Социальная структура, социальные институты и процессы; Социальная философия; Эстетика; Теория, методология и история социологии и др. Это работы, в той или иной мере направленные на изучение в целом семиотики искусства, конкретно моды (костюма) в контексте межкультурной и социокультурной коммуникации, а также фотографии моды, эстетической функции моды, ее роли в гендерной ипостаси в общем и в женской одежде в частности [см.: 3; 5–6; 8-10; 12–14].

Остановимся на некоторых работах подробнее. Собственно семиотический ракурс в мире моды в рамках межкультурной коммуникации изучается на трех уровнях, представляющих собой структуры (технологический, иконический, вербальный) с различной динамикой. Они могут быть дополнены математической структурой, позволяющей производить компьютерную обработку визуальной информации, связанной с модой. Особую значимость при этом приобретает имплицитный (неявный) уровень знаково-символической системы моды (костюма), исследование которого должно быть сравнительным, «межкультурным». Такой подход позволил в системе китайской культуры (моды) наряду с абстрактными (неявными) и конкретными (явными) знаковыми уровнями выделить промежуточный слой «срединной символики». Ей свойственны признаки амбивалентности, концентрации, многозначности, трансформации семиотических значений. К примеру, восприятие западной моды в Китае показывает, «как один и тот же костюм по-новому интерпретируется, воспринимается, встраивается в уже имеющуюся культурную сетку» [14, с. 9].

Исследование степени произвольности моды как знаковой системы представляется частной проблемой, производной от базовой проблемы произвольности знака в общем, методологическом смысле. При этом в пространстве культурных кодов ведущая роль отводится невербальной коммуникации, влияющей на вербальную коммуникацию. Вездесущность моды (ее «всеохватность» и «всеобщность»), выраженная в ее постмодернистской ориентации (полистилизме, ретроспекции, прецедентности), становится фактором, обусловливающим «инициирование и пропагандирование» гуманистических экзистенциальных ценностей, таких как: целостность природы и человека, культурная терпимость, единство индивида и социума, мир и ответственность и др. с целью помочь современному поколению преодолеть нынешнюю бездуховность. При этом процесс мультикультурализма представляется как фактор нивелирования культурных различий, всеобщего распространения западноевропейских ценностей. Анализ изменений, происходящих с модой в начале XXI века, позволил выявить ее амбивалентный характер, прослеживающийся в одновременном существовании противоположных ценностей и характеристик моды, что указывает на состояние кризиса и утрату ориентира ее дальнейшего развития. В связи с этим остро встает вопрос о будущем моды как феномена культуры [11].

На наш взгляд, актуальность данного вопроса – мода как феномен культуры – не подлежит сомнению. Однако необходимо уточнить вопрос о нивелировании культурных различий и распространении западноевропейских ценностей в связи с глобализационными процессами. Если, к примеру, в области языка процессы глобализации приводят к чрезмерным заимствованиям конкретно из английского языка во многие другие, засоряя при этом их, что находит выражение в вербальном коде, то в сфере моды мультикультурализм актуализируется в невербальном коде, развивая, совершенствуя систему невербальных знаков. Думается, что этнический стиль в настоящее время есть именно то пространство, которое может быть выражением современного процесса глобализации.

Представители самых разных культур и национальностей испытывают интерес к чему-то новому, экзотическому для себя. «Этнический стиль» в моде сформировался в 1970-х гг.; основанный на использовании покроя, традиционных цветов и отделок, декоративных элементов и украшений, этот стиль явился неким синтезом культур, объединив в целое элементы национальных костюмов практически со всего мира.

Индустрия моды находит в этностиле новые источники вдохновения и черпает из него элементы, порождающие новые образы, способные сочетать в себе общекультурные и национально-культурные ценности. Свидетельство тому – проведение международных, всероссийских, региональных конкурсов, форумов, мастер-классов, образовательных программ в сфере моды, «пропагандирующей» этнический стиль и межкультурную коммуникацию.

Подводя итог характеристике междисциплинарного аспекта семиотики костюма (моды), обозначим перспективу нашего исследования в направлении изучения этнического стиля в целом и семиотики этнического костюма в частности. Процессы глобализации и массовой культуры способствуют возникновению нового этапа межкультурной коммуникации, когда «синхронно замкнутую структуру» (по Лотману) можно описывать как открытую систему с новым интерпретативным потенциалом.

Список литературы

  1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.
  2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. – 387 с.
  3. Васильева Ж.В. Фотография моды в культуре России рубежа XX-XXI вв.: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2008. – 24 с.
  4. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: КДУ, 2013. – 228 с.
  5. Грусман М.В. Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации: автореф. дис.… канд. культурологии. СПб., 2010. – 22 с.
  6. Емельянова М.А. Семиотика искусства в зеркале французского постструктурализма: Барт и Бодрийяр: дис. … канд. филос. наук. Курск, 2009. – 150 с.
  7. Зиммель Г. Мода. Избранное: Том. 2. М.: Юрист, 1996. – 608 с.
  8. Казбулатова Г.Х. Костюм и знаково-эстетическая деятельность. М., 2002. – 21 с.
  9. Курдюмова Р.Б. Эволюция концепций моды как социокультурного явления: историко-критический анализ: автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2005. – 26 с.
  10. Лотман Ю.М. Статьи и исследования / Семиосфера. С. – Петербург: Искусство – СПБ, 2000. – С. 462–663.
  11. Нагорских Т.Н. Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009. – 26 с.
  12. Нестеренко Е.В.Мода как способ символизации социальных изменений    и тенденции ее институционализации в современном обществе: на примере моды на женскую одежду: автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2005. – 19 с.
  13. Родионова Д.Д. Роль и функции моды в репрезентации гендерной трансформации культуры эпохи постмодерна: дис. … канд. филос. наук. Кемерово, 2004. – 185 с.
  14. Ян Цзя. Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации: автореф. дис. … канд. культурологии. Шуя, 2011. – 16 с.[schema type=»book» name=»СЕМИОТИКА КОСТЮМА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА МОДЫ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ» description=»В статье описывается междисциплинарный характер исследования семиотики костюма. В ней показывается интегративность подходов (социологический, культурологический, семиотический, когнитивный и др.) и методов изучения (системно-функциональный, контекстуальный, сравнительно-типологический и др.) семиотики костюма как объекта исследования. В рамках мультикультурализма и процессов глобализации выявляется актуальность изучения этнического стиля как эстетического феномена. » author=»Манасян Лиана Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found